Загадка Посейдона.

Nov 07, 2012 22:07

Казалось бы, какая может быть загадка в культе знаменитого повелителя морских просторов, о котором чуть и не все знаем с самого детства, спасибо бессмертной книге Куна? А вот если попроистальнее посмотреть? Посейдон уникален в индоевропейской духовной культуре! Чем? Своим положением ( Read more... )

Боги, язычество, индоевропейцы, Микенская цивилизация, олимпийцы, Посейдон, Древний Восток, Зевс

Leave a comment

Comments 73

nikola_rus November 8 2012, 10:00:38 UTC
Мне кажется, что рассказанное вами о Посейдоне, это обычное явление.

Возьмите "Слово о Полку Игореве". Там есть упоминание многих языческих богов, но не одного упоминания Перуна. Предполагаю, что у северян он мог вообще не почитаться или быть второстепенным, а его место занимал, например, Даждьбог.

В тоже время Даждьбог стоял в Киеве, но там его значение уже было ниже и вообще он считается богом плодородия. Наподобие того как Посейдон стал богом морей в Афинах.

Reply

ortnit November 8 2012, 10:20:27 UTC
Мнение о региональном разделении почитания славянских Богов, типа Перуна больше чтили на юге\севере, Велеса - наоборот и т.д. ошибочно. Почитался пантеон. Перун был его главой. Во всех индоевропейских культурах Громовержец был главным, кроме может быть зороастризма, но это искусственно созданная религия. В Индии было 9 изначальных арийских княжеств, но все арии почитали Индру царем Богов. В Скандинавии было множество племен, позднее было три королевства, но верховным Богом был Тор (Один - главный персонаж "Эдды", но эддическая мифология слабо отражает реальный культ скандинавского язычества, отраженный в топонимике, этнографии и других источниках). У всех балтов миром правит наместник Диеваса Перкунас. У кельтов - Юпитер\Тараннис - царь небес. Италики - Юпитер. Греки (с 10 народностей Эллады классического периода) - Зевс. Культ Перуна отмечен у балтийских славян, а именно они под именем варягов колонизировали Русский Север. Перынь - под Новгородом. "Юпитер"\Ящер\Дракон - главный идол в Польше. Перун - типичный индоевропейский царь ( ... )

Reply

nikola_rus November 8 2012, 11:52:04 UTC
>>Мнение о региональном разделении почитания славянских Богов, типа Перуна больше чтили на юге\севере, Велеса - наоборот и т.д. ошибочно. Почитался пантеон.

Чем вы можете это подтвердить? Данных ведь очень мало. Можете ли вы вообще чем-то подтведить факты поклонения Перуну в Смоленске или Ростове, например? Или в Черниговском княжестве, о котором речь в Слове о полку Игореве.

>>Пост же о другом. После заката микенской цивилизации и сложения Эллады и ее культуры (кстати в "Илиаде" эллины - одно из племен греков) была в значительной степени реформирована религия

Не были ли чем-то вроде этого преобразования язычества, которые делал Владимир?

Reply

ortnit November 8 2012, 18:08:46 UTC
Отсылаю вас к соответствующей работе Льва Прозорова, где как раз собраны все доказательства того, что не было никакой реформы Владимира. Это древнейший индоеврпейский культ, столь же широко распротраненный, как и триады. Пятибожие известно и у кельтов, и в Индии. Культ Перуна засвидетельствован во всех славянских землях - Прибалтика, Чехия, Словакия, Болгария, Новгород, Русская земля, Полоцк, Муром. Вы считаете, что в Смоленске и Ростове могло быть иначе? Доказательством также служат поздние обряды и предания, связанные с "Ильей-пророком". Финнские племена удмуртов заимствовали у "каких-то" славян мифы о Перуне - богатыре Пере и его поединке с Богом Солнца и Лешим, первый находит прямую аналогию в Ригведе, второй в балтийских и славянских легендах, связанных с именами Перкунаса, Ильи-пророка, Перуном (есть и такие!) и Громом. Идея о территориальном делении культов - плохая гипотеза 19 века. Отдельные Боги могли почитаться больше, как покровители области\племени\города, как например Гера - покровительница Аргоса, Афина - Афин, Гелиос ( ... )

Reply


aloslum November 8 2012, 16:57:19 UTC
Пожалуй, стоит ещё обратить внимание на то, что по свидетельству Геродота кроме общих для всех скифов богов (а именно Гестии-Табити, Зевса-Папея, Геи-Апи, Аполлона-Гойтосира, Афродиты Небесной-Аргимпасы, а также Геракла и Ареса) царские скифы ещё почитали Посейдона-Фагимасада (История. 4, 59), что довольно странно для кочевников, и вероятно восходило к древнейшему культу ( ... )

Reply

ortnit November 8 2012, 18:20:16 UTC
Не могу согласится с такой оценкой зороастризма. Даже в Авесте Заратуштра представлен революционером, борцом с изначальными древними культами девов, которым поклонялись и в Индии, и в Туране и в Европе. Зороастризм чужд всей индоевропейской системе культов. Громовержец традиционный царь Богов. А вот божество, Варуна-Ахурамазда довольно сложно и не обычно. Ближе всего Велес, но Варуне вполне подходит к примеру Уран и лингвистически и образно. Велесу же много ближе Шива\Рудра. Я кстати на основании этого отождествляю Стрибога и Велеса. Скорее можно бы предположить влияние иранского культа на сложение образа асуры Варуны в Ригведе...

Reply

aloslum November 8 2012, 20:43:00 UTC
Под фундаментализмом я и имел в виду не что-то изначальное, это всегда реакция, подчас самого радикального толка. Вместе с Индрой в зороастризме оказались выплеснуты и сами дэвы, но конкретно за исключением Индры, другие боги, например, те же Варуна и Митра, остались, хотя культ, конечно, претерпел революционные изменения ( ... )

Reply

ortnit November 8 2012, 21:23:42 UTC
Имя Варуны для громовержца не менее уникально. Его знают только индоарии. Относительно Ахурамазды у нас нет ни одного зафиксированного случая использования имени похожего на Варуну. Миттанийские тексты оставили те же индоарии, возможно по пути в Индию, но точно отколовшиеся от основной массы индоарийских племен. Нет ни одного случая описания Варуны или Ахурамазды как громовержцев. Отождествление Зевса и Ормазда основано лишь на месте в пантеоне, как и в случае с Амоном-Ра. Индра кстати не был выкинут из иранской религии. Веретрагна - это Индра Вритрахан, только имя Индара присвоено было к демону-дэву, а прозвище заменило имя(в Армении Веретрагна - Вахагн сохранил функции громовержца, следовательно и в Иране он был не только Богом войны). Еще один довод против отождествления Перуна и Варуны - это тот факт, что в Индии было известно индоевропейское имя громовержца - Парджанья. Это имя использовалось и как эпитет ряда Богов, в первую очередь Индры, и как обозначение особого Бога туч, по сути аватары того же громовержца.

Reply


(The comment has been removed)

Re: Нептун ortnit November 25 2012, 18:20:01 UTC
Про грозы я как то упустил, но в целом он мог быть связан с дождем, как с водой вообще.

Reply


Leave a comment

Up