Оказывается, сегодня 25 лет со дня смерти Акиры Куросавы.
И я с удивлением обнаружил, что в моём ЖЖ почему-то нет толкования на фильм "Телохранитель". На "Отважного самурая" я толкование написал (см.
Кого боится Отважный Самурай?), а вот на "Телохранителя" почему-то нет -- а между тем, я был уверен, что написал. Ложная память.
Эту ошибку надо исправить. Тем более, что особо много писать тут не нужно. В этом фильме почти всё лежит на поверхности и в толковании не нуждается. Гениальный художник написал картину о гении войны или о боге войны, рассказав небольшую историю из жизни человека, который служит этому богу. Историю о том, как этот человек в одиночку истребил две враждующих между собой банды, которые терроризировали маленький японский городок.
Естественно, речь там не об искусстве боя (хотя без этого искусства он бы с этой задачей тоже не справился, и батальных сцен там хватает), а именно о психологии власти и искусстве плести интриги. Но как всегда у Куросавы, как и у всех великих, главным героем действия является не человек, а стоящий за его спиной дух, с которым зрителя и знакомят лично, постепенно проводя его через как бы случайные перипетии сюжета. Информации там много и чтобы её по-настоящему воспринять, надо смотреть этот фильм снова и снова много раз. Именно смотреть: пересказывать тут бесполезно.
Я хочу сейчас привлечь внимание читателя лишь к одной делали, к одному зигзагу этой истории -- крайне интересному и необычному даже для такого глубокого и разнообразного художника как Куросава. А именно -- к эпизоду, когда бог войны наказал нашего героя, оставив его без помощи в трудную минуту, предав его в руки его врагов. Кто видел этот фильм, наверняка не забыл эти сцены -- они глубоко врезаются в память. Но едва ли многие из видевших осознали, что им было показано и почему эта беда настигла нашего отважного самурая (а мне порой кажется, что это тот же самый персонаж, который действует и в "
Отважном самурае", только на другом этапе его биографии).
А случилось это с ним потому, что он сделал доброе дело: поддавшись порыву человеколюбия, пожалел женщину и ребёнка и спас одну семью -- явно вопреки воле своего патронуса. Затем мы видим повтор этого сюжета в истории другого гениального японца, Хаяо Миядзаки (см. толкование на
Службу доставки Кики) -- Кики тоже оставляет дух воздушной стихии, приревновав её к мальчику). Да, духи бывают ревнивыми, и они наказывают тех, кто проявляет к ним неверность. Всё, sapienti sat -- сказанного довольно, и если мой дорогой читатель не видел этот фильм, самое время увидеть всё своими собственными глазами.
И да, обратите внимание на последнюю батальную сцену, где человек с мечом выходит против человека с пистолетом. Ясно, что главное оружие самурая в этом бою вовсе не мечь, а... см. выше. Поглядите внимательно, как это происходит. Вся суть -- в мимике. Артисты великолепны, конечно.