Первая Мировая война. Дневник Михаила Анисимова

Aug 05, 2017 10:00

Часть 3


Записки из дневника моего деда, Михаила Анисимова
орфография сохранена

В эти дни автор описывает дорогу на Юго-Западный фронт, встречу с друзьями в Красноярске и печальные моменты еще одной встречи с родными местами. Фронт все ближе - уже встречаются эшелоны с пленными и ранеными, свежие могилы погибших, наводящие смертную тоску. В середине октября прибыли в г. Львов. Начались походы и ужас от увиденного на полях жестоких сражений. Холодная дождливая осень и неизвестность впереди.


15-го сентября
После ужина выдаютъ суконыя портянки, перчатки, набрюшники Сухарныя, Сушки, Фляшки, Ранцы.

16-го
С утра в Баню, все сменили Чистое бельё, наверно Завтра въ Походъ. 9 Чесовъ вечера намъ объеснили,- завтра должны выехать въ Походъ, Стать раньше.

17-го
Утромъ подняли насъ Очень Рано, здавай Одеяла. Камандиръ Батареи определяетъ кому на какой ящикъ привязывать ранцы и кто где долженъ находитца, чтобы каждый Своё место Должно знать. Фургоны нагрузили Фуражомъ, Коней запрегли - Столъ накрытъ. Каманда Камандира подалсь: "Православные, сходись на Молебенъ." Шапки долой, Свещенникъ начинаетъ Служить Молебенъ: "Благословенъ Богъ..." и такъ далее. Все с умиленiемъ Молились Богу, чтобы Господь помогъ въ военномъ деле Победить Гордова Врага и Здоровыми Вернутца Домой.

По окончании Молебна напутствовалъ какъ нужно вести себя на воине. Не нарушать Присяги, Верой и Правдой Служить Царю и Отечеству и помнить всегда Бога, и не Унывать, и Духомъ не падать. 1 1\2 Чеса Наша Батарея Гордо по Городу Иркутску Пошла На Светое Дело...

Гордо въ переди Батареи На Гнедой Строиной Лошади Сиделъ Сухощавый Камандиръ Батареи Карташевскiй - Человек Деловый, Знающiй Свою Обязаность Хорошо и Солдатъ не Наказывалъ и къ пустекамъ не придирался, Салдатъ Уважалъ.

10 Чес. вечера. На Инокентевской Станцiи нагрузилсь Боевая Часть, а Резервъ на другомъ Шалоне.

11 Чес. вечера. Нашъ поездъ пошолъ, Искрено Салдатъ перекрестился, вздохнувши. Прощай городъ Иркутскъ, а намъ - Добрый Путь! Свисток, Другой и Помчались Богъ Знаетъ Куда и Что Ожидаетъ Насъ въ Переди.

18-го
В теченiе Месяца все Устали отъ Усиленыхъ занятiй, Все Сутки Спали, только Сколь за обедомъ время провели.

19-го
Нашъ Шалонъ мчитца очень скоро, Машинистъ свистки подаетъ. Поездъ на Станцiяхъ почти совсемъ не стоитъ. Начальникъ Станцiи ожидаетъ, вручаетъ бумагу Кондуктору и пошолъ въ передъ.

20-го
Уже Родители и Жоны Стречаютъ Своихъ Сыновей. Опять Слезы Раздираютъ Душу Отъ Рыданiя, Приходятъ Минуты Страданiя.

21-го
Въ Г.Красноярскъ ходилъ къ Таварищу Е.В.Б.. Инжанеру Механику Ершову. Со Станцiй с трудомъ пробрался, везде Чесовыя наставлены, какъ Каторжниковъ Охраняютъ Салдатъ, что и загородъ, чертево возьми, никуда нетъ Салдату Свободы. Еще Крепосное Право не вывелось, всё на свете проклинамъ, въ последни дни и то Салдату не даютъ Воли повидатца. А Защитники Родины Идутъ Жизнь Свою Не Щадя За За Родину въ Тяжкихъ Мученiяхъ, Помирая. А Почету Салдату Негде Нетъ.

Обратно провожалъ Инженеръ Григорiй Ивановичъ Ершовъ с Женой Александрой Александровной и Дочерью своей Елизаветой Григорьевной. И опять не пропущаютъ в воротаъ Продовольственаго пункта, Чесовой. Пришлось проти другимъ путемъ, где привезли пленыхъ Австрицовъ, только тамъ пришлось добратца до своева Шелона, струдомъ, ето было не Свиданiе, а Мученiе. Не вытти, не затти. Душевно простились и невольно у насъ Слезы полицу потекли, и Свистокъ за Свисткомъ, и нашъ Шалонъ пошолъ.

Долго-долго бравый Инженеръ платочкомъ махалъ и нашъ Шалонъ Скоро Скрылся.

22-го
Шалоны то догонитъ, то перегонитъ, а вчерашная препятствiя с ума не сходитъ, что такой Городъ Красноярскъ, единствено только въ немъ такая строгость, а больше не где не приходилось встречать, Очень Строго.

23-го
Шалонъ за Шалономъ попадаютъ Австрiцевъ и Германцевъ пленыхъ, Которые Спочтенiемъ Козыряютъ Намъ.

24-го
Мчатца Шалоны, какъ волны морскiя Один за Другимъ.

25-го
С широкой лентой черезъ плечё, с кардонкой въ рукахъ множество прицеплено флажковъ, молодая красивая Баршня съ молодымъ Кавалеромъ, который с крушкой въ рукахъ. Охотливо публика жертвуетъ на Красный Крест, а Барошня нежно белой ручкой прикалываетъ на грудь Жертвователямъ флажки.

26-го
Все ближе и ближе поездъ къ Родине везетъ.

27-го
Г. Кунгуръ Пермской Губ. Ожидаютъ Жены Своихъ Мужьевъ, каждый Радъ еще последний разъ Увидать Своего Любимова Мужа. Богъ знаетъ придетцали еще увидеть или нетъ. Воина не шутка. На Станцiи Кунгуръ Публики масса, но знакомыхъ, родныхъ я не стретилъ Никово. Скучно Никово не встретивши Своихъ...

28-го
12 Чес. ночи прiехали Ст.Пермь 2-я. Соный Городъ всё везде спитъ, порядочно Нашъ Шалонъ стоялъ, Свободно и Счастливо прогуливая ещё въ последнiй разъ. Попыталъ я счастья у Камандира своего Капитана Карташевскаго, чтобы отпустилъ не надолго Домой, Дело не выгорело, Камандиръ не Уволилъ

- Я Васъ Уволить не Могу, получил ответъ.
Трудно слышать такiе Слова "Я Васъ Уволить не Могу"... Голова за Кружилась, в Глазахъ потемнело. Я Струдомъ до шолъ до Своего Вагона и на нары лекъ ничкомъ. Какъ бы Увидатца Хотя еще разокъ Сосвоимъ Дорогимъ Семеиствомъ..., но нетъ воли. Я мокъ и безъ разрешенiя Камандира уехать на Параходе Домой, какъ делали прочiе, а потомъ догнать Свой Шалонъ, но решилъ остатца Законымъ Требованiямъ, когда Начальство не Увольняетъ и бросить всё попеченiе по видатца с Семъей.

29-го
Поездъ Дальше и Дальше отъ Дому везетъ по Вятской Жел.Дороге

30-го
Уже больше никто не встречаетъ Своихъ Мужовей, здесь некому встречать, проехали свои Родимые Края, некому больше со слезами провожать.

Октябрь 1914 год

1-го
3 Чеса дня прiехали на Стан. Сергiевъ Посадъ. Каманда подалась: "Православные! Выходи! Стройся!" Разъ, разъ и готовы все, какъ одинъ.

Камандиръ 2-ой Батареи и Порудчикъ Шидловскiй шли впередъ, вся Батарея въ Папахахъ и въ Черныхъ перчаткахъ. Гордо Шли въ Ногу Сибирскiе Воиска. Стоявшая Публика заинтересовалась Сибиряками. Слышно въ следъ, - Ахъ, Молодцы эти Сибиряки! И намъ показался Злотоглавый Св. Сергiя Посадъ.

Черезъ несколько минутъ оказались въ Манастыре, где предъ Св.Мощами Служили Общий Молебенъ Печальнику Русской Земли Св. Сергiю, чтобы Онъ Угодникъ Божи Сохранилъ отъ Надменова Врага. Удостоились Приложиться къ Св.Мощамъ и прочихъ Угодниковъ. Купили Крестиковъ, а также Камандиръ Батареи Карташевскiй раздалъ по Крестику и по Книжечке.

2-го Солдаты песни попевая и на Гармоне поигрывая Мирятся съ Дорожной Жизнию.

3-го Попадаютъ Жители, уежающiе изъ Г. Варшавы, полны Класныя вагоны.

4-го Начинаютъ попадать Раненыя изъ подъ Варшавы.

5-го Прiехали въ Жидовскiй грязный Городокъ Луковъ

6-го Стали на Ивакъ за Г.Луковъ, разбили Полатки

7-го Слышна Кононада изъ подъ Иванъ Города. Не слыхавши, первый разъ, насъ приводитъ въ Ужасъ Артеллерiиская Сильная Кононада.

8-го
В Снаряды ввертываемъ Денстiоныя трубки. Погода стоитъ серая и холодный ветеръ. Небывали въ Бою, намъ Кононада Казалась очень Страшной, а Раненыхъ Каждый День везут по несколько Шалоновъ, Стонъ въ вагонахъ, Раненымъ тяжело, Раненыхъ выносятъ изъ вагоновъ на носилкахъ и въ Госпиталь, который отъ Железной Дороги был Далеко въ конце г.Лукова по Варшавской Шоссе, а отъ Госпиталя не далеко Брацкое Кладбище. Много Героевъ похоронено здесь. При виде сихъ Новыхъ Крестовъ Становитца Жутко. Эти Молодыя Люди Должны Наслаждатца Жизнею Цветущихъ Летъ, но воина Делаетъ Свое и требуетъ и Очень Много Жертвъ и Новыхъ Слугъ.

9-го
Наша Бригада готовитца къ скорому Походу на Варшаву. Воиска на Варшаву Шалонъ за Шалономъ Идутъ.

10-го
Укладка въ Походъ, Очень Сильная Кононада подъ Варшавой.

11-го
6 Чес. Утра выехали на Вокзалъ Грузитца. На Вокзалъ привезли Раненыхъ. 2 Чес. Дня Нагрузились. Поездъ пошелъ на Ковель. Значитъ Мы Должны Австрицевъ Угощать.

12-го октября
Шалоны за Шалонами попадаютъ намъ на встречу раненыхъ. Кто с повязкой на голове, а больше все с руками, кого нога прострелена, а кто безъ руки или ноги. Высокого роста Харьковской Солдатъ, но въ настоящее время живетъ въ Сибири, подходитъ къ Раненымъ и спрашиваетъ

- Ну поведай, Братъ, шо, какъ дела идутъ с Австрицемъ?

- Слава Богу дела идутъ, а Австрица сильно угостили, ашъ началъ удирать, такъ ему надо Бесову Скотину. Мы ему рога все по отшибаемъ!

Долго стоялъ этотъ хохолъ разговаривалъ. Звонокъ, Шалонъ пошелъ. Погода пасмурная.




13-го октября
Местность ровная, а Солнце по временамъ выглядываетъ изъ облаковъ и на Серце Грусть наводiтъ. Не бываетъ на Своей Стороне такъ печально Солнце смотритъ на тебя, какъ Родная Мать ласкаетъ тебя.

1 часъ дня прiехали на пограничную Таможню, Станцiя Радзивилово, в глаза бросаютца развалины обгорелого Сельскохозяйственного Склада, разныя машины, разнова рода железа - чево, чево здесь не сгорело. Первый разъ увидали здесь Австрискiя пушки, насъ удивило, почему они медныя.

6 чесовъ вечера прiехали на первый Австрискiй Вокзалъ - Ст. Броды, которая отъ разрушенiя была поправлена и Лабазъ Хлеба. Погода скверная, дорога узкоколеиная. Здесь перегруска, дожикъ идетъ сильный, а крытых 2 вагона для Солдатъ биткомъ набито, хто где поместился. Пленныхъ везутъ Шалонъ за Шалономъ.

14-го октября
4-е Чеса утра прiехали въ Г. Львовъ, выгрузились.

8 Ч. дня в походъ по городу. Оживительно Конки ходятъ и на Базарахъ Публики полно, Народъ чисто ходитъ, Магазины открыты, торгъ Оживительно идетъ. Г. Львовъ хорошiй и чистый с нашой стороны, около таварной Станцiй зачищаетца Хорошо. Сопкой, которая прошла цепью и сiя должно быть далеко видна, а на этой Сопке Красуетца Русскiй Флагъ. За Городомъ около Форта стали на Обеднiй Бивакъ, здесь пошли окопы и проволочныя загражденiя.

8 Чес. вечера прiежаемъ въ Г. Гора... выженыи и разрушенъ, очень видъ носилъ военова характера, пришлось въ первый разъ спать въ Австрискихъ Халупахъ.

15-го октября
Утромъ рано выехали въ походъ, Шоссе Очень Хорошое. По дороге валялсь разбитыя зарядныя ящики, Фургоны во время отступленiя не поспели вывести, Братскiе Могилки по дороге. Все больше и больше военный характеръ носитъ. Всюду пехотинскiя окопы и ямы накопаны Гранатами.

5 Чес. вечера прiехали в Г. Садовая Вишня, где и расположились бивакомъ, разбили палатки, спать Очень Холодно - зубы почакиваютъ.

16-го октября
Опять Походъ, утромъ рано по дороге въ стречу попадаютъ партии пленныхъ Австрицевъ, гонятъ несколько человекъ Канвоировъ. Местечко и Стан. Матиски Бивакъ. Местечко хорошое, только пострадало отъ военныхъ действiй. Стояли на старомъ Биваке, Одыхали. Погода сырая, холодная.

18-го октября
Утромъ рано въ Походъ. По дороге и по полямъ только валяютца убитые въ Бою Лошади.

5 Чес. вечера встали на Бивакъ около Завода Баловицы. Заводъ разореный. Спать въ полаткахъ холодно, поделали печи въ полаткахъ. Много Шинелей пожгли - кто полу сжок, а у ково рукавъ кто опалилъ. Опять не Слав Богу, опять горе Салдату - нужно ушивать.

19-го октября
На том же Биваке ходили по деревне, искать квартиры - халупы дымныя, полно натаскано картофеля и Салдатъ, которыя здесь живутъ с Обвозомъ. Во многихъ домахъ больныя отъ безхлебища, какъ воина началась, первымъ долгомъ здесь Крестьяне не поспели убрать, а кто, хотя и убралъ во время воиска взяли. Спали на чердаке Склада, но и здесь Морозъ находилъ, приходилось не спать, а Дрожать, да поскорей день дожидать.

20-го октября
На старомъ Биваке, а погода холодная стоитъ, такъ и пронизываетъ до костей. На улице ладомъ не пообедаешь и чаю не попьешь - грязь и всё скоро Отстыватъ. Природа заставлятъ миритца совсеми неудобствами, невольно спомнишь о Домашней Жизни, хотя и плохо, да дома счастливъ тотъ человекъ ...

21-го октября
5 Чес. утра въ походе по дороге попадаютъ то разбитые дома, а некоторыя пожжены, все Уничтожено, печальная картина Народной Жизни. Каково это переносить, не такъ легко, какъ думаетца. Остались одне бедныя Женщины и те плачутъ - всё разбито - чемъ жить - несколько меръ картофеля и куклевитой пшаницы, и несколько сноповъ овса, а если хотя сено имеетца, воиска забираютъ для Лошадей. Кто уплатитъ по совести, а другой чудакъ и нагайкой Угоститъ. Встали на Бивакъ въ дер. Рогизна. Кто ночевалъ въ помещенияхъ, а остальныя въ полаткахъ, за неимениемъ помещенiй.

22-го октября
Отъ деревни Рогизны отъехали не далеко, остановились на новый Бивакъ. Санитары на склоне горы копали обширную яму, это не яма, а могила для Салдатъ, которыя Умираютъ отъ тяжолыхъ ранъ. Это уже порядочно свежихъ братскихъ Могилъ съ деревяннымя неокрашеннымя Крестами, а не далеко Госпиталь стоитъ съ выброшеннымъ на верху Большой палатки Белымъ Флагомъ съ Краснымъ Крестомъ. Местность изрыта окопами, ночевали въ поле, ночь Очень темная.

23-го октября
3 Чес. утра встали на позицiю, 19-й Россиской Бригады, которую мы сменили. На позицiи простояли весь день. Счастливо стали на позицiю первый разъ, а въ этотъ день Непрiятель Отступилъ по всему Фронту.

24-го
6 Чес. утра снелись с позицiи, поехали впередъ по трактовой дороге. По дороге и въ окопахъ валяютца еще не прибраны Нашихъ Героевъ тела. Боже мой, а сколько Лошадей убито! Далее идешь, смотришь въ окопе придавило Человекъ несколько. Здесь по видимому Мортирная работала здорово, а стакановъ валяетца Австрискихъ и Нашихъ очень много, а чемъ различить Австриский стаканъ отъ Нашева? на Австрискихъ два медныхъ обруча, а на Нашемъ одинъ. Чемъ едемъ дальше, темъ картина становитца Ужаснее, начинаютъ попадать Австрискiе могилы Грамадной величины много ихъ еще дальше, смотришь сгорелый домикъ, обоженые тела. У одново глаза повылезли, а у другова животъ сгорелъ. Некоторыхъ кирпичами придавило.

Среди упомянутых и Нашъ, находился вероятно раненый былъ, лежалъ въ этомъ доме помещенный. Этотъ домъ наша Мортирная зажгла и погибло несколько человекъ. Далее валяютца не подобраныя Австрискiя Солдаты по всему Фронту Синi, у ково Черепъ разбило, кому въ грудь, у ково ноги нетъ. В разныхъ видахъ лежатъ обагреныя въ крови молодыя бравыя Солдаты, чисто одеты, ранцы около ихъ валяютца с чистымъ бельемъ и на немъ чистое белое белье, Фуфайкахъ и теплыхъ кольсонахъ и передъ каждымъ груда писемъ, ничево не нужно стало.

Молодыя люди Жаждали Жизнею, а Воина требуетъ жертвъ, чемъ Человекъ Виноватъ, Онъ, хотя и врагъ намъ, не будь Воины, онъ не былъ бы врагомъ. Его Законъ, Дистиплина заставляла всё это исполнять, не Онъ уже исполнялъ, а Долгъ, Служба, Дистиплина. Всемъ и каждому Жить на беломъ Свете Хочетца.

Окопы по лесу Очень хорошiя, съ боиницами, а другiя окопы теплыя, печи устроены, нары и двери, вероятно Непрiятель думалъ здесь зимовать. Далее еще окопы въ лесу за оврагомъ Очень Укреплены, еще далее за 2-мъ оврагомъ еще трети окопы, но которыя еще были не совсемъ закончены, а очень глубокия со ступеньками и с боиницами. Во всехъ жилыхъ окопахъ оставлены ранцы съ бельемъ, с патронами. Очень много палатокъ , чево-чево не оставлено. Очень пришлось Австрицамъ туго, много всего оставили.

Пошли дальше смотреть по лесу, везде валяютца Австрицы. Убитые, вероятно ранены, хотелъ еще убежать, но силы его оставили, Кровью Изшолъ. В рекахъ и ключахъ валяютца убитыя Лошади, а ты на чай воду берешь, сперва противно было, но въ силу необходимости, пришлось помиритца с судьбой и смотреть на всё хладнокровно. Идемъ левой, другой стороной дороги - навалено патроновъ кучи, ящиками патроновъ, так что несколько возовъ будетъ только съ ящиками патроновъ.

Пулеметной ленты множество и въ каждой ленте 10 шт. разрывныхъ пуль. Винтовокъ, Карабиновъ, Кинжаловъ, какъ чащи навалено. Идемъ еще. Подальше в одномъ изъ домовъ, былъ Перевязочный Отрядъ Австриски, наша Мортирная это здание разбила, в несколькихъ шагахъ наша Мортрная угодила въ Австрискую яму, где похоронено множество Австрицевъ. Очень на ихъ было смотреть Ужасно, у ково головы нетъ, у ково внутренности вывалились, кто глаза вылупилъ, у ково повылопали, землей перепачкались. Сильное зловоние, Боже мой, такъ волосы дыбомъ и становятца, а по телу - дрожь. Какъ Иней пробежитъ, по неволе мысль такая приходитъ, - за Грехи Господь такую Воину Допустилъ.




Шагахъ въ 30-ти въ сарае насчитали 37 ящиковъ съ патронами, вернулись къ своей Батарее, стоять на месте холодъ не позволялъ, а ветеръ такой былъ въ этотъ день резкий. Эту сцену я виделъ подъ Д. Чишки. Разведчики доносятъ - Непрiятеля далеко нет, только где-то Орудiя Гремитъ. Начальникъ Отряда приказалъ Нашей Батарее занять старыя позицiи

Фотографии Франка Хейнца и Военного Фотоархива

Часть1, Часть 2, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12

Первая Мировая

Previous post Next post
Up