Критерий Истины - враг Истины

Sep 28, 2021 09:40

Этот текст относится к циклу Умное делание для мирян

Встретишь будду -- убей будду

Много времени я замышлял этот текст, и первоначальное название его было «Основной критерий Истины». Я собирался рассказать в нём, как узнавать волю Твою при помощи молитвы, но сам же, пользуясь этим «основным критерием», каждый раз обнаруживал, что Тебе почему-то не угодно, чтобы я сел и написал его. Но такие усилия никогда не остаются бесплодными. По сути дела, весь цикл «Как узнать волю Божию» является побочным следствием серии этих неудачных попыток.

В итоге мне Ты даровал мне осознание фундаментальной причины этих моих неудач, и я понял, что прежде всего я должен заменить амбициозное наименование этого текста иным, более скромным, пусть и парадоксальным. Причина этого в том, что любой критерий Истины с фатальной неизбежностью начинает в какой-то момент заменять собою Тебя Самого, живую и ничем не заменимую Истину.

По сути дела, одна из первых Твоих заповедей - «Не сотвори себе кумира» - выражает собою тот же самый аспект Истины: всякое изображение является Твоим изображением лишь тогда и лишь до тех пор, пока Ты Сам считаешь его Твоим изображением. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. (с)

Тебя Самого, Твою волю невозможно заменить никаким «критерием», и сила любого критерия зависит от Твоей свободной воли. Когда Тебе угодно - критерий эффективно работает, соединяя нас с Тобой. Но как только Тебе это становится неугодным, тот же критерий становится препятствием на пути к познанию Истины, отделяя нас от Тебя, Самой воплощенной Истины. Ведь любая связка разделяет.

На это самое указал Варсонофий Великий, когда его спросили, почему Бог не дарует людям некий окончательный текст, в котором Истина выражалась бы полностью и окончательно, не допуская возможности неправильного истолкования. Ведь данную Тобою Библию люди сплошь и рядом понимают неправильно, и она нуждается в толкованиях. Но это полбеды: беда в том, что и эти толкования тоже понимают неправильно, так что возникает нужда в толкованиях на толкования, и так без конца. Так почему бы Тебе не дать нам такой несокрушимый критерий, о котором мы могли бы сказать: Вот наша броня! Теперь Сама Истина нам больше по сути дела и не нужна, теперь Она никуда от нас не денется, и когда мы захотим, мы в любое время сможем уловить Её в наши сети. Теперь уже не мы принадлежим Истине, но Истина принадлежит нам!

Ведь нельзя же сказать, будто Ты не можешь дать нам такой критерий. Ты можешь всё. Даже если верен принцип, согласно которому «мысль изреченная есть ложь», Ты-то выше любых принципов. Не Ты ли Источник всех принципов и законов и их законный Владелец? Тут опять как с тем пресловутым камнем: можешь ли Ты создать камень, который Ты не можешь поднять?

Конечно, можешь! Ты же всемогущ. Просто Ты не хочешь его создавать, потому что создать такой камень означало бы оказаться от всемогущества. Можешь ли Ты отказаться от всемогущества? Конечно! Но Тебе угодно быть всемогущим. Тебе нравится Самому быть и Истиной, и последним Критерием Истины. Всё очень просто: получив окончательный критерий Истины, мы бы более не нуждались в Тебе, и этот глупый критерий, камень-который-нельзя-поднять, с того времени и сделался бы нашим божеством вместо Тебя.

Ты Истина, и Ты же Критерий Истины. Ты и есть Камень, который нельзя поднять. В истории человечества был момент, когда люди заполучили в свои руки окончательный Критерий Истины, Тебя самого - и тут же испытали, проверили на прочность, распяв Тебя на Кресте: «Если Ты и вправду Сын Божий, сойди ныне со Креста, и уверуем в Тебя!»

Но почему, почему Ты не сошёл с Креста, почему не воцарился и не повёл за Собою Твой народ?

Ведь Ты же и есть Истина, и нет ничего выше Тебя. Ради Кого же Ты умер на Кресте, оставив проверявших Тебя на прочность в растерянности и смятении? Они возвращались в город, бия себя в грудь, потому что солнце померкло, и земля вострепетала, и всякая человеческая душа ощутила в тот час, что какая-то очень важная возможность вот только была утрачена, и необратимо утрачена, потому что мы, люди сделали свой Главный выбор.

Ты дал ответ Своим ученикам на Тайной Вечери, когда шёл на Крест:

Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам это для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я говорил вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; и о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Когда Ты открыл ученикам Своим, что Тебе угодно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убитым, апостол Петр начал спорить с Тобою, говоря:
- Будь милостив к Себе, Господи! пусть не будет этого с Тобою!
Ты же, обратившись, сказал Петру:
- Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

В этом-то заключается учение православного сатанизма: не пустить Тебя на Крест, сделать из Тебя будду!

Если же Ты с Собой Самим так поступил, то не безумием ли было с моей стороны намерение предложить моему дорогому читателю молитву как «Основной критерий Истины», упразднив тем самым безумие Твоего Креста.

В дзен-буддизме есть такая шутка с нешуточным смыслом: Встретишь будду - убей будду!
Именно так, по-дзен-буддистски и поступили люди, когда наконец встретили Тебя: они убили Тебя.

Суть христианской проповеди в том и состоит, что она безумна: мы проповедуем Христа распятого. Ты и есть Сама Истина - но Ты умер ради Истины, открыв тем самым путь Истине. Ты умер - и ради Твоей жертвы к нам пришёл Утешитель, Дух Истины, незримый всемогущий Бог, который настолько же выше всех критериев, насколько выше их Ты Сам. Для того-то Ты и сошёл во ад, чтобы остаться не только Истиной, но и Критерием на этой Божественной высоте.

Всякий мост, по которому человек приходит к Тебе, рано или поздно должен быть сожжён.

И потому нелепым и неразумным было моё намерение предложить моего дорогому читателю молитву как последний и окончательный Критерий. Молитва к Тебе не выше Тебя Самого - и если Ты Сам Себя не пожалел, чтобы утвердить Себя Самого как Истину - то Ты, конечно, не остановишься ни перед чем. И это действительно страшно, потому-то и трепещут перед Тобою все боги и демоны. Потому-то Крест Твой и стал знамением вечного ужаса для Твоих врагов, и знамением окончательной победы для тех, кто кланяется ему.

-----------------

Ну вот, теперь-то, наверное, сказав все эти необходимые слова, я всё-таки могу предложить моему дорогому читателю молитву в качестве критерия Истины? Ведь не бывает такой глупости, чтобы человек сотворил кумира из заповеди «Не сотвори себе кумира»?

Увы, бывает! Я напрасно надеюсь на благоразумие человеческое. Ведь именно так и поступили иконоборцы: они сотворили себе кумира из заповеди «Не сотвори себе кумира». Эти фанатики разрушили высокую культуру Античности, второй раз распяв Христа и ввергнув человечество в мрачную бездну Средневековья. Сегодня их последователи воспевают это самое Средневековье как лучшую, христианнейшую эпоху в истории человечества.

Ну так что же - лучше мне молчать? Заповедь Гиппократа гласит primum non nocere ( «прежде всего - не навреди»), но если буквально следовать ей, превратив её в кумира, то к Тебе лучше и вовсе не приближаться, потому что Ты Огонь попаляющий. Итак, Ты Сам рассуди, кто готов и кто не готов воспринять сказанное в этом тексте. И защити нашего читателя от неизбежной глупости, конечная причина которой - ограниченность тварного естества - может быть преодолена лишь Тобой Самим.

Итак, Основной Критерий Истины. Он прост: всякое дело, несовместимое с правильной молитвой - от лукавого.

Этот же критерий правильного дела является критерием и правильного образа действия. В другом месте мы говорили: всякое дело может быть угодным и не угодным Тебе в зависимости от того, как именно оно делается. Потому скажем и так: тот способ действия, который несовместим с правильной молитвой, не может быть угодным Тебе, потому что Тебе угодно, чтобы мы находились в непрестанном общении с Тобой, молясь во всякое время, на всяком месте, при всяком деле. Вот почему основой правильной православной аскезы - аскезы ума - является навык непрестанной молитвы.

По большому счёту, этот Основной Критерий - частный случай более общего принципа, принципа гармонического соответствия: любое угодное Тебе дело гармонично сочетается с любым другим угодным Тебе делом. Угодные Тебе дела взаимно восполняют и обогащают друг друга. Потому в качестве Критерия Истины годится, по большому счёту, любое угодное Тебе дело. До тех пор, пока оно угодно Тебе, оно и является Критерием: те дела и те образы действия, которые не сочетаются с ним, Тебе не угодны. Пользуясь им как Критерием, можно проверять и правильность самой молитвы! То есть, если молитва не сочетается с угодным Тебе делом, значит это неправильная молитва.

Проблема лишь в том, что любое дело, которое мы привыкли использовать в качестве Критерия, может в любой момент перестать быть угодным Тебе, даже молитва. Точнее, не дело, не молитва как таковая, а образ действия, способ молитвы! повторюсь: любое дело может быть угодным или неугодным Тебе в зависимости от того, как именно оно совершается. В тот момент, когда это дело становится Тебе неугодным, оно превращается в тот самый Кумир, о котором сказано: «Не сотвори себе кумира». Точнее, опять-таки, не дело как таковое, а образ исполнения этого дела.

Ну хорошо, а как же всё-таки отличить, угодно ли Тебе какое-то дело или образ действия - или нет? ... Ах, как же хочется нам заполучить какой-то окончательный Критерий, имея который, мы могли бы уже… ну нет, не то чтобы обходиться без Тебя Самого, но в любой момент снова обрести Тебя, когда нам захочется общения с Тобой… эти слова и звучат-то дерзко, но надо же с чего-то начать?

Начать надо с Церкви. Участие в жизни Церкви угодно Тебе, и оно тоже является Окончательным Критерием. Потому-то и Церковь разделяет судьбу любого Окончательного Критерия, и работает это так: Церковь то и дело претерпевает расколы. Вот ты только что был в Церкви, а вот уже и нет, уже не в Церкви, потому что твоя конфессия откололась от Церкви. Каждый раскол - это новое распятие Христа, потому-то расколы снова и снова происходят - ими тоже поддерживается неустранимое безумие христианской проповеди.

См. Церковь как абсолютный критерий Истины?

молитва

Previous post Next post
Up