На Русской народной линии мне предложили высказаться на тему конституционной монархии в связи с последними трансляциями бракосочетания английского принца и поднятой в СМИ теме восстановления монархии в России. Размышления носят характер живого отклика на эти события.
В конце апреля мы стали свидетелями невиданной доселе пиар-акции. Впервые после 1917 года нас посвятили в тайны королевского двора. По центральному телевидению в прямом эфире нашему народу продемонстрировали полностью бракосочетание английского принца. Не может не вызвать удивления такое внимание на высочайшем информационном уровне к частному событию из жизни королевской семьи Великобритании. Невольно возникает вопрос, что бы это значило?
«В чужом пиру похмелье» - это было первое чувство, которое я испытал в потоке информации об этой свадьбе. Почему мы должны смотреть как они женятся? У нас разве нет своего царского Дома?!
Ведь большинство наших сограждан даже не подозревает о том, что существуют потомки Дома Романовых, живущие и ныне в разных странах Европы, оторванные от своей родины и в большинстве сохранившие к ней любовь и верность. Дом Романовых, возведший Россию на высочайшую ступень исторической славы, создавший из небольшого Московского государства великую Российскую Империю, существует и ныне. Все, что мы имеем, от Прибалтики до Камчатки, это, так или иначе, наследие, оставленное нам Домом Романовых. Наш народ находится в неведении и о той трагедии, которую пережил Дом Романовых - в лучшем случае знают лишь, что большевики расстреляли царя Николая и его семью, тогда как почти половина представителей Дома Романовых были беззаконно расстреляны и приняли мученическую кончину. Некоторые из них прославлены РПЦЗ, в частности, брат царя великий князь Михаил Александрович. Не помню, чтобы за последние 20 лет хотя бы раз показали по ЦТ кого-нибудь из потомков Дома Романовых, побеседовали с ним в прямом эфире, поздравили с юбилеем. Мне стало горько, что мы, не зная толком истории нашего царствовавшего Дома, вдруг так прониклись интересами английской короны.
Причины такого неожиданного внимания вскоре прояснились рядом заявлений политиков и общественных деятелей. Обществу предложена в качестве темы для обсуждения идея конституционной монархии, вплоть до призвания нового Рюрика из туманного Альбиона. Несмотря на некоторый опереточный характер всех этих событий, они тем не менее касаются очень серьезной и судьбоносной для России темы - возрождения монархии. Наша политическая элита, видимо, все более осознает кризис нынешней демократической государственности, ее бесперспективность и исторический тупик этого вектора развития России. Очевидна попытка определенных интеллектуальных и практических поисков новых форм российской государственности. Выражаясь языком политических образов недавнего прошлого, можно сказать, что «призрак монархизма бродит по Европе» и достиг даже кремлевских стен.
Но здесь существует большая опасность подменить действительно историческую форму российской государственности в виде православной самодержавной монархии европейскими формами, а именно монархией конституционной.
Современные конституции формулируют идеологию светского нерелигиозного государства. Конституционные монархии Европы, по сути, являются светскими монархиями, лишенными какого-либо религиозного смысла. Они существуют только потому, что никому не мешают жить.
В европейской модели современных монархий главенствуют гуманистические, а не христианские ценности. Ни один современный европейский монарх (среди 25 стран ЕС - 12 являются монархиями) не декларирует себя христианским королем, защитником христианской веры. Ни одной европейское государство не называет себя христианским. Монарх становиться носителем нехристианской идеологии. Нынешние европейские короли (и королевы) совершают крестовые походы отнюдь не в защиту христианства, как их предки, а во имя «прав человека» и утверждение «демократии». Идеология прав человека на практике является оправданием человеческих грехов. Мы видим, что европейские королевства, та же Швеция, вполне мирятся с женским священством, однополыми браками и парадами содомитов. Это пример декоративной монархии, которая не защищает правду Божию на Земле, а является прикрытием беззакония. Современный европейский король действительно «голый», он не облечен правдой Божией. Такая монархия является моделью царства антихриста.
Смысл Православного Царства состоит как раз в обратном: в исполнении воли Божией на земле. «Да будет воля Твоя на земли, яко на небеси» - эти слова являются главным смыслом царского служения. Царь земной - это первый послушник Царя Небесного на земле. Господь благословляет народу и стране Своего Помазанника и вождя, который несет ответственность за страну и народ, прежде всего, перед Богом. Помазание миром одно из семи таинств, которое совершалось над царем дважды. Таким образом, Православное Царство - это особый дар Божий избранным народам.
В Европе не было понятия помазания и верховная власть не имела глубокого сакрального смысла. Царь и король только внешне подобны формой единовластия. Царь - это харизматический образ, подобие Небесной власти на земле. Помазанник Божий совершает христоподражательный подвиг, он является первым хранителем веры, защитником Православия. Помазанник Божий подчиняется Закону Божиему, это для него высшая конституция. В этом смысле, ставить закон человеческий (в виде конституции) выше Закона Божьего значит поставить человеческое выше Божественного. Поэтому конституционная монархия в европейской форме для Православия духовно неприемлема. При такой форме Царь становится не орудием промысла Божия, а орудием человеческих страстей, он будет зависим от человеческих влияний.
России нужен царь Богом данный, несущий ответственность пред Богом, царь православный, благоверный. И мы имеем опыт подобных царствований. Вся история России свидетельствует о том, что именно православное самодержавие являло благо для Отечества и народа. Именно под скипетром православного царя Россия возвышалась, укреплялась и стала великой Империей. В то время как введение принципа конституционности после 1905 года сразу расшатало основы царствования, а приоритет гражданского закона над волей Божией в последние времена привел Россию в состояние системного кризиса и низвел на роль сырьевого придатка западного соседа.
Сама идея восстановления монархии, безусловно, требует от нас поддержки. Но нам нужна не декоративная монархия, толерантная ко греху и злу, а монархия основанная на религиозной идее служения Богу. Принцип же конституционности приводит к тому, что царь ограничивается в правах своего служения Божьему Закону. России нужен царь, который исполнит евангельскую миссию Удерживающего зло на земле, который будет держать в руках меч Божий, а не быть марионеткой НАТО.
Естественно, в связи с этим встает вопрос о том, кто может стать таким царем? Как исполнить пророчества русских святых старцев и русских пророков о восстановлении монархии?
Здесь есть несколько искушений, подменить волю Божию, волей человеческой. Одна из них идея земского собора, который изберет царя. Я сомневаюсь в целесообразности этой идеи. Из кого он будет состоять? Кто будет выбирать? Почему такой Собор заведомо наделяется качествами непогрешимости? Чем он будет отличаться от любого демократического собрания? Где гарантии, что решения этого Собора будут приняты народом? На чем будет основана легитимность этого собора? Только на исторической аналогии? Это тот же самый принцип демократии только по отношению к монархии. Ссылки на земские соборы XVII века не убедительны, поскольку это историческое явление было 400 лет назад, и воспроизвести его в наших реалиях, я считаю невозможным. Неизвестный собор неизвестных соборников не может вызвать доверия у всего народа. Пример тому и организованная недавно монархическая партия. Вряд ли она приблизит Россию к монархии. Говорю это при всем моем сочувствии к деятельности этих людей. Нужно сознавать, что монархия - это идея не партийная. Царь не состоял ни в одной партии. Само словосочетание «монархическая партия» - это нонсенс.
Поэтому я думаю, что есть только две инстанции, которые могут решить вопрос о престолонаследнике - Русская Православная Церковь и Дом Романовых, который должен сам разобраться с внутренними вопросами на основе Закона о престолонаследии.
Законное право на престолонаследие в России имеют только представители Дома Романовых. Это историческая аксиома. Если мы считаем себя наследниками и представителями русского народа, то почему потомкам Дома Романовых мы отказывает в праве быть историческими наследниками их великих предков!? Любой другой кандидат «со стороны» вызовет новую смуту и будет являться с точки зрения исторической России - самозванцем. Поэтому в этом вопросе не нужно устраивать художественную самодеятельность ни со стороны государства, ни со стороны патриотической общественности или партий. У нас есть Церковь, которая и будет венчать на царство Государя, если мы сподобимся таковой милости от Бога. В подсказках со стороны партий и земских собор Церковь не нуждается. Только Церковь может дать благословение, венчать и помазать на царствование Наследника. Только Церкви поверит народ. Это единственный институт, пользующийся сейчас поддержкой подавляющего большинства граждан России.
Наш народ является по природе своей монархическим и всегда поддерживал единовластие в любой его форме. Стихийный народный сталинизм - это инерция монархического менталитета. Народу нужны не демократические институты, а державный правитель, несущий полноту ответственности за страну, которому народ вверяет свою судьбу. Последние социологические опросы показали, что более трети нашего общества поддерживают идею монархии. Простой пример, в социальной сети «ВКонтакте» многие молодые люди называют себя монархистами, а они - наше будущее. Поэтому, как мне кажется, идея возрождения монархии не вызовет больших возражений в обществе. Если этот процесс начать, то народ поддержит возведение на престол русского православного Царя, потому что Господь нам ясно показывает, что из того исторического тупика, в котором мы оказались, других вариантов выхода нет.