[Скаут от эмигранта] [Русский след в Бельгийской авиации. Stampe et Vertongen S.V.4, S.V.5 и S.V.10] Еще одно русское имя в истории французской авиации, хотя известен наш персонаж больше как архитектор. Удивительно что о нем нет статьи ни в русской ни в украинской вике, да и вообще практически нет информации в рунете.
1. Бодянский (слева) и Ле Корбюзье.
Владимир Бодянский (Vladimir Bodiansky) (1894-1966) родился в Харькове, в 1910-1914 получал высшее инженерное образование в Москве. Участвовал в железнодорожном строительстве в Средней Азии, в 1915 ушел добровольцем на фронт, попал из кавалерии в авиацию - в ноябре 1917 выучился на летчика в Летной школе в Тифлисе. В январе 1918го эмигрировал во Францию, где служил в Иностранном легионе в качестве пилота. В ноябре 19го демобилизовался, получил за год диплом в Institut supérieur de l'aéronautique et de l'espace (существующий до сих пор авиационный вуз) и уехал в Конго строить дороги на три года. После возвращения работал в проектных бюро авиафирм - на Caudron, затем в 1925-30гг на Ateliers d'Aviation François Villiers. Villiers сейчас не самая известная французская фирма, тем не менее на ее счету довольно много вполне интересных самолетов, в разработке которых в качестве проект-менеджера принимал участие Бодянский. За время работы на фирме совместно с Франсуа Вилье защитил три патента.
После смерти Вилье Бодянский работает самостоятельно.
В 1929 Vladimir Bodiansky натурализуется и становится полноценным гражданином Франции.
Наиболее известен его туристический Bodiansky Type 20 - небольшой самолетик с моторчиком Renault в 100л.с.. Вмещал четыре человека, был цельнометаллической конструкции. Первый полет 6 июля 1931, построен в единственном экземпляре.
Существовал Type 30 - двухместный поплавковый гидроплан-корабельный разведчик с одним Gnome-Rhone 7Kd в 380л.с., участвовал в конкурсе HA.2 вместе с десятком самолетов других французских фирм.
Bodiansky Type 16 - двухместный моноплан, существование которого "в железе" под вопросом.
В общем работа Бодянского как владельца фирмы и самостоятельного авиаконструктора покрыта туманом и не слишком удачна.
2. Невзрачная фотография Bodiansky Type 30
Деятельность Бодянского круто меняется со встречей с Marcel Lods, известным архитектором и урбанистом. Лодс увлекался авиацией, так что они нашли общий язык, и вскоре Владимир Бодянский переквалифицируется в архитекторы. Работает месте с Лодсом, Eugène Beaudouin, Ле Корбюзье, становится одной из значимых фигур в индустриальном строительстве и архитектуре, в конструктивизме и модернизме. Печально известный жилой комплекс Cité de la Muette в Дранси, превращенный немцами в концлагерь - совместная работа Beaudouin и Бодянского, как и Народный дом (Maison du peuple) в Клиши, местный памятник архитектуры. После войны построен Cité radieuse в Марселе - совместная работа Ле Корбюзье и Бодянского, который реализовывал идею Корбюзье как конструктор и инженер. Большая известность пришла с окончанием колониальной Франции - в русле тогдашней политики эксэмигрант распространяет французское влияние на экс-колонии через культуру - проектирует и строит общественные здания и жилые комплексы в Алжире, Кампучии, Гвинее, Марокко, ... Знаменитое здание Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке строится с участием нашего героя - он выступает как инженер-консультант.
Бывшее авиационное прошлое помогало работе архитектора: он привнес свои навыки в расчеты металлических конструкций, а "колониальные" жилые комплексы в которых должна была сохранятся прохлада в жару, были спроектированы с использованием опыта в аэродинамике.
3. Bodiansky Type 20
4.
5.
Для примера несколько работ, в которых принимал участие Vladimir Bodiansky.
6. Cité de la Muette, Drancy
7.
8. Жилой комплекс в Алжире, 1953
9.
10. Совместно с Georges Candilis и Shadrach Woods. “Carrière centrale”, Касабланка, 1953.
Источники: en.wikipedia.org, fr.wikipedia.org, www.secretprojects.co.uk, ...