Возвышение Европы (1)

Sep 29, 2016 13:08

Этот текст является прямым продолжением заметки Рождение Европы и развитием сразу нескольких сюжетов:
Краткое изложение истории христианского мира
Власть и гениальность (тема) (рема)
Цикл заметок по теории Власти
А также Опыты глубинной психологии и Феномен светской культурыТеперь я попытаюсь изъяснить значение христианства в истории Европы - а ( Read more... )

имяславие, теория Власти

Leave a comment

Comments 42

readership September 29 2016, 10:53:39 UTC
Все же логика становления феодализма как следствия иконоборчества прописана недостаточно четко. Мягко говоря.

Reply

palaman September 29 2016, 18:23:19 UTC
К сожалению, мне никак не удается найти нужные слова. Я топчусь на месте.

Reply

readership September 29 2016, 21:32:40 UTC
Да может и не надо уповать на один фактор? Сложна была история Европы. Я вот тоже вывожу европейский Модерн из одного Аристотеля. Красиво, но вряд ли верно ;)

Кстати, иконоборчеству VIII века предшествовало диофелитство Максима Исповедника, принятое на Соборе в VII веке. Две воли во Христе! Нет ли и тут связи с феодализмом, ведь в вассале также волит сюзерен ;)

Reply

ext_3796224 September 30 2016, 05:30:22 UTC
На мой взгляд духовный перелом той эпохи сформулирован очень конкретно - переход от непосредственно-образного общения с Богом к формально-светскому мировосприятию. Перелом пришелся на эпоху Церковного раскола и для меня найденный образ убедительно отражает суть эпохи.А поскольку история духа (с христианской точки зрения, которая под сомнение не ставится) имеет приоритет над материальной и политической историей, то логика здесь есть.
Что касается рождения феодализма из этого перелома, то здесь как минимум 2 вопроса, которые нужно развернуть:
1. Почему деревья власти феодального периода Европы являются католически (=иконоборчески!) окрашенными (т.е. нужно построить внутреннюю модель на основе фактов)?
2. Чем деревья власти прочих эпох и народов отличаются от (условно) католических? (здесь тоже нужна фактология)

Reply


ext_3796224 September 29 2016, 16:35:05 UTC
Поддерживаю. Есть вопрос, который мне кажется актуальным. В чем, по-Вашему, имяславцы оказались не готовы к спору? По-моему, их просто физически подавили - репрессии советской власти. Так что тема может и должна быть продолжена...

Reply

palaman September 29 2016, 18:10:42 UTC
Они перегнули палку, пытаясь доказать, что имя Бога более свято чем икона. На самом деле Имя - это просто такая икона, как и любой символ, указывающий на Бога.
К нему относится все, что относится к почитанию икон. Не больше и не меньше.
Фраза Иоанна Кронштадтского "Имя Бога есть Сам Бог" значит то же, что "На иконе Христа - Сам Христос". Не больше и не меньше.

Reply

ext_3796224 September 29 2016, 19:12:57 UTC
На мой взгляд - это поверхностное объяснение. Да, "народное" движение, возникшее на Афоне в начале ХХ века и выражавшее вековую жажду непосредственного общения с Богом, обращения к Нему, возможно, перегибало и даже упор делало на "звуковую" составляющую Имени. Но философские течения, подхватившие эту направленность, уже не были столь наивны. Различие между фонетической оболочкой слова и материальной реализацией образа все-таки не принципиальны.
Важно, что Имяславие, подхватив это детски-наивное и искреннее народное стремление, попыталось развернуть его в актуальную философскую и научную картину мира.
В Вашем тексте мне понравился акцент на неповторимости и неизбежной уникальности Христа, что делает любое другое обращение к нему кроме такого по-детски образного в чем-то неискренним и формальным. Возможно, в этом нерв...

Reply

palaman October 1 2016, 04:40:44 UTC
Если хотите короткий ответ по сути дела, он прост: я имяславец. Умеренный имяславец, но все-таки именно имяславец. В том конфликте я на стороне пострадавших монахов, хотя и вижу, что они были небезупречны в своих мудрованиях.

Reply


Leave a comment

Up