Sep 21, 2012 12:05
Глава I.
Сущность воззрения архим. Сергия на дело нашего спасения: взгляд на Христа не как на страдательное орудие умилостивлении, а как на Восстановителя нашего падшего естества. Отрицание правового понимания спасения в его основе. Отношение к этому воззрению Свящ. Писания и святоотеческого учения в лице Еп. Феофана Затворника.
По словам архим. Сергия, Церковь наша "видит во Христе не страдательное орудие умилостивлении, а восстановителя нашего падшего естества".(1)
В этих немногих словах выражается сущность всего его воззрения на дело нашего спасения. Здесь отвергается правовое понимание спасения в самой его основе. Этою основою является искупительная крестная жертва Христа, которая, по учению Православной Церкви, совершилась в удовлетворение Божественнаго правосудия для уничтожения первородного греха и всех наших личных грехов.
Как возможно допустить, чтобы наша Церковь не смотрела на Христа, как на страдательное орудие умилостивлении, когда св Иоанн Богослов в первом своем послании говорит: Той (Сын Божий) очищение (умилостивлении) есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о (грехах) всего мира (2) Бог возлюби нас и посла Сына Своего очищение (в умилостивлении) о гресех наших (3) О том же самом свидетельствует и Ап. Павел, говоря, что Иисуса Христа предположи Бог очищение верою (в жертву умилостивлении) в крови Его... за отпущение прежде бывших грехов (4)
Естественно, что такое воззрение Божественнаго Откровения на Христа нашло себе выражение и в святоотеческом учении. В своей книге архим. Сергий нередко ссылается на Еп. Феофана Затворника, глубоко, по его словам, проникнутого святоотеческим учением; (5) но как раз в его творениях мы и находим утверждение правовой точки зрения, отвергаемой архим. Сергием, и подробное раскрытие богооткровенной истины, что крестная смерть Христа есть умилостивительная жертва. Еп. Феофан учит, что крестная смерть Христа совершилась не только, в силу Божественной любви к нам, но и в силу Божественнаго правосудия, как его удовлетворение, или как умилостивительная жертва. Святитель очень обстоятельно выясняет всю необходимость этой умилостивительной жертвы для удовлетворения Божественной правды. Он показывает, что примирить людей с Богом, что то же - отменить Божественный приговор с проклятием в словах: Воньже аще день снести от него, смертию умрете (6) не могла смерть кого-либо из человеческого рода. Ибо эта смерть ничего умилостивляющего не представляет. Она есть только кара за грехе. (7) Отменить же этот Божественный приговор просто по любви Божией, помимо Божественного правосудия, т.е. без умилостивительной жертвы, Господь не мог. Тогда эта любовь Божия оказалась бы поблажающей снисходительностью. Кроме того, Господь оказался бы неверным в Своих словах. (8) Ясно, что Господь мог отменить сей приговор, это проклятие только через удовлетворение Своего Божественного правосудия, и через это удовлетворение проложить нам путь к восприятию Его великой Божественной любви. Нужно всегда помнить, что Бог есть не только любовь, но и правда, что Он милует праведно, а не по произволу. (9)
Поэтому "для снятия вины греха и клятвы, учит Еп. Феофан, требуется полное удовлетворение правды Божией, оскорбленной грехом.... необходима жертва умилостивлении, которая, удовлетворяя правде Божией и умиротворяю душу грешника, примиряла бы Бога с человеком и человека с Богом". Такою умилостивительной жертвою и могла быть только смерть Богочеловека. Вот почему "Сын Божий и Бог, говорит Еп. Феофан, воплотился, крестною смертию принес Богу жертву умилостивлении за род наш, снял с нас вину греха и примирил нас с Богом". (10)
Если мы обратимся к свидетельствам Свящ. Писания, то увидим, что вся неизреченная любовь Божия могла излиться на нас только после умилостивительной крестной жертвы Христа. Только и единственно через нее Спаситель мог сделаться Восстановителем нашего падшего естества благодатию Св. Духа, почему Он и сказал ученикам: Уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приедет к вам, аще ли же иду, послю Его к вам. (11)
В своем послании к Римлянам Ап. Павел говорит, что Иисуса Христа предположи Бог очищение верою (предложил Бог в жертву унилостивления) в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов. (12) Аще бо, продолжает речь Апостол в том же послании, врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае пане примирившеся спасемся в животе Его (13) Он, говорится в послании к Евреям, единою... во отметание греха, жертвою Своею явися (14) Тогда рече; се, иду сотворити волю Твою, Боже... О нейже воли освящени есмы принесением тела Иисус Христова единою. (15) Бог, пишет Ап. Павел римским христианам, Сына Своего посла... и о гресе осуди грехе во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих, но по духу. (16) Не ведевшего бо греха по нас грехе сотвори (сделал для нас жертвою за грехе), да мы будем правда Божия о Нем (в Нем... праведными пред Богом). (17)
Таким образом, из Божественного Откровения видно, что между умилостивительной крестною жертвою Спасителя и нашим возрождением наблюдается такое же соотношение, какое бывает между причиною и следствием.
Конечно, с этою Богооткровенною истиною не может расходиться и святоотеческое учение. Вот почему тот же Еп. Феофан Затворник, выражая святоотеческое учение, говорит, что для спасения нашего потребны: во-первых, умилостивлении Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения, во-вторых, оживотворение нас умерщвленных грехом, или дарование нам новой жизни.
"Если неумилостивленным к нам пребудет Бог, мы не можем получить от Него никакой милости; если не получим милости, благодати не сподобимся; если благодати не сподобимся, новой жизни возыметь не возможем". (18)
Так из вышеизложенного очевидна истина, что Христос сделался Восстановителем нашего падшего естества именно потому, что Он был страдательным орудием умилостивлении.
Но ясно отсюда и то, что, отвергая в учении о нашем спасении правовое воззрение через отрицание взгляда на Христа, как на умилостивительную жертву, мы не только впадаем в одностороннее понимание дела нашего спасения, но и ниспровергаем Божественное домостроительство в самой его основе. Иначе сказать, отрицая в нем действие Божественного правосудия и полагая здесь все дело в любви Божией, мы тем самым отрицаем все спасительные для нас следствия, которые проистекают от крестной смерти Христа, как умилостивительной жертвы.
К такому печальному выводу приводит учение архим. Сергия о спасении и, в частности, об искуплении, в силу своей односторонности. Эта односторонность наблюдается и в его воззрении на спасение, как на дело, которое совершается в нравственной христианской деятельности самого человека.
1) Православное учение о спасении", стр. 24.
2) 1 Иоан. 2, 2.
3) 1 Иоан. 4, 10.
4) Рим. 3, 25; сравн.: Евр. 2, 17. Здесь - в 25 ст. 3-й гл. послания к Римлянам, как и в двух предшествующих цитатах Свящ. Писания (I Іоан. 2, 2; 4, 10), слово "умилостивлении" обозначено в славянском тексте словом "очищение". Эти слова различаются между собою только по форме. По существенному же своему значению они, в данном случае, тождественны. В своем толковании указанного стиха и, в частности, слова "очищение", каковое толкование мы уже приводили в своем разборе статьи М. Антония, Еп. Феофан-Затворникъ говорит: "В день очищения или всеобщего покаяния сынов Израиля... первосвященник входил с жертвенною кровью во святая святых, и кропил кровью седмижды на очистилище (Исх. 25; Лев. 16). Что прообразовательное очистилище давало однократно и на один год, то в Господе кровью Его, на Нем сущею, дается непрерывно и во все века веков! Сию истину и внушает Апостол, когда говорит, что Бог от века положил быть Господу Иисусу Христу для нас очистилищем или умилостивилищем..., Так толкуют все наши полковники. Полнее всех изобразил это бл. Феодорит". (Еп. Феофан-Затворникъ. Толкование I-ѴIII гл. посл. св. Ап. Павла к Римл., стр. 230).
5) "Правосл, учение о спасении", стр. 184.
6) Быт. 2, 17; Еп. Феофан, Толкование посл. Ан. Павла к Галатам, стр. 242-246. М, 1893.
7) Еп. Феофан. "Начертание христианского нравоучения", стр. 13.
8) Быт. 2, 17.
9) Еп. Феофан. Толков. 1-ѴIII гл. посл. св. Ап. Павла к Римлянам, стр. 228-232.
10) Еп. Феофан. "Начертание Христ. нравоучения", стр. 12-13, 16.
11) Иоан. 16, 7.
12) Рим. 3, 25.
13) Рим. 5, 10.
14) Евр. 9, 26.
15) Евр. 10, 9-10.
16) Рим. 8, 3-4.
17) 2 Кор. 5, 21.
18) Еп. Феофан.. Начертание христианск. нравоучения", стр. 11.
Архиепископ Серафим Соболев,
Православное учение о Спасении,
Православное Предание,
сергианство,
Митрополит Сергий Страгородский,
модернизм,
богословие,
лжепастыри,
ересь,
Декларация 1927 года,
обновленчество,
лжеучение