Эта заметка продолжает тему, затронутую в тексте
Кто правит миром? (Почему я верю в существование Мировой Элиты) Во время оно, ещё до украинского Майдана, я очень мало интересовался политикой, так как полагал вполне достаточной для моих целей теорию, согласно которой миром управляет Сам Бог, заранее предвидящий наши поступки и использующий их как элемент Своего замысла.
Конечно, я давно уже понял, что в Промысле Бога страшно важно различать две разные, даже противоположные стороны, которые богословы именуют "благоволение" и "попущение". Иное дело, когда Бог сам действует и содействует людям, достигая Своих целей. И совсем иное - когда Бог для тех же самых Целей бездействует, позволяя людям совершать ошибки и делать зло. Если не отличать одно от другого, то исчезнет и различие между добром и злом, всё сделается абсолютно относительным и условным.
Ведь абсолютная относительность - это оксюморон. Не слишком-то умен тот, кто всерьез верит, будто бы он ни во что не верит. Ненамного дальше продвинулся тот, кто принимает в качестве постулата, что нет ни одного ненарушимого постулата. Когда-то во дни туманной юности, в студенческие годы, я пытался разработать последовательную философию абсолютной относительности. Я рассуждал так: если всякий принцип условен и безусловна лишь относительность и условность любого принципа, то и сам этот принцип (что все условно) тоже должен быть условным, тоже должен когда-то как-то нарушаться. Но как? А очень просто: самим по себе фактом своего существования он и нарушает сам себя! И таким образом утверждает свою универсальную, всеобщую применимость через свое собственное самоотрицание.
Позже, уже прикоснувшись к Истине, я использовал эту готовую концепцию для осмысления мнимого парадокса Божественного всемогущества. "Может ли Бог создать камень, который Он не смог бы поднять?" Правильный ответ: конечно, может! но не хочет. Создать такой камень для всемогущего Бога означает отказаться от Своего всемогущества. А Богу угодно и быть, и оставаться всемогущим. Для Всемогущего его собственное всемогущество не является пределом, ограничивающим Его возможности. Всемогущий на то и всемогущ, что если захочет, легко может перестать быть всемогущим. Просто Он этого не хочет. Может, но не хочет - вот правильный шаг от наивного юношеского цинизма "абсолютной относительности" к абсолютной Истине. Концепция свободной воли необъятно грандиозна, и она включает в себя всю эту детскую "относительность" как частный случай.
Ограничивает ли Сам Себя всемогущий Бог? В каком-то смысле, да! Ведь Он мог бы сделать всё, что Ему угодно. А делает лишь то, что Ему угодно. Для нас, бедных и ограниченных, способность делать всё, что захочешь - это предел любых мечтаний. В самом деле, можно ли намечтать что-либо более грандиозное? А для по природе Всемогущего делать лишь то, что Ему угодно - это тоже своего рода самоограничение. Он делает не что попало, а лишь то, что хочет. Но единственное Его "самоограничение".
Мне то и дело встречаются люди, которым нравится рассуждение, будто бы Бог "ограничил Сам Себя, создав человека со свободной волей, так что теперь Он уже не может ограничить эту свободу". Лично мне это рассуждение кажется не слишком умным - более того, на мой взгляд, оно явно ошибочно. Во-первых, оно противоречит фактам: Бог на каждом шагу ограничивает свободу человека как извне (мы то и дело хотим, но не можем), так и изнутри (мы порой даже и не можем захотеть, когда хотели бы захотеть). Во-вторых, когда надо, Бог легко лишает человека свободной воли (см. классический
пример с Саулом). В-третьих, эта концепция не нравится мне принципиально.
В моем понимании, "ограничить Свои возможности" означало бы для Бога то же самое, что совершить зло. Перестать быть Богом. Люди, которые мыслят о Боге таким образом, фактически веруют в какого-то другого бога. Мой Бог ничем Себя не ограничивает, и сама Его воля абсолютно свободна, так что Он желает лишь то, что хочет желать. Создав человека, Он Себя ничем не ограничил и строит судьбы этого мира исключительно по Своему желанию. Как говорит Иоанн Тобольский в "Илиотропионе", дивным и неизреченным образом ничто против Его воли не делается, и не сделалось бы, если бы Он не попущал, и попущал не нехотя, а хотящи. Это нюанс важно понимать! Попускает лишь то и в той мере, в какой хочет попустить. И Бог не попустил бы ничего плохого, если бы и от зла не мог произвести еще большего добра.
Скажу больше! Мне думается, что и для нас Бог установил то же самое правило. Всякий наш грех только потому и является грехом, что он является отречением от всемогущества. Мы по своей природе не имеем всемогущества, но можем приобщиться ему в Боге. Для того Бог и создал нас, чтобы мы подобно Ему могли сделать всё, что захотим. Всемогущество - один из аспектов обожения, а обожение - это Цель христианской жизни. Для того человек и живет на земле, чтобы однажды стать в Боге всемогущим Богом. Но мы утрачиваем эту возможность, когда грехом отделяем себя от Бога. Потому всякий грех - это стеклянные бусы, в обмен на которые мы лишаемся нашего Божественного наследия. И по внутренней своей сути грех есть ни что иное как добровольное самоограничение.
Это звучит парадоксально. Обычно принято думать, что добродетель есть самоограничение. А я говорю, что грех есть самоограничение, в то время как добродетель расширяет наши возможности. Я проиллюстрирую свою мысль при помощи такой аналогии: когда человек садится в автомобиль и пристегивает ремень безопасности, он по-видимому ограничивает свою свободу передвижения. Но это лишь кажущееся самоограничение; на самом деле его свобода передвижения фантастически возрастает. И когда человек действует по воле Бога, он по-видимому ограничивает себя, на самом же деле беспредельно расширяет свои возможности. Здесь то же самое, что и со Властью: когда человек становится вассалом своего сюзерена, он по-видимому отрекается от своей свободы, отдавая её во власть сюзерена - но в обмен на это он получает возможности сюзерена. Эта аналогия не случайна; я уже много раз говорил, что церковное выражение "раб Божий" означает то же самое, что "вассал" Бога, если понимать слово "вассал" в том смысле, в каком оно понимается в теории Власти. И если эта мысль понята, то и моя мысль насчет греха как самоограничения должна быть понятной: грехом человек отделяет себя от Своего сюзерена.
Конечно, это рассуждение имеет смысл только для человека, который относится к Богу как к Сюзерену. Но если не так, то ведь и само понятие "греха" лишено для него смысла, как лишены смысла "права человека" и уголовный кодекс, когда ты оказался на необитаемом острове. У меня всегда возникает странное ощущение, когда понятие "греха" используют в отношении людей, безразличных к Богу и тем более неверующих. Это имеет смысл делать разве что в перспективе, вдруг человек когда-нибудь уверует и задумается о Боге. В противном случае это обычная манипуляция сознанием, печальное следствие демократии. В прежние времена от простого крестьянина не требовалась сохранять "верность государству" (точнее, государю) - такая верность была добродетелью исключительно феодалов, и за эту верность они получали свои феодальные привилегии. Демагогия демократического века сделала каждого крестьянина в этом смысле "феодалом", только без феодальных привилегий, если только не считать привилегиями обычные гражданские права типа свободы слова и проч. Та же самая подмена понятий была когда-то проделана и в отношении религии.
В какой мере человек следует воле Бога, в такой и Бог участвует в жизни этого человека, содействует ему и промышляет о нем. И напротив - в какой мере человеку безразлична воля Бога, в той мере он обнаруживает себя в реальности попущения, в которой Бог не действует, а лишь предоставляет возможность действовать нам, Его творениям. Возвращаясь к вопросу об управлении миром, из всего вышесказанного надо заключить, что простого утверждения, что "миром управляет Бог", недостаточно для описания этой реальности.
Ну, а кто ещё? Моего постоянно читателя, который уже знает, насколько важную роль с моем мировоззрении играет
концепция Бессознательного, нисколько не удивит, что на втором месте по важности после Бога и Его вассалов я в вопросе управления миром ставил дьявола и его вассалов. Я много раз пытался описать то своеобразное
ВИДЕНИЕ реальности, которое у меня проявилось в тот период, когда я увлекался измененными состояниями сознания. Но это описание много лет не давалось мне, пока наконец православная Церковь не дала мне твердую точку опоры, при помощи которой я таки перевернул эту страницу моей биографии, смог осознать, что же я, собственно, говоря, увидел.
В увидел я действие в человеке нечеловеческой духовной силы. В каждом человеке! Наш человеческий ум, наше сознательное "я" слишком слабы, чтобы контролировать - не скажу "всё" - но хотя бы значительную часть того, что происходит с нами ежеминутно. Куда там! Мы контролируем лишь небольшой процент происходящего. Большая же часть того, что мы делаем, делается нами помимо сознания. Наша неспособность осознать это в нас самих и в окружающих нас людях приводит к идее безличного сложного механизма. Обычная, стандартная картина мира, которую нам навязывают с детства окружающие нас люди и которую мы сами потом передаем своим детям и другим людям, вовсе не предполагает наличия какого бы то ни было субъекта, управляющего миром. Мир катится "сам по себе", тикает подобно часовому механизму, в соответствии с законами своей физики. Мы не видим, не замечаем за ним действия какой бы то ни было разумной силы. Ни дьявола, ни Бога - и царит случайность. Но в состоянии мистического видения эта сила внезапно обнаруживается. В первую очередь и проще всего она обнаруживается в бессознательном поведении людей.
Я не буду сейчас повторяться, подробно описывая, как именно и в чем именно она обнаруживается - об этом на страницах моего ЖЖурнала было сказано уже достаточно подробно, и эту информацию легко найти по ссылкам выше. Это выглядит так, будто бы сознательное "я" человека есть лишь личина, маска, за которой скрывается иное некое "Я", пресловутое Бессознательное, с которым вступает в
раппорт гипнотизер, когда желает навести на вас транс. Но и это не самый глубокий уровень осознания бессознательного. (Подробнее об уровнях "я" см. в заметке
Иисус Христос: личность и маска.) Увидев это своими глазами, я на много лет застыл в немом потрясении, не в силах до конца осмыслить то, что видел. Даже уже после того, как пазл начал складываться, кое-что долгое время оставалось непонятным. Прежде всего, мне была непонятна логика Бессознательного - и неудивительно, ведь духи намного умнее и глубже человека, им ничего не стоит обвести нас вокруг пальца. Я видел, что там, на уровне Бессознательного, живет прежде всего глубокое безразличие и даже презрение к обычным человеческим ценностям. Бессознательное действительно обитает "по ту сторону добра и зла". Но при этом Оно для чего-то имитирует интерес, вовлеченность в эти ценности. Ну, и для чего? Я не мог понять этого.
Там неважны наши социальные деления. Безразлично, какой национальности и к какому классу принадлежит данный человек. Там нет языкового барьера и все всё понимают. Но в то же время они для чего-то играют в эти игры, притворяясь, будто бы всё эти имеет для них какое-то значение. Когда я глядел на это, у меня в голове невольно возникала аналогия со шпионами-нелегалами. Шпиону должны быть безразличны люди, объекты его работы. Он в любой момент может, если нужно, пожертвовать интересами, здоровьем и самой жизнью этих людей. Но в целях манипуляции он актерски убедительно изображает интерес, вовлеченность, сочувствие, и даже любовь. Так ведет себя и наше Бессознательное. Этот эмпирический факт вызывал у меня глубокое недоумение: зачем? Я видел, что на этом уровне люди подобны олимпийским богам, живущим по ту сторону добра и зла - но для чего же тогда они притворяются обычными людьми? От кого скрываются? Шпион прячется от спецслужб государства, в котором он работает. А от кого прячутся боги, когда они сходят со своего Олимпа и вселяются в простых смертных. Кого им бояться? Подробнее я описал свои переживания по этому поводу, вложив их в уста Славки из "Короля и Каролинки",
вот в этой главе.
Но в тот момент, когда я писал эту повесть, я ещё до конца не осознавал то, что пишу.
Теория Власти помогла мне сделать следующий шаг. Понятно, что Бессознательное "Я" имитирует интересы и поведение нашего человеческого сознательного "я" именно для того, чтобы управлять ими. Это обычная, известная из древности техника манипуляции, известная как
"присоединение и ведение". Важно, что таким образом они разделяют людей чтобы властвовать над ними. Divide et impera, разделяй и властвуй. Конфликты между людьми необходимы для успешного управления ими. Для "богов" абсолютно безразличны наши социальные деления, однако они создают и поддерживают эти деления как нечто важное и серьезное, потому что это их инструмент управления человеческим миром. Я осознал, что противостоящие друг другу социальные общности создаются и поддерживаются Бессознательным.
В древности всё это лежало на поверхности. Истинный Бог един для всего человечества, а племенных богов много, да и в каждой деревне в древности был свой бог. В каждом лесу свой "леший", и в каждом доме - "домовой". Конечно, это не потому, будто демоны разделились сами в себе! Это деление - игровое, оно рассчитано на восприятие человека, является средством манипуляции и управления человеком. В наше время "богов" не видно, они попрятали в глубинах Бессознательного, то суть дела от этого не изменилась.
Теперь-то стало понятно, что конструирует
воображаемые сообщества. Часто люди не совсем правильно понимают концепцию Андерсона, думая, что раз речь идет о чем-то "воображаемом", то на самом деле наций не существует. Это не так! Социальные общности существуют для нас, определяют наше мировоззрение, наше поведение - а значит, они существуют на самом деле. Речь идет не о том, реальны они или не реальны, а об их онтологии, о конкретном механизме их бытия. Андерсон
в своей книге говорит это черным по белому.
Будучи увлечен концепцией Власти, я какое-то время назад настаивал на том, что этим социальным конструированием занимается именно Власть. Теперь я осознал, что для самой по себе Власти это непосильная задача. Потому что создавать социальные общности - это задача Управления, а не Власти. А если так, то вот в этом пункте Власть не может обойтись без содействия духов, без поддержки со стороны Бессознательного. Сама по себе Власть вполне способна лишь к тому, чтобы подавлять и навязывать свою волю, она способная противостоять в этом другой Власти. Власть занимается Властью. Всё, что может Власть в Управлении - это ставить на ключевые посты Управления своих людей. Власть сильна своим единством, властная группировка побеждает всё социальное, потому что действует как единый кулак. Но социальное конструирование требует куда более тонких и изощренных механизмов, индивидуального подхода. И потому Власти тут необходимо содействие Бессознательного.
Всё это теперь более-менее понятно, но возникает закономерный вопрос: а для чего Бессознательному играть в эти игры? Понятно, что Власти нужна Его поддержка, но сама-то Власть Ему зачем? Ища ответа на этот вопрос, я осмыслил ещё некую часть своего опыта ВИДЕНИЯ. Когда я впервые в жизни оказался в этом состоянии на улицах Москвы и имел возможность ВИДЕТЬ и наблюдать поведение Бессознательного в человеческой массе, я обнаружил поразивший меня феномен: Бессознательное уважает официальную власть. Не скажу прямо "боится", но несомненно относится с пиететом. Человек в униформе Воина имеет магическом мире какую-то особую силу и особые привилегии. (Под Воином в широком тут подразумеваются особые социальные обязанности и вытекающие из них права.) Обычные советские менты оказались ТАМ довольно важными птицами. Это выглядело комично, но скоро мне стало не до смеха: я впал в полное недоумение, не умея объяснить себе этот феномен. И снова разрешение этой загадки я нашел в Православии (см. моё толкование фразы Писания
"Нет власти не от Бога").
Наконец-то пазл сошелся. Я понял, что несмотря на сравнительное величие дьявола, мир людей принадлежит не Бессознательному. Бессознательное довольно сильно влияет на нас, но лишь на правах шпиона-нелегала. Почему? Да просто потому, что Бог не попускает им властвовать над нами, разве только если мы сами даем им над нами власть. Для меня очевидно, что если бы Бог только попустил им беспредельничать, люди в течение краткого времени просто-напросто утратили бы сознание, вошли бы в транс и далее действовали бы исключительно бессознательно. Но этого не происходит потому, что Богу это неугодно. Потому-то олимпийские боги и вынуждены шпионить среди нас, оставаясь на бессознательном положении "нелегалов", выходя на поверхность лишь в исключительные мгновения человеческого транса - в гипнозе, в панике, в неудержимом порыве толпы.
Потому-то для достижения крупных, стратегических целей должны искать согласия Власти, заручаться её содействием!
Итак, у меня получается следующая схема, которая по идее должна бы лечь в качестве одного из китов в основу теории Власти. Мы начали с того, что разделили и разграничили Власть и Уаправление. Мы осознали Власть как специфическую социальную структуру и более-менее описали, что это за структура. Теперь мы подступаем к вопросу об Управлении, и обнаруживаем неожиданное: базисом Управления является ни что иное как Бессознательное.
Бесспорно, что миром прежде всего управляет Бог. Но невозможно объяснить всё зло, которое царствует в этом падшем мире, исходя только из идеи Божественного управления. Нелепо также отдавать власть над миром в руки дьявола, слепо доверяя его хвастливой речи, адресованной Самому Богу: "И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое." (
ссылка) Только людям предает Бог власть над людьми, а дьявол вынужден приспосабливаться к этому обстоятельству, чем и разрешается моё недоумение по поводу того, что я ВИДЕЛ в тёмном мистическом "озарении" задолго до того как познакомился с Евангелием. Итак, власть над миром людей принадлежит Богу и людям. При этом власть принадлежит не каким попало людям, но лишь
людям, которые умеют создавать и выращивать властные группировки, а также обеспечивать им бессмертие, людям Власти. Но вот управление этим человеческим миром люди власти не могут осуществлять иначе как при содействии Бессознательного.
Что я, собственно говоря, и хотел донести до уважаемого читателя посредством этого текста.