Что такое христианская аскетика и как её реализовывать в своей жизни?

Oct 01, 2011 17:34

Кому не сложно, поделитесь, пожалуйста, опытом и видением: что бы вы ответили на этот вопрос совсем новоначальному человеку? Что бы посоветовали почитать (как вопрошающему, так и отвечающему)? С чего начать вообще?

Я веду катехизацию в своём приходе. Рано или поздно придётся говорить и об аскетике. Я пока не знаю, как.

Leave a comment

sergiusvg October 1 2011, 13:58:20 UTC
Это просто духовность. Я когда-то издавал книгу "Христианская аскетика" Мутца, замучился ее редактировать. Теперь она мне снится в кошмарных снах. В Царствии Божиим извинюсь перед автором. Чтобы говорить о православной аскетике, нужно начинать сразу с источников. Прочитайте 1-й том "Добротолюбия" и будет о чем поговорить на катехизации.

Reply

overtakenbyjoy October 1 2011, 16:21:39 UTC
Спасибо за ответ, отче.
Согласен, что "это просто духовность". Но тогда нужно объяснять, что такое духовность (что тоже задача катехизатора, конечно) :-)
А я вот не уверен, что новоначальному нужно начинать именно с "первоисточников", в частности, с Добротолюбия или Лествицы. Потому что в этом случае есть риск того, что он воспримет всё это некритически и не личностно, без осознания своей меры и, что самое плохое, - без понимания что есть главное, а что - второстепенное (к этому, кстати, весьма располагает классический формат аскетических наставлений - краткие изречения, понимать которые нужно в контексте общего видения предмета). Читать всё это, конечно, нужно и полезно, но, я считаю, не сразу.
О чём поговорить у меня есть. Важна последовательность, логика изложения и расстановка акцентов - вот с чем проблема. Добротолюбие и Отечник здесь будут не лучшим подспорьем.

Reply

sergiusvg October 2 2011, 00:34:39 UTC
Вы поговорите 5 минут и потом начните задавать вопросы слушателям. Откроете для себя много нового!
Удачи в благом деле!

Reply

overtakenbyjoy October 2 2011, 12:30:03 UTC
Спасибо!

Reply

overtakenbyjoy October 1 2011, 16:23:39 UTC
Поэтому я, скажем, склоняюсь к тому, что для начала рекомендовать лучше более современных авторов - о.Александра Ельчанинова, скажем, и/или С.Фуделя.

Reply

sergiusvg October 2 2011, 00:26:25 UTC
Работы современных авторов на тему духовности в русском языке носят красивое название "дополнительная литература" и т. д. В других языках это будет назваться более точно "вторичная литература". Пока наша страна пребывала в состоянии изначальной невинности, в Европе произошел сдвиг от преподавания по учебникам к преподаванию по источникам. Т. е. раньше у преподавателя был конспект и план лекции, составленный по учебнику данного предмета. Сейчас преподаватель идет на лекции, держа под мышкой источник и рефлексирует на лекции непосредсвенно с источника, поэтому каждое занятие является новым и для его слушателей и для него самого. Забыл добавить, что у них огромное количество источников издано и продолжает издаваться в виде билингвы (оригинал+современный перевод). Это просто для информации, чтобы знать, что делают лидеры и что такое стандарт образования в сфере катехизации. Источник в области аскетики - это Нагорная проповедь, которая неисчепаема по своему содержанию и всегда актуальна. Не убивайте первую мысль оглашаемого обратиться к ( ... )

Reply

overtakenbyjoy October 2 2011, 12:54:56 UTC
Мне кажется, что в данном аспекте (аскетики) термин "вторичная" литература не очень хорош (ну, не считая, разумеется, того, что вся вообще христианская литература вторична по отношению к Писанию). В частности потому что автор, решивший писать на аскетические темы (если только он пишет не учебник, а "от сердца", как упомянутый о.А.Ельчанинов), не просто конспектирует и систематизирует первоисточники, а воплощает их в свей жизни, получая на выходе вполне себе оригинальный, личностный опыт, не являющийся уже чем-то "вторичным". Такой опыт ценен для современного человека именно тем, что он, грубо говоря, ближе к нему по времени и понятнее, и сам уже может стать некоей дверью к первоисточникам.

Reply


Leave a comment

Up