Патрис Тиссейр-Дюрфур
Монтань Нуар. Память камней
Замок Ситу в долине Аржан-Дубль. Нужно цепляться за корни и ветви растений, чтобы подняться к этому квадратному замку и его покинутой деревне.
Рокфор, Сайссак, Кабарет, Отпуль. Если эти деревни на скалах - бывшие катарские castra - кажутся застывшими во времени, то тем более они хранят множество следов той эпохи.
Замок Рокфор, укрепления сеньоральной башни. Замок контролировал долину Сор - реки, пересекающей Монтань Нуар.
В 1209 году он сделался убежищем для катаров после уничтожения Безье. Окруженный крепкими стенами из сланца, замок Рокфор, датирующийся XII веком, охраняет проход в Верхний Кабардес.
Трое увлеченных людей всегда ведут археологические раскопки в Рокфоре. Жан-Поль Казес, археолог, Пьер Клеман, владелец этой местности, и Габриэль Риу.
Аббатство Вилльлонг, основанное в 1149 году. Цистерцианские монахи, которые его населяли, быстро сдали его Симону де Монфору. В награду он дал им многочисленные земли, как, например, деревню Сен-Мартен-ле-Вей.
Пик дю Нор, самая высокая вершина Монтань Нуар.
В старинной буковой роще Крабе-Морт вначале нужно найти старую дорогу в castrum. Монтань Нуар - настоящий горный массив, мощный и изрезанный, полный затерянных долин и ущелий - всегда служил убежищем. Этот край ручьев, скал и лесов обладает какой-то странной силой. Пересекая рощицы и иногда встречая лис, Пьер Клеман, совладелец этой местности, останавливается передохнуть и рассказать о своем приключении, похожем на сказку о Спящей Красавице. Я мечтал поселиться в катарском замке, - улыбается он. В 2001 году этот пианист вновь открыл замок своего детства, забытый и покинутый вот уже пять сотен лет тому. Он решил спасти руины Рокфора. Чтобы их по-настоящему спасти, им нужно дать возможность заговорить, - подчеркивает историк Анн Бренон. Тогда Пьер Клеман инициировал совместную работу специалистов, результаты которой были обнародованы на коллоквиуме в Сорезе в декабре 2008 года, после чего появилась публикация «Рокфор и Монтань Нуар» (Loubatieres, 2009). Я удивлен, что это сказочное место с колоссальным историческим наследием никому не было известно. На повороте линии хребта внезапно появляется башня на величественном утесе, возвышающаяся над всей долиной Сор. Итак, мы вернулись в Рокфор.
На Пятидесятницу 1274 года добрый человек Гийом Рафар сделал то же самое. Но в его castrume все изменилось. Инквизиция травила катаров. Когда Рафара арестовали и допросили в 1278 году, он рассказал много подробностей о катарском обществе в Рокфоре в XIII веке. В 1209 году триста катаров пришли из низины, чтобы укрыться здесь. Катарские монахи уже тогда составляли значительную часть местных жителей. Consolament были событиями, по которым отсчитывалось время. Дети узнавали фразы благословления хлеба за столом и учились совершать melhorier (тройное приветствие катарских монахов) у себя дома. Приблизительно до 1230 года катары принесли в Рокфор своеобразное процветание, - уверяет Анн Бренон.
Удивительные пещерные люди
Семья Рокфор жила за счет добычи минералов из грота Калель. Castrum был связан с opidium Бернико, доминирующим над Дюрфором. Но в 1270 годах жители этих деревень на скалах решили для удобства переместиться в низину. Старые фахверковые дома, которые еще можно встретить в Сорезе, являются свидетельством этому. Верден-Лаурагэ, который сделался самым большим очагом катаризма, сохранил меньше таких следов. Достигнув Вердена, Гийом Рафар знал, что он всегда может найти убежище в одной из пещер Сен-Мартен-ле-Вэй. Деревня, построенная на скальном известняковом хребте, насчитывала тридцать пять обитателей, живущих в пещерах. В несколько шагах оттуда, там, в зеленой лощине на берегу реки, жили цистерцианские монахи аббатства Вилльлонг. Их следовало опасаться, потому что в начале крестового похода они перешли на сторону Симона де Монфора и французских завоевателей. В награду полководец дал им множество земель. До наших дней эта местность, которая классифицирована как памятник истории, сохранила определенный шарм, особенно его открытая небесам церковь и клуатр, украшенный скульптурами в южно-готическом стиле, фигурами животных и людей. Это был следующий этап пути нашего доброго человека по дороге, которая вела в Сайссак - полукруглый горный балкон Юга с видом юга на Пиренеи на горизонте. В 1209 году Бушар де Марли взял замок Бертрана де Сайссака, воспитателя юного Раймонда Рожера Тренкавеля. Настоящие руины castrum находятся под замком XVI века у слияния Вернассон и Айгюбель. Три здания, множество фрагментов внушительных стен (особенно великолепны Тулузские ворота) и «мостовая», которые были расчищены археологами.
Множество фрагментов внушительных стен замка Сайссак были расчищены археологами, в том числе и Тулузские ворота.
: Восьмиугольная колокольня в орлином гнезде Ля Турет-Кабардес.
Фахверковые дома и кронштейны Сореза - свидетели времен, когда жители деревень на скалах решили спуститься в низину.
Активный центр катаризма
Четыре башни Ластурс гордо возвышаются на хребте. Но ни Кертино, ни башни Регины, ни Сюрдеспин и Кабарет, украшенных гарнизоном кипарисов и ирисов, раньше здесь не было (автор ошибается: была башня Кабарет. Прим. пер.). Перед тем, как они были построены Людовиком IX на берегах Грезилью, там стоял castrum Кабарет. Между 1223 и 1229 годами здесь было настоящее хорошее катарское общество - до тех пор, пока все жители не были выселены. Они бежали тогда в Мираваль-Кабардес. Эта узкая и дикая долина с суровым пейзажем, сланцевыми скалами, поросшими колючими кустами, все еще скрывает в излучине реки Орбьель остатки замка трубадура Раймонда де Мираваля. Под странным каменным хаосом Рок дю Бугр (аллюзия клички, данной катарам), внезапно возникают восьмиугольные колокольни Ма-Кабардес и орлиное гнездо Ля Турет-Кабардес. Соседняя долина входила во владения Рокфор и Сен-Сернен, с единственной романской часовней в Верхнем Кабардес, окруженной старинным кладбищем. Уже отсюда можно видеть луга высокогорных пастбищ пика Дю Нор, высшей точки Монтань Нуар (1211 метров). Оттуда добрый человек мог попасть в другие наскальные деревни - Кастанс, Башню Леспинасье или замок Ситу в долине Аржан Дубль. Чтобы избежать нападения разбойников, он должен был идти через проход Монсеррат, где до сих пор видны следы телег. Отсюда можно перевалить на атлантическую сторону, на Ланды Нор, и спуститься по античной дороге Рокерлян в Отпуль. Эта самая мощная крепость в регионе с 1230 года вновь стала активным центром катаризма. Построенный на скальном выступе, в одном конном переходе от долины Арнетт, этот бург представляет собой одну улицу, вдоль которой тянутся дома. Но внимание ученых привлек именно Рокфор. Три человека, о которых говорилось выше (Пьер Клеман, Жан-Поль Казе и Габриэль Риу) уже расчистили место, где находились два дома этого castrum’a. Вскоре этой местности тоже присвоят какую-то классификацию. Пьер Клеман добавляет к этому: «Мы работаем в тесном и плодотворном сотрудничестве с заинтересованными государственными службами. После реставрации ворот, мы вместе будем искать возможность сохранить и спасти все, что осталось от сеньоральной башни. Мы также пользуемся этим, чтобы производить археологические исследования. И я бы хотел, чтобы ближайшие годы были посвящены археологическим раскопкам вокруг общепризнанного и прозрачного совместного проекта.» Гийому Рафару это бы понравилось.
амки Замки Ластурс (слева Кертино, в центре Башня Регины, справа Сюрдеспин и Кабарет), возведенные на вершине скалистого утеса на высоте 300 метров, сформировали укрепления Кабардес.
Pyrenees Cathares, 2010, сс..30-38.