Кого боится Отважный Самурай?

Jun 30, 2015 11:59

«Отважный самурай» - так на русском языке называют один из лучших фильмов Акира Куросавы. При поверхностном просмотре может сложиться убеждение, что главный герой этого фильма - Цубаки Сандзюро, крутой боец, который способен в одиночку сражаться против целого отряда - конечно, если не наткнется там на такой же крепкий орешек, как он сам.

Но это ошибка. В действительности главным героем фильма является[Spoiler (click to open)]Камергер, глава самурайского клана. Собственно, фильм повествует о неудачной интриге, которую затеял один из членов клана - «крепкий орешек» по имени Ханбэй Мурото, с целью захватить власть в этом клане. Нам не показано, каков Ханбэй в бою, однако Цубаки смотрит на Ханбэя как на равного по силе, сразу почувствовав достойного соперника. Ханбэй держится в тени, используя в качестве инструментов заговора своих начальников, приближенных камергера, которые наивно считают Ханбэя своим покорным инструментом.

Цубаки во всей этой истории по сути - случайный человек, прохожий, который оказался вовлеченным в события помимо своего желания. Он несколько раз собирается устраниться от дела, но какая-то сила держит его, заставляя как будто помимо воли сделаться орудием Камергера и добиться поражения Ханбэя и победы Камергера. Очень интересно наблюдать, как это происходит.

Цубаки - служитель Силы. Куросава японец, и он ясно понимает этот момент и показывает в фильме. Ясно же, что в бою человек не может своими силами победить целую толпу вооруженных врагов. Цубаки пользуется содействием какой-то Силы, и в этом секрет его мастерства. Чтобы не погибнуть, Цубаки должен постоянно прислушиваться к советам Силы, присматриваться к Её знакам. Куросава показывает это мимоходом, ненавязчиво. В их культуре это некая очевидная вещь, которая даже не обсуждается, поскольку является полем консенсуса всех японцев.

Однажды мой друг японец спросил меня, над чем я работаю в данный момент. Я писал книгу о Бессознательном и, секунду подумав о том, какими словами объяснить японцу мою тему, уверенно ответил: «Я пишу книгу о Ки». (Напомню, Ки или по-китайски Ци есть некая энергия, которая используется в боевых искусствах Востока.) Любопытна реакция японца. Естественно, он сразу все понял - ведь я сказал ему на его языке, в рамках его культурного кода. Он немедленно спросил меня:

- Как мне поступить, чтобы Ки действовало в мою пользу? От меня ушла девушка, она больше меня не любит и мне не звонит, и я не знаю, как мне поступить, потому что люблю её. А у меня нет её номера.

[Кстати, чем кончилась эта история?]И тогда я дал ему совет: триста раз в день повторять слова "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй (имя девушки)". Некрещёному басурманину! И можете представить, через два дня она ему позвонила - а их разлука перед этим длилась два месяца.
Но эта история имеет продолжение. Уже вернувшись в Японию, он написал мне письмо, в котором очень серьёзно спросил, а действует ли имя Христа за пределами России? Я успокоил его и подсказал ему, что в Японии имеется Православная церковь...


Послушайте, европейцы, увлекающиеся боевыми искусствами. Послушайте человека, для которого эта культура аутентична, который ею дышит, живет в ней. Узнав, что его друг пишет книгу о Ки, он немедленно спрашивает: а как мне присушить девушку? У японцев нет предрассудков по этому поводу; они знают, что мечом воина движет та же сила, которая действует в заговоре деревенской бабки. Это все одно и то же, одна тема.

Цубаки слушает Силу, и Сила велит ему помочь Камергеру. С некоторым усилием, с неохотой Цубаки совершает требуемое служение. Но вот что любопытно: после победы над врагом он немедленно уходит, исчезает как тень.

Он даже не встречается с Камергером! Бежит от него как от огня. Почему?
Цубаки боится потерять свободу. Он боится Камергера, потому что видит его превосходство в Силе, боится стать рабом или даже жертвой этого человека. Между тем, Камергер - милый дядечка, смешной такой даже, которого никто из окружающих (кроме жены и дочери) не принимает до конца серьезно.

Куросава искусно показывает нам настоящего Мастера, хозяина Силы. В глазах кинозрителя, как и в глазах обычных самураев, окружающих Камергера, он не является такой уж интересной, привлекающей внимание фигурой. Все их внимание сосредоточено на великолепном Цубаки Сандзюро, великом воине. Между тем, внимание самого Цубаки поглощено даже не Камергером, а женой и дочерью Камергера.

Цубаки реально БОИТСЯ этих женщин. Потому что они, во-первых, находятся в поле Силы Камергера. А во-вторых, и сами они - служители Силы. Самые настоящие самурайки. Куросава показывает нам, как это выглядит по жизни. Вроде обычная женщина, вроде обычная девушка. Но Цубаки прислушивается к ним, ловит каждое их слово. Он реально строит свои боевые планы и действия в соответствии с невзначай оброненным словом дочери Камергера о камелиях. И по сюжету видно, как эти камелии делаются ключом к победе. Пересказывать это непродуктивно, проще ещё раз посмотреть фильм. Под новым углом зрения.

Словом, фильм «Отважный самурай» повествует нам о том, как великий воин Цубаки Сандзюро повел себя, когда он столкнулся с превосходящей силой. Он во-первых, немедленно смирился и сделался её служителем. Во-вторых, он весь фильм УЧИТСЯ, вслушиваясь, ловя каждое слово этих женщин, которых он вроде бы спасает. На самом деле это они его спасают, милостиво предоставляя возможность послужить им и в благодарность остаться в живых. Вот о чем этот фильм.

И естественно, как только работа закончена, как только Камергер снова садится на своем престоле, Цубаки тут же делает ноги. Он даже копейки не берет от Камергера в награду за работу, но тут же исчезает, напоследок против своего желания убивая ещё и Ханбэя Мурото. Что касается Ханбэя - это линия второстепенна, но тоже любопытна. Это рассказ о человеке, который попытался прыгнуть выше головы и сразиться с Камергером. И закономерно потерпел поражение, был убит.


Эти фильм о власти, о её реальных механизмах, о Силе, которой должны служить те, кто обладает властью по стихиям этого падшего мира. Посмотрите его ещё раз! он заслуживает не просто внимания, но пристального внимания.

См. также Сентиментальный телохранитель

толкования

Previous post Next post
Up