Дональд Вудс Винникотт

Oct 10, 2010 20:29

Вот это место поразило, пожалуй, больше, чем всё остальное, прочитанное на неделе:

"Если вы пощекочете лицо младенца, то сумеете вызвать улыбку, но он может почувствовать что угодно, только не удовольствие. Рефлекс предал своего владельца. Он сам почти овладел младенцем. Нам не подобает использовать ту власть, которой мы, без сомнения, обладаем, ( Read more... )

выписки, Винникотт

Leave a comment

Comments 51

zver_mangust October 10 2010, 16:49:58 UTC
Интересно, да.

Reply

otgovorki October 10 2010, 22:50:40 UTC
а что именно интересно и в связи с чем?
это мне тоже интересно)

Reply

zver_mangust October 11 2010, 18:54:03 UTC
Интересно, какие мелочи как много могут значить. Какие смыслы могут стоять за "примитивными рефлексами". И о свободе воли :)

Reply

otgovorki October 13 2010, 03:24:47 UTC
Весь текст раз и два.
И что-то я сомневаюсь, что это о "свободе воли" - как-то иначе это именуется наверное...

Reply


osyotr October 10 2010, 16:54:55 UTC
А откуда он все это знает?

Reply

otgovorki October 10 2010, 17:07:07 UTC
Это имеет статус рабочей гипотезы, это не знание в смысле "имеем неопровержимые факты делаем вывод".
Автор психоаналитик. Это из радиобеседы, год 1956 - это имеет значение.
Здесь ему важно показать, что у младенца _уже_ есть личность, она проявляется - и где именно, в каком месте это можем видеть - и вступать с этим человеком уже в человеческие отношения.
Для его оппонентов на тот момент у младенца есть только инстинкты и рефлексы и там не с кем вступать в отношения. И, соответственно, не понятно, откуда этот кто-то потом в ребенке появляется.

Reply

otgovorki October 10 2010, 17:25:58 UTC
наверное, правильнее было бы ответить, что автор работает на модели, это модель психоаналитическая, отсюда темы "силы эго, Я" и "принципа реальности", "контакта с реальностью".

Reply

osyotr October 10 2010, 17:46:07 UTC
В том и беда, что его предположения нельзя называть гипотезой, поскольку они заведомо неопровержимы. В принципе, все, о чем он говорит, мог бы подтвердить только мистический опыт, который вынудит отказаться и от видимости научного подхода.

"Модель" тоже сомнительная. Порядочная модель - это прежде всего наглядность, заданность некоторых свойств и отношений; а тут она составлена из понятий далеко не ясных и требующих определения. "Самоутверждение", чем бы оно ни было, частью модели быть не может.

Reply


venzenait October 10 2010, 17:50:51 UTC
Не знаю правда это или нет, но звучит мощно)

Reply

otgovorki October 13 2010, 03:35:05 UTC
А что именно мощно? Что зацепило?
Весь текст раз и два. Почитай, если хочешь.

Reply


mr_greenmouse October 11 2010, 07:54:56 UTC
тоже читал это на прошедшей неделе. следом прочёл его же "Маленькие дети и их матери". там он обращался уже к медикам, а не радиослушателям.

Reply

otgovorki October 13 2010, 03:36:22 UTC
Ага, у меня тоже еще две его книги на очереди.
Спасибо за отклик.

Reply


gignomai October 11 2010, 19:45:56 UTC
Т.е. контакт с реальностью происходит, если переживаемое встраивается в собственный жизненный ритм ребенка, а не он захвачен насилием инстинкта, так да? Можно, наверно, сказать: когда он сам присутствует в этом переживании.
Можно распространить и соответствующие взрослые ситуации.

Reply

otgovorki October 13 2010, 03:39:51 UTC
Весь текст раз и два.
Да, именно это мне здесь важно.

Reply

gignomai October 22 2010, 20:43:30 UTC
Знаете, я стал понимать, о чем он, когда мысленно поместил себя на место младенца. Оказалось, что это не невозможно. У меня это связалось с различием между теми моментами, когда ощущаешь себя живым, проживаешь свою жизнь и присутствуешь в том, что с тобой происходит, и теми, увы, более продолжительными кусками времени, когда нечто «проживает тебя» - будь то инстинкты или, во взрослости этого больше - безличная стихия социальности, жизненный поток. И, как и у младенца, быть живым, быть свободным, иметь свое лицо, быть - можно только видя другого, лицом к нему. Другой - это и есть реальность. Замечательно то, что он связывает это лицетворение с воображением, т.е. с видением возможности того, что еще не навязало себя силой факта; это ведь начало проектного взгляда, да? Ну и про нежность к миру: противоположность безличного либидо и всегда личной нежности - это же и всякому взрослому знакомо ( ... )

Reply


Leave a comment

Up