Что такое христианская аскетика и как её реализовывать в своей жизни?

Oct 01, 2011 17:34

Кому не сложно, поделитесь, пожалуйста, опытом и видением: что бы вы ответили на этот вопрос совсем новоначальному человеку? Что бы посоветовали почитать (как вопрошающему, так и отвечающему)? С чего начать вообще?

Я веду катехизацию в своём приходе. Рано или поздно придётся говорить и об аскетике. Я пока не знаю, как.

Leave a comment

Comments 77

sergiusvg October 1 2011, 13:58:20 UTC
Это просто духовность. Я когда-то издавал книгу "Христианская аскетика" Мутца, замучился ее редактировать. Теперь она мне снится в кошмарных снах. В Царствии Божиим извинюсь перед автором. Чтобы говорить о православной аскетике, нужно начинать сразу с источников. Прочитайте 1-й том "Добротолюбия" и будет о чем поговорить на катехизации.

Reply

overtakenbyjoy October 1 2011, 16:21:39 UTC
Спасибо за ответ, отче.
Согласен, что "это просто духовность". Но тогда нужно объяснять, что такое духовность (что тоже задача катехизатора, конечно) :-)
А я вот не уверен, что новоначальному нужно начинать именно с "первоисточников", в частности, с Добротолюбия или Лествицы. Потому что в этом случае есть риск того, что он воспримет всё это некритически и не личностно, без осознания своей меры и, что самое плохое, - без понимания что есть главное, а что - второстепенное (к этому, кстати, весьма располагает классический формат аскетических наставлений - краткие изречения, понимать которые нужно в контексте общего видения предмета). Читать всё это, конечно, нужно и полезно, но, я считаю, не сразу.
О чём поговорить у меня есть. Важна последовательность, логика изложения и расстановка акцентов - вот с чем проблема. Добротолюбие и Отечник здесь будут не лучшим подспорьем.

Reply

sergiusvg October 2 2011, 00:34:39 UTC
Вы поговорите 5 минут и потом начните задавать вопросы слушателям. Откроете для себя много нового!
Удачи в благом деле!

Reply

overtakenbyjoy October 2 2011, 12:30:03 UTC
Спасибо!

Reply


korotyshka_ru October 1 2011, 14:26:25 UTC
Первым делом я бы сказала, что аскеза - прекрасная вещь, что она помогает дисциплине тела, ума и духа, но это - не главное в христианстве. В христианстве главное - Христос и Его вопрос - Любишь ди Меня больше всего? Про это всегда почему-то забывают, когда рассуждают о христианстве... Некоторые почему-то просто сводят христианство к аскетике, и не всегда это люди сторонние

Reply

overtakenbyjoy October 1 2011, 16:24:17 UTC
Спасибо, согласен про "первым делом". А вторым? :-)

Reply

korotyshka_ru October 1 2011, 16:58:39 UTC
Отвечать на вопросы

Reply

overtakenbyjoy October 1 2011, 17:14:44 UTC
Это безусловно.
Однако, лишь отвечая на вопросы по теме невозможно создать у слушателей её целостное восприятие (можно ли выучить какой-нибудь предмет, если учитель говорит лишь общие слова и отвечает на вопросы?). Так что необходимо именно последовательное изложение. Каким оно должно быть - вот в чём вопрос.

Reply


saphyana October 1 2011, 14:32:55 UTC
Паша, я поступила на катехизаторские курсы. Есть близкий мне человек, неверующий и даже не крещенный. С чего бы ты посоветовал начать разговор о Боге? Или просто лучше молиться, что Бог открылся ему? Извини за оффтоп...

Reply

overtakenbyjoy October 1 2011, 16:41:22 UTC
А что, на катехизаторских курсах этому не учат? ;-)

Если серьёзно, Тань, то я думаю, разговор стоит начинать 1) с того, в чём ты сама наиболее ярким образом чувствуешь присутствие и действие Божье (я, например, глубоко ощущаю истинность чисто практического христианства, проявляющегося в отношении к себе и окр. людям); 2) с развенчания обычных мифов, которые существуют у людей о Церкви и христианстве (попы на мерседесах; много раз переведённое и перевранное в угоду попам Писание; наличие неких тайных источников, скрываемых Ватиканом, которые иначе говорят о жизни Христа и т.п.) и 3) с иллюстрации (в первую очередь на своём примере, но не только) того, что христиане - это нормальные, думающие люди, а не зомби.

Reply

saphyana October 1 2011, 17:31:23 UTC
Спасибо, Паша. Я подумаю над твоими советами. Знаешь пока что на курсах этому не учат.
У меня сейчас как раз в жизни косяк произошел с местным православным клубом, поэтому про "истинность практического христианства" мне говорить будет трудно. Попробую опираясь на собственный опыт... Хотя ужасно страшно - не имею никакой практики...

Reply

overtakenbyjoy October 1 2011, 18:53:46 UTC
Без собственного опыта и уверенности, конечно, немного расскажешь. Иногда стоит и помолчать, когда понимаешь, что от сердца сказать не можешь.
"Истинность практического христианства" - это не "то, как на практике поступают некоторые православные", а "то, к чему призывает христианство в практическом смысле".

Reply


vadimoz October 1 2011, 14:52:40 UTC
>христианская аскетика?

Попытка научиться легко выполнять христианские нравственные и поведенческие максимы путем различных методик тренировки силы воли.

>что бы вы ответили на этот вопрос совсем новоначальному человеку?

Свел бы разговор о роли и важности силы воли в жизни пост-советского человека.

>Что бы посоветовали почитать?

Тебе или чувакам? По этой теме лучше ничего не читать, если есть возможность.

Reply

overtakenbyjoy October 1 2011, 16:45:15 UTC
Про силу воли - да, важный момент.

"Тебе или чувакам?"

И мне (как об этом рассказывать), и катехуменам (как начать воплощать её в своей жизни).

"По этой теме лучше ничего не читать, если есть возможность."

Ты ошибаешься.

Reply

vadimoz October 1 2011, 16:52:13 UTC
>И мне (как об этом рассказывать), и катехуменам (как начать воплощать её в своей жизни)

http://predanie.ru/audio/online/asketika/
Ну есть скучность такого плана.

>"По этой теме лучше ничего не читать, если есть возможность."
>Ты ошибаешься.

Ты прав. Я забыл, что нужно еще и не слушать!

Reply

overtakenbyjoy October 1 2011, 16:53:24 UTC
http://predanie.ru/audio/online/asketika/

Спасибо, не-послушаем! :-)

Reply


natakalin October 1 2011, 15:05:26 UTC
Со св.Иоанна Крестителя, с 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне.

Reply

overtakenbyjoy October 1 2011, 16:45:43 UTC
А можно поподробнее?

Reply

natakalin October 1 2011, 17:04:58 UTC
"Образ Иоанна, сохраненный в Евангелии, есть образ пустынного подвижника. Проповедь его звучала в пустыне (Мф. 3:1, Мк. 1:4), и его аскетическая внешность: одежда из верблюжьего волоса, на чреслах, - кожаный пояс, пища - акриды и дикий мед (Мф. 3:4, Мк. 1:6), носила суровую печать пустыни. Но аскетизм Иоанна был строго иудейский. Он отвечал тому что Ангел Господень предсказал о нем его отцу, священнику Захарии (Лк. 1:15). Мы узнаем в этих чертах исполнителя строгого назорейского обета. Для сближения его с ессеями нет никаких оснований. Ессеи, тоже подвизавшиеся в пустыне Иудейской, близ Мертвого моря, представляли собою сложный религиозный продукт, в котором, наряду с традицией законопослушного иудейства, сказались и вне-иудейские религиозные влияния. Аскетическому облику Иоанна отвечала и его проповедь" - еп.Кассиан Безобразов.

Reply

overtakenbyjoy October 1 2011, 17:12:12 UTC
Наталия, разве эти слова хоть в какой-нибудь мере отвечают на вопрос, вынесенный в заголовок поста?

Reply


Leave a comment

Up