Русский след в Бельгийской авиации. Stampe et Vertongen S.V.4, S.V.5 и S.V.10

Jan 05, 2015 16:31

Сюжет основания бельгийской авиафирмы Stampe et Vertongen в общем банален. Jean Stampe в годы Первой Мировой войны обучается на военного пилота, с 1916 совершает боевые вылеты, а его услугами пилота пользуется местный монарх Альберт I (для экскурсий над полем боя), король продолжал ими пользоваться и по окончании войны вплоть до своей смерти в 1934 году.



В 1922 году вместе со своим приятелем Maurice Vertongenc основывают авиационную школу. Не найдя на рынке подходящего для своих целей аэроплана приятели приглашают инженера Alfred Renard'а для совместного проектирования и производства учебно-тренировочного самолета. Вместе с Ренаром (пожалуй самым знаменитым авиаконструктором Бельгии) выпускается первый чисто бельгийский самолет - RSV 32-90, затем его модификации (RSV32-100, RSV32-105, ...), его преемник RSV26-180, несколько типов самолетов аналогичного класса - УТС и легкие туристические самолеты (RSV22-180, RSV26-100, ...). Все эти небольшие бипланы в количествах несколько десятков закупаются невеликими по размерам бельгийскими ВВС, и пользуются некоторым спросом у заграничных покупателей. В 1928 году Ренар уходит из Stampe et Vertongen чтобы основать свою собственную авиастроительную фирму, S&V остается без авиаконструктора.

Однако вскоре по рекомендации сына Стампа - Leon Stampe, летчика бельгийских ВВС, на службу в фирму приглашается русский инженер George (Yuri[1]) Ivanov. Первым самолетом Иванова видимо стал SV-3 который представлял собой RSV 32-90, модифицированный для спортивно-рекордного полета в бельгийскую колонию Конго. С полетом ничего не сложилось, зато вскоре появился более удачливый SV-4. Он представлял собой все тот же RSV 32-90, но существенно переделанный и модифицированный: была сокращена площадь крыльев, в конструкцию внесены элементы подсмотренные на британских самолетах от De Havilland (SeV в конце 20х импортировал самолеты этой фирмы в т.ч. для своей школы). Этим УТС пытались заинтересовать бельгийские ВВС но план сорвался, и было построено всего пять (шесть?) экземпляров этого самолета для фирменной авиашколы. Первый SV-4 поднялся в воздух 17 (или 13го) мая 1933 года, пилотировал его Леон Стамп.
Следующий аэроплан от русского инженера - SV.5 Tornado. Он также базировался на конструкции Ренара - на RSV22, и создавался под требование 1933 года от бельгийских ВВС на учебный двухместный биплан, способный выполнять фигуры высшего пилотажа. SV.5 был более крупной машиной нежели SV.4, оснащался стрелковым (один 7,62мм пулемет вперед и один такой же на турели) и бомбовым (до 8 х 50-килограммовых бомб) вооружением; впервые он полетел 27 сентября 1933. Его конкурентами были бельгийский LACAB T.7 и несколько самолетов иностранных производителей. "Торнадо" вышел удачной машиной и якобы превосходил всех конкурентов (во всяком случае по цене), тем не менее победителем был выбран самолет от английской фирмы Avro (Avro 626).
SV.5 все таки заинтересовались, это был иностранный покупатель - ВВС Латвии. Латыши купили несколько SV.5 плюс лицензию на их производство (?). Четкой картины по латышским бельгийцам нет, видимо в 1935 заказчику было поставлено 9 машин с двигателем Armstrong-Siddeley Serval шесть из которых в 1938 модернизировали на заводе VEF оснастив моторами Armstrong-Siddeley Cheetah IX (или эти самолеты были только собраны на VEF'е или это были заново выпущенные самолеты), и один уже оснащенный Cheetah IX производителем.[4]
После поставки заказа для прибалтов 20 машин в 1936 все же закупает Бельгия. Все они с британским авиадвигателем Cheetah IX.
Итого получается что выпущено 31 самолетов "Торнадо": один прототип, десять машин для Латвии, двадцать для Бельгии.

1. Латышский SV.5


Stampe et Vertongen предлагает модификации SV.5 отличающихся в основном разными двигателями: SV.6, SV.7 с Pratt & Whitney Wasp Junior, SV.8 (Armstrong Siddeley Lynx IV), SV.9 с металлическим винтом и немного смещенным верхним крылом для изменения центровки.
Возможно SV.9 был тем самым десятым самолетом с Cheetah IX поставленным в Латвию, остальные машины воплощены в живую не были точно.

2. SV.5 ВВС Бельгии


Последним самолетом Иванова стал "воздушный крейсер" SV.10. Создавался он по требованию l'Aé.Mil 1934го года на трехместный двухмоторный биплан выполняющий роли бомбардировщика, штурмовика, разведчика, истребителя. Кроме SeV SV.10 в конкурсе принял участие LACAB со своим GR.8. Экзотического вида SV.10 оснащался двумя французскими моторами Gnome-Rhone 14Krsd мощностью по 780л.с. и имел сильное стрелковое вооружение: 20мм пушка и пять пулеметов плюс 600 кг бомб.
В своем втором полете 5 октября 1935 года SV.10 потерпел катастрофу. Самолет сорвался в штопор, при столкновении с землей был полностью разрушен. Пилотом был Леон Стамп, на борту находился Георгий Иванов, оба погибли. После смерти сына и главного конструктора Жан Стамп решает прекратить все работы над самолетом.
Можно сказать что бельгийцам вообще не везло на многомоторные машины - LACAB GR.8 тоже разбился в катастрофе, как и самый большой предвоенный бельгийский самолет трехмоторный Renard R.35.

3. SV.10


Сын основателя фирмы Леон и Иванов хорошо ладили и стали друзьями, похоронены бок о бок на одном кладбище, их именами названы улицы в Deurne, пригород Антверпена где расположен аэропорт[3]. Кто есть мистер русский инженер Георгий Иванов - загадка. В Бельгию он переехал из Франции вместе с женой и детьми. Можно предположить что он имел опыт работы по специальности во Франции и/или России.
Ну разве вот еще:
...инженер-авиаконструктор Г.В.Иванов (1908-1935), трагически погиб в 27 лет при испытании нового самолета (в антверпенском предместье Дёрне его именем названа улица Жорж Ивановлаан).

После Иванова в фирму приходит другой авиаконструктор, с характерной фамилией Demidoff[2]. Ему поручается "ремастеринг" ренаро-ивановского SV.4 который под обозначением SV.4B(B значит Bis) и его французская версия SV.4C становятся настоящим хитом в Бельгии и Франции. Всего построено 940 этих машин что делает SV.4 самым массовым бельгийским самолетом в мире.

4. Предвоенных годов выпуска SV.4B


5. и 6. Jean Stampe и Leon Stampe

       

Источники:
1. Jean Stampe. Danny Cabooter et Patrick Janssens de Varebeke
2. users.telenet.be
3. Stampe Vertongen SV 10 S-25 te Borsbeek - Léon Stampe en Georges Ivanow
4. STAMPE & VERTONGEN SV5
5. Владимир Ронин. ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В РУССКОМ АНТВЕРПЕНЕ (1920-1960)
Wiki en, fr, nl.

Бельгия, Авиация

Previous post Next post
Up