Возвышение Европы (1)

Sep 29, 2016 13:08

Этот текст является прямым продолжением заметки Рождение Европы и развитием сразу нескольких сюжетов:
Краткое изложение истории христианского мира
Власть и гениальность (тема) (рема)
Цикл заметок по теории Власти
А также Опыты глубинной психологии и Феномен светской культуры

Теперь я попытаюсь изъяснить значение христианства в истории Европы - а значит, и истории мира в целом, потому что значение конкретно Европейской истории для мира в целом давно уже для всех очевидно. Можно удивляться тому, сколько мало внимания христианству уделяют люди, занимающиеся историей Европы. Я уже раскрыл причину этого явления и обозначил её в прошлой заметке (см. о "переходном возрасте"). И я сочувственно отношусь к читателю, для которого углубление в эту тематику - тяжкий труд, без которого нельзя обойтись.

К сожалению, многовековая история - слишком сложная вещь для понимания, она многослойна как капуста, и чтобы докопаться до внутреннего слова (до кочерыжки), надо немало потрудиться. Я произвел эту долгую работу, и стремлюсь поделиться её результатами, чтобы другому не пришлось проделывать то же самое дважды.

Из комментариев к прошлой заметке я заключил, что найденная мною "кочерыжка" (иконоборчество) кажется многим читателям слишком невзрачной, чтобы претендовать на роли Сути Дела. Тем не менее, я вполне уверен в правильности моего решения, и готов её обосновать.

Здесь читатель должен морально приготовиться к тому, чтобы "нырнуть" в теологический дискурс.

Невозможно разобраться в истории Европы, не углубившись во внутренние проблемы христианства, в частности, в вопросы взаимного отношения христианских конфессий, и прежде всего Православия с Католичеством.

Оппозиция "Восток-Запад", ключевая для внутриевропейской истории, является политической проекцией этого отношения. Многовековой конфликт между Францией и Империей - проекцией этой проекции на проблемы внутри самого Запада. Империя - креатура Венеции, а сама Венеция играет в этой ментальной схеме роль "трикстера". Она ключевой узел на самой границе Востока и Запада. И сразу скажу больше, как раз Венеция и возродила античную оппозицию "Восток-Запад", при помощи Запада раздавила Византию и в конечном итоге создала Запад в том виде, в каком мы его сегодня знаем.

Но всё это уже внешние слои исторической "капусты". А её смысловым центром, ключом к во всей этой проблеме является православное иконопочитание.

Христианство резко отличается от других религий тем, что ставит в центр внимания Человека, причем не всякого человека, а одну конкретную Персону. Именно Иисус Христос и только Иисус Христос почитается христианами как воплощенный Бог. Именно Он и только Он персонально является для христианина одновременно Царем и Богом, и никакого иного Бога помимо Иисуса Христа человек почитать не может, если желает именоваться христианином.

Иконопочитание доводит эту идею уникальности Иисуса Христа до логического завершения, воплощает её в теории и практике. Что мы видим на иконе? Всего лишь изображение Иисуса Христа. Основа иконопочитания - вера в то, что индивидуальные черты Иисуса Христа неслучайны и чрезвычайно важны, что в них есть трансцендентный смысл. Православие утверждается на вере в единственность и уникальность Боговоплощения. Никакой другой человек не был, не будет, и более того, даже чисто логически не мог оказаться Сыном Божьим.

Как только внутри самого Православия ослабевает переживание уникальной неповторимости Воплощения, за ним немедленно следует охлаждение к отношении к иконам. Между тем, всё православное Богослужение насквозь иконично, оно всеми возможными способами указывает на Христа. Каноническая икона любого святого подчеркивает подобие этого святого Христу. Каждый богослужебный ритуал снова и снова изображает Христа, именует Его, воспроизводит Его присутствие посреди нас. В Православии почитается и само имя Иисуса Христа. И более того, сама русская Революция начинается со спора о этом Имени.

Первые жертвы надвигающейся Революции (речь идет о событиях 1913) - это афонские монахи-имяславцы, именуемые имябожниками. На Афон приходит из России военный корабль, и русские солдаты разоряют русский афонский Пантелеимонов монастырь. Это первый монастырь, разоренный в ходе русской Революции.

Конечно, имяславцы перегнули палку в противоположном направлении, они слишком радикально истолковали слова прп. Иоанна Кронштадтского "Имя Божье есть Сам Бог" и сами "подставились", будучи неготовыми к серьезному богословскому спору по этой теме. Однако их противники были ещё дальше от Истины. Ослаблению веры часто предшествует вспышка неразумного фанатизма; эти два является тесно связаны между собой и неслучайно ходят рука об руку.

Я сознаю, что сказанное мною сейчас вызовет сильную реакцию в среде самых дорогих моему сердцу читателей - православных. Но говоря об истории христианского мира, невозможно не отметить тот факт, что Запад рождается в эпоху византийского иконоборчества и окончательно побеждает Восток во дни русского имяборчества. Это неслучайное совпадение, но ключ к пониманию духовного смысла всей истории христианского мира в целом.

Католическое иконопочитание, если рассматривать его в текущем дискурсе, является по сути не иконопочитанием, а умеренным иконоборчеством. Для католической иконы совершенно неважно внешнее сходство изображения Христа с самим Христом. Художник может писать "икону" Христа, взяв в качестве модели любого бородатого мужчину. Это тесно связано с христологией католиков, в которой уникальность Боговоплощения сводится к его единичности. Получается так, что Христос мог бы воплотиться как-то иначе, и носить иное имя - и католики почитают данное имя и данного Человека лишь потому, что так уж случилось, что именно вот в таком виде и под таким именем Богу угодно было явиться в мир.

Между тем, если углубиться в Православное миросозерцание, постепенно начинаешь ощущать, почему вот в этом мире только вот этот Человек (Иисус Христос) и может быть Сыном Божьим. Мог ли Он воплотиться в ином виде? Да, Он может всё. Но тогда и весь мир был бы иным. Слово Божье в том виде, в каком Оно явилось в реальности, полностью комплементарно этой реальности. Это безмерно далеко от языческих концепций воплощения, когда бог является в мире многократно. Но это далеко и от православного имяборчества, когда имя Христа оказывается связанным с Ним Самим чисто внешне, в силу обстоятельств (см. О житейских акциденциях).

Здесь та самая точка, в которой Православие перестает быть всего лишь религией, социальной системой, и становится мистикой. Здесь переход от религии к психологии. Эта самая важная, узловая точка, соединяющая в один смысловой узел религию, историю, психологию, философию, политику. Отсюда рождаются все наши проблемы, и здесь они находят своё решение.

Любая пробема может быть разрешена Богом, но как обратиться к Богу, как установить с Ним связь? Через Его имя, что доступно каждому, кто в сознании. Через Его икону, что доступно каждому, кто связан с людьми. Через Его Церковь, что доступно каждому, кто в этом мире. Но если нет веры, то нет и связи. Смысл веры - индивидуальный контакт, личное общение с Иисусом Христом. А значит, суть дела в уникальности Его имени, Его иконы, Его Церкви. Нет уникальности - нет личного контакта, а есть повтор, конвейер, в конечном итоге поток "духовных услуг", товаро-денежные отношения.

Прямой личный контакт с Царем отменяет значимость феодальной лестницы, не имеют значения никакие промежуточные ступени. Православный старец отличается от лжестарца тем, что ничего не говорит от себя. Цель старчества - точно и без искажений передавать слова Бога. Старец сам по себе не играет никакой роли, но именно поэтому он выше Патриарха. Папа Римский как наместник Бога на земле - это уже ступень феодальной лестницы. Но и православный царь - тоже ступень феодальной лестницы. Прямые личные отношения человека с Богом исключают Власть в смысле теории Власти, Власть как "вертикальную" социальную структуру.

Скажу больше. Даже Семья при этом утрачивает духовное значение. Если бы люди не умирали, если бы прошлые поколения жили наряду с настоящими, то вопрос о Власти не стоял бы. Всякий отец был бы естественным сюзереном для своих детей, а праотец Адам - естественным Монархом всего человечества. Потому-то после грехопадения Бог запрещает людям вкушать от Древа Жизни, чтобы феодальная лестница Власти естественно разрастающейся Семьи человечества не погребла под собою последующие поколения. Ведь тогда и воплощение Слова было бы невозможным, точнее, бессмысленным. Смерть отнимает у старших власть над младшими, и тем самым обновляет непосредственность и остроту прямого и непосредственного контакта с Богом. "Сироту и вдову Он примет".

Таким образом, отступление от Православия является необходимым условием формирования полноценной Власти. Ну, может быть, "отступление" - это слишком сильно сказано. Пусть речь не идет о ереси или расколе, о решительном разрыве с Церковью. Вполне достаточно маловерия, вполне довольно появления светской культуры. Именно это и совершается в эпоху иконоборчества!

Иконоборчество - это колыбель феодализма, колыбель европейской Власти и колыбель самой Европы. Именно с иконоборчества идет отсчет Нового времени. Чтобы Власть могла сформироваться, надо в какой-то степени отдалить данного конкретного человека от данного конкретного Иисуса Христа, поставить между ними какой-то смысловой барьер. В VIII веке в Византии свирепствуют иконоборцы, с VIII века и начинается на Западе пресловутая "феодальная революция" ( Что такое "феодальная революция"?), закладываются биологические основы "голубой крови", начинают формироваться Фамилии, которым в Новое время предстоит сыграть определяющую роль в истории Европы. Это ещё зачатки, смешные маленькие зародыши будущих монстров. Настоящие же события пока разворачиваются на Востоке, и Византии и около неё, в республике Венеции, внутри которой в течение нескольких веков и формируется первая полноценная европейская Аристократия, многоступенчатая разветвленная система Власти, которой суждено будет спустя тысячу лет сделаться Мировой Элитой.

(продолжение следует)

имяславие, теория Власти

Previous post Next post
Up