Загадка Посейдона.

Nov 07, 2012 22:07

Казалось бы, какая может быть загадка в культе знаменитого повелителя морских просторов, о котором чуть и не все знаем с самого детства, спасибо бессмертной книге Куна? А вот если попроистальнее посмотреть? Посейдон уникален в индоевропейской духовной культуре! Чем? Своим положением ( Read more... )

Боги, язычество, индоевропейцы, Микенская цивилизация, олимпийцы, Посейдон, Древний Восток, Зевс

Leave a comment

ortnit November 8 2012, 10:20:27 UTC
Мнение о региональном разделении почитания славянских Богов, типа Перуна больше чтили на юге\севере, Велеса - наоборот и т.д. ошибочно. Почитался пантеон. Перун был его главой. Во всех индоевропейских культурах Громовержец был главным, кроме может быть зороастризма, но это искусственно созданная религия. В Индии было 9 изначальных арийских княжеств, но все арии почитали Индру царем Богов. В Скандинавии было множество племен, позднее было три королевства, но верховным Богом был Тор (Один - главный персонаж "Эдды", но эддическая мифология слабо отражает реальный культ скандинавского язычества, отраженный в топонимике, этнографии и других источниках). У всех балтов миром правит наместник Диеваса Перкунас. У кельтов - Юпитер\Тараннис - царь небес. Италики - Юпитер. Греки (с 10 народностей Эллады классического периода) - Зевс. Культ Перуна отмечен у балтийских славян, а именно они под именем варягов колонизировали Русский Север. Перынь - под Новгородом. "Юпитер"\Ящер\Дракон - главный идол в Польше. Перун - типичный индоевропейский царь Богов и культ его был общеславянским.
Пост же о другом. После заката микенской цивилизации и сложения Эллады и ее культуры (кстати в "Илиаде" эллины - одно из племен греков) была в значительной степени реформирована религия. Древнюю индоевропейскую религию с бездеятельным Дием и царем Посейдоном сменяет Дий\Зевс, поглотивший и старого Дия, и значительную часть функций ахейского Посейдона. А старый культ был переосмыслен и Посейдон превращается в справителя нового Бога и морским владыкой.

Reply

nikola_rus November 8 2012, 11:52:04 UTC
>>Мнение о региональном разделении почитания славянских Богов, типа Перуна больше чтили на юге\севере, Велеса - наоборот и т.д. ошибочно. Почитался пантеон.

Чем вы можете это подтвердить? Данных ведь очень мало. Можете ли вы вообще чем-то подтведить факты поклонения Перуну в Смоленске или Ростове, например? Или в Черниговском княжестве, о котором речь в Слове о полку Игореве.

>>Пост же о другом. После заката микенской цивилизации и сложения Эллады и ее культуры (кстати в "Илиаде" эллины - одно из племен греков) была в значительной степени реформирована религия

Не были ли чем-то вроде этого преобразования язычества, которые делал Владимир?

Reply

ortnit November 8 2012, 18:08:46 UTC
Отсылаю вас к соответствующей работе Льва Прозорова, где как раз собраны все доказательства того, что не было никакой реформы Владимира. Это древнейший индоеврпейский культ, столь же широко распротраненный, как и триады. Пятибожие известно и у кельтов, и в Индии. Культ Перуна засвидетельствован во всех славянских землях - Прибалтика, Чехия, Словакия, Болгария, Новгород, Русская земля, Полоцк, Муром. Вы считаете, что в Смоленске и Ростове могло быть иначе? Доказательством также служат поздние обряды и предания, связанные с "Ильей-пророком". Финнские племена удмуртов заимствовали у "каких-то" славян мифы о Перуне - богатыре Пере и его поединке с Богом Солнца и Лешим, первый находит прямую аналогию в Ригведе, второй в балтийских и славянских легендах, связанных с именами Перкунаса, Ильи-пророка, Перуном (есть и такие!) и Громом. Идея о территориальном делении культов - плохая гипотеза 19 века. Отдельные Боги могли почитаться больше, как покровители области\племени\города, как например Гера - покровительница Аргоса, Афина - Афин, Гелиос - Родоса, но при этом Гелиос оставался общегреческим Богом, как и Афина, Гера и прочие олимпийцы. Возможно, что Велес почитался покровителем Ростова, но это не означает, что в Ростове не почитали Перуна, как верховного Бога. Кстати, в Ростовской земле отмечен культ Стрибога, святилище которого по преданию находилось недалеко от Владимира Залесского. Еще раз - пантеон был единным для всего славянского мира и Перун был его главой.

Reply

nikola_rus November 8 2012, 18:24:21 UTC
Весь пантеон для всего славянского мира?

А где тогда тот же Свентовит на Руси?

Reply

ortnit November 8 2012, 19:07:26 UTC
Я сторонник мнения, что "Свентовит", "Радегаст", "Триглав" - это не имена Богов, а их сакральные эпитеты. Зевс Ликейский или Зевс Олимпийский, Аполлон Дельфиней, Мусагет или Сминфей, Гермес Трисмегист или Психопомп не перестали быть Зевсм, Аполлоном и Гермесом. У Богов "Ригведы" по нескольку десятков имен. У Ахурамазды их более 70. В "Эдде" Один или Тор носят множество разных имен. Свентовит вполне может оказаться тем же Перуном. У соседних балтов Перкунас имел эпитет "Святой". Относительно Радегаста данное утверждение подтверждается тем фактом, что у него было и другое имя - "Сварог" или "Сварожич". Один из идолов Коренницы в "Саге Кнютлингах" зовется Турупитом, как и идол на Сааремаа, а в других источниках Поревитом.

Reply


Leave a comment

Up