Всякий человек, который начинает рассказывать, как на самом деле устроена реальность, на самом деле рассказывает о том, как устроена его психика.
Рождество близко.
Всё живое естественно консервативно, ибо стремится к сохранению гомеостаза. Потому обращение к Тебе кажется чем-то неестественным, ведь Ты -- источник перемен. И кто обращается к Тебе, не останется прежним.
Не останется прежней реальность человека, который начинает говорить что-то, обращаясь к Тебе. Почему мне так трудно писать, обращаясь к Тебе, что я всякий раз буквально силой понуждаю себя к этому? Потому что я не знаю, что из этого выйдет, и к чему приведёт. Обращение к Тебе это риск, и кто этого не понял, тот ещё и не начал понимать, кто Ты такой. И прежде всего это риск психологический. Ты за пределами любой реальности. Ты невообразим и никаким способом не можешь быть вписан в какую бы то ни было реальность.
Начиная говорить с Тобой, я всякий раз сознательно иду на разрушение своей реальности. Потому-то и невозможно знать заранее, к чему это приведёт. Ведь любое "знание заранее" предполагает наличие какой-то реальности, внутри которой имеет смысл это "заранее". Но я обращаюсь к Тебе сейчас, не зная, чем окончится моя речь. Потому что просто нет никакого другого способа ответить на вопрос, почему в результате моих духовных странствий я пристал к Тебе и упорно держусь за Тебя, несмотря на специфическое неудобство, которое неразрывно связано с нестабильностью, непредсказуемостью, фактическим отсутствием гомеостаза.
Быть с Тобой значит постоянно выходить за свои собственные пределы. Быть с Тобой значит постоянно отрекаться от самого себя и всего, что уже удалось понять и построить. Потому что Ты -- Источник перемен.
Но вот что меня утешает: сознание неизбежности перемен. Сколько бы я ни держался за данную реальность, её крушение неизбежно, потому что Ты никого не оставишь в покое. Ты создал нас ради бесконечного движения, бесконечной погони за Тобой, вечно Желанным и Неуловимым.
Изначально я пустился в это путешествие, потому что желал выйти за пределы советской материалистической реальности, внутри которой меня родили и воспитали, где я ощущал себя пленником, ничтожной пылинкой в гигантском пылесосе, маленькой бактерией, от рождения обреченной на страдания, смерть и возвращение вечное небытие. Я искал иной реальности, более комфортной и более заслуживающей моей любви и преданности -- и не нашёл.
Я нашёл лишь знание, что у в любой реальности есть свой господин, и любая реальность и относительна, и неустойчива, и ненадёжна. Потому что господ много, и между ними нет мира. А значит, если выбирать между реальностями, то надо выбирать ту, Господин которой сильнее всех прочих господ.
Ты и есть Господь всех господствующих. По определению. Если тот, с кем я говорю, не таков, значит это и не Ты. Меня интересует лишь Бог всех богов, и на меньшее я не согласен. И только к Тебе я обращаюсь.
Неожиданным и неприятным стало для меня открытие, что у Тебя нет определенной стабильной реальности. Для чего Ты вечно возводишь нас всё выше и выше, от силы в силу, не давая успокоиться в счастливой завершённости? Это совсем не похоже на нирвану, которой я искал изначально, и в которой собирался остановиться.
Ты всегдашний источник нового, непознанного, и потому Сам Ты непознаваем. Если бы я познал Тебя до конца, то уже ничего нового бы не осталось, потому что в Тебе всё. Но Ты вечная Загадка, находя очередную разгадку Которой я снова и снова оказываюсь перед новыми загадками. Здесь есть какие-то черты нирваны, какое-то сходство. Однажды взойдя от прежней силы в новую силу, мы и впрямь успокаиваемся. В каком-то смысле мы и впрямь достигаем финальной цели, вечного блаженства. Движение продолжается -- но в каких-то новых измерениях, прежде просто невообразимых. И так без конца.
Потому-то так важно, что Ты человек. Если бы Ты Сам не был нашим Учителем, то этот безумный полёт был бы пагубным для наших душ.
Даже в мелкой и пошлой магии без учителя нельзя, потому что кто-то должен удержать человека от неизбежного падения, когда магический опыт разрушает его прежнюю реальность, выбивая почву из-под ног. Задача учителя магии -- сохранить разум ученика. Нарушение гомеостаза ведёт к смерти всё живое, и разумная жизнь не является исключением. Гомеостаз разума есть поддержание определенной реальности. Разум непрерывно работает, вписывая в принадлежащую ему реальность новую и новую информацию, порой неудобоваримую. Когда столкновение с магией рушит эту реальность, разум может уступить место безумию (как это случилось и со мной). И горе тому, кто не имеет учителя.
Тем более всякий, кто следует за Тобой, остро нуждается в Учителе. Потому что встреча с Тобой не оставляет камня на камне ни от какой реальности. И очень любезно с Твой стороны, что Ты Сам стал человеком, чтобы всякий, кто пожелает, мог стать Твоим учеником. Как сказал Твой пророк Твоими словами: "Это Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей."
Вот почему я Твой ученик, то есть, христианин. Кто думает в Путешествии по реальностям обойтись без Учителя, тот или ещё не понимает, что ему предстоит, или уже безумен, потому и кончит безумием.
Люди недаром так сторонятся Тебя. Они бессознательно боятся Тебя, интуитивно предпочитая Тебе любое учение, какое угодно описание реальности, лишь бы какое-то было. Что угодно, только не встреча с Тобой! И тут идёт в ход любая чепуха, любая суета ("часы патриарха") -- настоящий смысл которой -- повод держаться от Тебя подальше. Потому что встреча с Тобой пагубна -- не для самого человека, а для его реальности. А любой человек инстинктивно держится за свою реальность руками, ногами, зубами. "Чудес не бывает" Люди естественно боятся, сторонятся безумия, которым грозит бытие за пределами какой бы то ни было реальности. И я сам этого боюсь.
В каждый данный момент у меня есть реальность. Сегодня одна, а завтра другая. Но я снова и снова собираюсь с силами, и начинаю рушить эту реальность, внимательно призывая Твоё имя. Молитва Тебе это духовный суицид. Но Ты снова и снова оживляешь того, кто умирает ради Тебя. Вот почему я выбрал быть странником, следующим за Тобой. Я странник, потому что Ты и Сам не имеешь, где главу приклонить. Зато Ты и не нуждаешься в этом, Сам будучи Первоисточником всего, имея в Себе даже Причину Своего Собственного бытия, потому что Ты и Отец -- одно.
[Обсуждение]> Разве Бог - это не объективная реальность?
Мой Бог -- нет. Он выше.
> Как можно быть выше объективной реальности?
Бог может быть, а может не быть. Он не обязан быть. А объективная реальность не может не быть.
> Надо над этим подумать. Для меня Бог и есть объективная реальность.
Это ты Его недооцениваешь. Вот сам ты для себя - да, объективная реальность, потому что ты для себя не можешь не быть. Бог - выше. Просто помолись Ему, чтобы Он открыл. Молитва это не реальность, а дискурс, которым разрушается любая реальность. В твоей реальности сейчас нет ничего выше объективной Истины. Возьми и разрушь её.
.......
> Теперь я согласен. Бог может все. Даже исчезнуть.
Конечно. Он не обязан существовать. Потому-то Он и не является объективной реальностью. Слишком сильна в Нём субъектность.
> То есть, Он одновременно существует и не существует, получается?
Он существует, потому что хочет существовать. Ему угодно быть, и притом быть Богом.
> А мы существуем, потому что должны существовать?
Мы существуем потому, что Ему угодно наше существование.
> Ему угодно быть, и притом быть Богом... Но и человеком.
Да. И человеком. Что кардинально облегчает нашу задачу. Иначе она была бы просто невыполнимой. Никто бы не выдержал беспредельности этого безумия.
> Мы существуем потому, что Ему угодно наше существование. И все, что происходит, происходит потому, что Ему это угодно?
Да, именно. Кроме греха. Грех это стремление к тому, что Богу неугодно. Но что Ему неугодно, того не будет. Грех никогда не достигает своей цели.
> А почему из-за грехов человек удаляется от Бога?
Потому что грех это отказ человека быть Богом. Или иначе, псевдообожение. Инициатива греха в человеке всегда исходит от какого-то бога, который хочет занять в нашем сердце место Бога.
> Отказ быть Богом или богом?
Суть греха в том, что человек довольствуется малым. Люди созданы для того, чтобы стать Богом, а им предложили стать как боги.
> А чем отличаются боги от Бога?
Тем, что они тварны. Остальное следствие.
> Так мы же, если станем Богом по благодати, не перестанем быть тварными. Мы же и существуем-то лишь потому, что Ему угодно наше существование.
Максим Исповедник пишет, что мы станем по благодати нетварными.
> Ух. Звучит даже как-то опасно.
Замысел о тебе был у Бога всегда. Сам ты появился недавно. Но в обОжении ты соединяешься со своим логосом, то есть замыслом Бога о тебе.
> Чем дьявол отличается от святого? Просто говоря, чем он плох?
Святой следует за Богом, а дьявол ведёт свою собственную игру. В сущности, дьявол безумен. Отказываясь слушаться Бога добровольно, он служит Ему невольно. Дьявол создаёт свои реальности, в которых он бог, и это безумное занятие, потому что Непознаваемый Бог непременно разрушит их. "Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!"
ПОЭТИЧЕСКИЙ ПОСТСКРИПТУМ.
Почему мужчины умирают во сне? Их тянет в Путешествие.
Цитирую:
В небе серо, в небе грустно. Луг пожух, и лес испуган. Плачут лебеди да гуси И текут по небу к югу. Птицы плачут - сердцу больно, Оттого ль за острым клином Побежал мужик по полю От хибары, от скотины. От жены - трудом согбенной, От детей, вослед кричащих, От скирды гнилого сена... Он хотел взлететь над чащей. Он хотел обняться с высью, Он хотел расстаться с пашней, Он хотел взлететь над жизнью, Над собой - смешным и страшным. И вонзал он в небо руки С криком - чуть не журавлиным, И ветвились в сладкой муке Струны жил на шее длинной. "Улечу!" - и с этой верой Он бежал, взлетая в волю... И упал комочком серым На краю родного поля. Подошла жена родная, Остудила лоб ладонью: - Ты куда бежал? - Не знаю. - Ты чего хотел? - Не помню.