Пилар Хименес
Доктор исторических наук университета Тулузы и сотрудница университета Льейда (Испания)
Отец Антуан Донден: исследователь катаризма, несмотря на самого себя
Роясь в европейских библиотеках и открыв многочисленные тексты, Антуан Донден заинтересовался катарами. Он не писал историю катаризма, но его открытия послужили вдохновили медиевистов 50-х годов.
Антуан Донден родился 19 сентября 1898 года в департаменте Йонна. Он был одним из одиннадцати детей в весьма католической крестьянской семье. В 1927 году он вступил в доминиканский монастырь, через два года после своего брата Гиацинта-Франсуа, который тоже стал крупным ученым.
Его посвятили в 1931 году, и молодой отец Донден заинтересовался трудами Мэйстера Экхарта и их изданиями, так же, как и средневековой традицией интерпретации Метафизики Аристотеля. Он работал в европейских библиотеках, где сфотографировал большое количество рукописей. Он опубликовал свои первые статьи в 1936 году, когда его призвали в Доминиканский Институт истории Санта-Сабина в Риме. Там он оставался до 1952 года, когда его назначили генеральным директором комиссии Леонина, ответственной за издание трудов Фомы Аквинского. В 1974 году он ушел в монастырь Гроттаферрата, пока болезнь не заставила его вернуться во Францию, в Париж. Он умер 2 декабря 1987 года.
Изучением средневековой ереси мы во многом обязаны работам и эрудиции этого высокоученого доминиканца. Его первые документальные исследования были совершены в 30-х годах, когда он работал в фондах своего ордена (Conventi Soppresi) в Национальной Библиотеке Флоренции. Его внимание привлек текст, Liber de duobus principiis, к которому был присоединен отрывок из Ритуала на латыни. Оба текста были итальянского происхождения. Отец Донден представил их издание в 1939 году, сделав заключение, что речь идет о текстах, происходящих из катарской Церкви Дезенцано, возле озера Гарда, где около 1230 года один из ее докторов, Джованни де Луджио, был автором трактата под тем же названием. Донден также направил ересиологов по следам двух документов, происходящих из католической полемики против ереси и обнаруженных в Национальной Библиотеке Парижа: Liber antiheresis - произведение, нацеленное против вальденсов , и приписываемое обращенному вальденсу Дюрану из Уэски, а затем Liber contra manicheos - трактат, опровергающий альбигойцев, или лангедокских катаров. Главное значение последнего документа состоит в том, что он содержит отрывки из катарской книги, которые католический полемист вставлял в начало каждой главы своего трактата, чтобы их опровергать.
А в очерке о Хартии Никиты, вышедшем в 1946 году, Донден доказывает свое видение происхождения и доктринальной природы катаризма. Для доминиканца аутентичность этой хартии была неоспоримой, но этот документ был опубликован в 1660 году, и является очень контроверсийным. Он рассказывает о событии, имевшем множество последствий. Возглавляемое посланцем с Востока богомилом Ницетасом, или Никитой, собрание, состоявшееся в castrum Сан-Фелис-де-Караман в Тулузском Лаурагэ в 1167 году, объединило катаров Лангедока, как и других западноевропейских общин Франции и Италии. Под конец Собрания посланец с Востока совершил посвящение всех присутствующих представителей катарских общин. Донден считал, что он также представил вероучение, которое впоследствии завоевало большинство последователей у западноевропейских катаров, а именно учение о дуализме противоположных начал - одного благого, а другого злого - соответственно породивших два творения - благое, вечное, и злое, материальное и тленное. Но в этой интерпретации не было ничего нового. Она и так уже совпадала с тем, что говорили историки религий - мол, катаризм - это ересь восточного происхождения, которая проникла в средневековую Западную Европу через посредство восточных богомилов. Именно это мнение продвигали средневековые полемисты в своих трактатах против катаров.
Отец Донден в своем кабинете Доминиканского Института истории Санта-Сабина в Риме, где он находился в течение шестнадцати лет.
Работа над инквизиторскими источниками
Еще два трактата были найдены и опубликованы Донденом в 1949 и 1950 годах в журнале его ордена - Archivum fratrum praedicatorum. Они содержали материалы об истории катаризма в Италии. Это были De heresi catharorum in Lombardia, датируемый приблизительно 1210 годом, и Tractatus de hereticis, приписываемый инквизитору Ансельму Александрийскому, и датируемый приблизительно 1270 годом. Эти тексты имели не только фундаментальное значение для понимания исторических и доктринальных начал итальянского катаризма, но также и западноевропейского катаризма в целом. С их помощью отец Донден аргументировал гипотезу, уже выдвинутую ранее историками религии по поводу манихейских и гностических начал катарского дуализма. С этими аргументами он вступил в серьезную полемику с великим итальянским медиевистом Рафаэлло Моргеном в начале 50-х годов. Для последнего проявления ереси в Западной Европе в начале XI века свидетельствовали не о возобновлении античного манихейства, как утверждал Донден, но, наоборот, о религиозном пробуждении мирян и устремлении народа к духовной жизни.
В те же годы Донден посвятил себя важной работе - исследованию деятельности инквизиторов, опубликовав в 1947 году Учебник инквизитора. В 1959 году своей статьей «Дюран из Уэски и антикатарская полемика» доминиканец попрощался с двумя десятилетиями исследовательской работы, посвященной документации ереси. Он также опубликовал еще два текста, касающиеся катаров: Manifestatio, или изложение верований лангедокских катаров, и «Исповедь двух флорентийских раскаявшихся катаров».
Можно сделать вывод, что если отец Донден сам и не писал историю катаров, то он вдохновил теории медиевистов 50-х годов. Прежде всего, это были немец Арно Борст, итальянец Рауль Манселли и француженка Кристин Тузелье. В согласии с видением Дондена, все их работы были отражением средневековых теорий о происхождения и доктринальной природе катаризма. Труды Кристин Тузелье были особенно показательны в этом плане. Донден доверил ей критическое издание многих полемических трактатов против катаров, а также и катарских источников.
Правда и то, что в начале своей деятельности доминиканец выказывал недоверие по отношению к видению средневековых полемистов. Но под конец 40-х годов, скорее всего, под влиянием работ историков религий (Рунсиман, Оболенски, Сёдерберг), которые подчеркивали преемственность между античным и средневековым манихейством и катаризмом, Донден утратил осторожность. Только под конец ХХ века молодые историки катаризма нашли новые подходы к средневековым источникам. Предложив верифицировать эти тексты в целом, они попытались отделить вымыслы от того, что могло быть правдой, работая над текстами католических опровергателей по поводу исторического и доктринального происхождения катаров, и сделали вывод, что средневековый католический дискурс сильно повлиял на видение этого диссидентства историками.
Pyrenees Cathares, 2010. Рр.68-70