«Теорема Зеро». Песня БГ, зачем-то растянутая на два часа
Apr 09, 2019 00:48
Данный пост я пишу в рамках тематической кинорулетки, посвященной фильмам в жанре «киберпанк». Продлится она до 17 апреля, так что у вас есть еще время поучаствовать.
К творчеству Терри Гиллиама у меня довольно неоднозначное отношение. Мне в свое время невероятно зашли его «12 обезьян», но дико разочаровал «Имаджинариум доктора Парнаса». А к главному хиту - «Монти Пайтон и священный Грааль» - я отношусь довольно спокойно. Да, он забавный, но уж точно не лучшая комедия XX века, какой ее часто называют (очевидно же, что лучшая комедия XX века - это «День сурка»). И поэтому фильм «Теорема Зеро» я включил, абсолютно не зная, чего от него ожидать. И получилось… ну, в общем, читайте.
По сюжету главный герой, программист Коэн Лет, получает от начальства невероятно сложную задачу - решить «Теорему Зеро», которая бы ответила на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого (и нет, не 42, тот фильм был хорошим!). И параллельно он с одержимостью маньяка ждет некоего телефонного звонка. Смысл этого звонка нам раскрывают только ближе к середине, и это, надо сказать, мне очень понравилось. Такое мощное поддержание интриги на таком простом ходе, как телефонный звонок. Дело в том, что герой ждет звонка, который, как он считает, ответит на вопрос о смысле его жизни. И все действие еще и происходит в футуристичном мире.
Вот казалось бы, у фильма есть все, чтобы быть интересным. Мир будущего - это всегда увлекательно, загадка, попытка быть умным творением, затрагивание важных тем… Но увы, вынужден признать, это все просто ведет в никуда. Фильм просто начинает рассыпаться на отдельные кусочки при попытке его анализировать. Я даже прочитал несколько хвалебных рецензий по нему, пытаясь понять, что я упустил. Всегда считал себя слишком попкорновым быдлом, чтобы понять метафоричное кино. Но нет, нигде я не увидел какого-то тонкого и сложного анализа. Все говорят, мол, как круто фильм поднимает актуальные для общества проблемы и вопросы. Но все это поднимается как лоскутное одеяло. Тут фрагмент, там фрагмент, тут мораль, там метафора… А самое обидное, что эти мораль и метафора еще и жутко вторичны. И это не «синдром Грибоедова» ( вот тут в пункте 2 написано, что это такое), фильм-то свежий, 2013 года! Например, в начале есть реплика «вступайте в церковь Бэтмена-искупителя». Но черт возьми, фразу «комиксы - это современные мифы о богах и героях» я слышал лет десять назад, и автор произносит ее просто между делом, а не делая акцент на ее метафоричности и социальном комментарии.
Да и вообще, в том же "Черном зеркале" все эти социальные комментарии сделаны изобретательнее. Хотя, если честно, я и "Черное зеркало" ( обзор) не очень люблю за то, что оно выглядит как старческое брюзжание, мол, смотри, общество, какое ты стало бездушное со своими айфонами, сидите как сычи за конпухтерами, свету белого не видите.
Ну и главное, что удерживало внимание зрителей все два часа: тот самый телефонный звонок, раскрывающий смысл жизни. На самом деле оказывается, что [Spoiler (click to open)] ожидая пояснения смысла жизни, главный герой провел эту самую жизнь взаперти, ничего толком не сделав для обретения смысла.
И вроде бы это глубокая серьезная мысль, но… Меня не покидало ощущение, что где-то я это уже слышал. И наконец понял: этот фильм - это же типичная песня Бориса Гребенщикова, но зачем-то растянутая на два часа ненужными деталями! БГ тоже умеет запутать слушателя, напихать в песню отдельных, не складывающихся в общую картину строчек, но делает это игриво, без надменности. Он как будто играет с поклонниками, как со своими детьми, предлагая им собрать головоломку. «Теорема Зеро» же как будто натужно пытается казаться умной и серьезной, а на деле весь ее ум заключается в цитировании пабликов Вконтакте. (Кстати, можете почитать два моих топа лучших песен БГ: раз и два) Я очень хотел вспомнить песню «Аквариума», наиболее подходящую для описания «Теоремы Зеро». Дня три думал, пост не писал. Конкретно ничего не вспомнилось, но вот нашел вот такое, чем-то похожее по посылу фильма: Один Чжу учился ловить драконов, Выбросил силы и деньги на ветер. Жаль, что за всю свою жизнь Он так ни одного и не встретил.
Стоит ли смотреть «Теорему Зеро»? Ну лично я бы рекомендовал только поклонникам жанра. Фильм не открывает ничего нового, не выглядит изобретательным с точки зрения визуала (подобные стилистики тоже не новы), да и не очень-то развлекает.
P.S. Пишите в комментариях: а любите ли «Теорему Зеро» вы? Может, я что-то упустил или недопонял?