Несколько слов о русском героическом эпосе

Oct 26, 2020 22:38

Последние несколько лет я активно размышляю над происхождением русского былинного эпоса и русских сюжетов в эпосе народов Западной, Центральной и Северной Европы. Общая сюжетная канва русских былин всем, надеюсь, хорошо знакома: есть Русь, на Руси есть Киев, в Киеве - князь Владимир Красно Солнышко, вокруг князя (как правило) чудо-богатыри, ( Read more... )

эпос, Владимир Красно Солнышко, саги, Русь, Русский каганат, русы, былины, Великое Переселение народов, 860 год, руги, Тидрек Бернский, Илья Муромец, Ругиланд, богатыри

Leave a comment

Comments 12

sverc October 26 2020, 20:47:36 UTC
"Наконец, в Европе уже как минимум в 12 веке были широко известны эпические поэмы, рассказывающие о русских героях, действовавших во времена Аттилы и Теодориха Великого" - здесь надо учитывать такой момент. Подобно тому как русские былины независимо от времени сложения и описываемых в них событий всегда относят действие к Киеву и князю Владимиру, также и европейский эпос все свои события "датирует" временами гуннов и Аттилы. Но совсем не факт, что это "эпическое время" тождественно историческому.

Reply

ortnit October 26 2020, 21:18:25 UTC
Далеко не все сказания привязываются ко времени Аттилы. Это конкретный круг сказаний с устойчивым набором этнонимов. Я с помощью коллег, которые гораздо лучше разбираются в истории эпосов, сравнивал сказания народов мира, мы разбирались в механизмах их сложения, в том, как отражается историческая реальность в них и т.д. Так что, вполне уверенно можно говорить о том, что "эпос о ругах" был, что он был связан с готско-гуннским и бургундским кругом сказаний.

Reply


ext_1025101 October 27 2020, 09:01:18 UTC
"Олег, поход Волха на "Индию" или "Турец-землю" = поход Олега на Царьград = осада Константинополя 860 г." Ты не ошибся? Поход Олега 860г?

Reply

ortnit October 27 2020, 11:42:34 UTC
Нет, не ошибся. Уже писал об этом раньше. Я пришел к выводу, что поход Олега на Царьград, который "никак не могут найти", - это знаменитый поход 860 г. Следующий пост посвящу этому вопросу, раз ты спросил.

Reply


aloslum October 27 2020, 15:06:20 UTC
В немецкой традиции и Саге о Тидреке, заодно со скандинавской - Деяниях данов и протографе Иоакимовской летописи, можно выявить следы не только цикла о ругах (династиях Осантрикса и Вальдимара / Олимара / Избора и Владимира, а также Вальдемара, деда Вальдара в пересказе Саги о Скьёльдунгах), но и о гепидах (династиях Артуса и Исунга / Артория / Гардорика). При этом по аналогии с Артусом, который в Тидрек-саге смешан с Артуром Британским (по обозначению, но не сюжетам), можно было бы допустить, что и Вальдимар (Валамир) ругийский просто смешан с Владимиром Красно Солнышко при позднейшем знакомстве немцев с русским эпосом, тем более что в отличие от немецкой традиции с Сагой о Тидреке в скандинавской традиции неизвестен Илья (на месте Илиаса Тидрек-саги в протографе ИЛ указан некий Столпосвят), что можно объяснить тем, что предания о ругах (рутенах в Деяниях данов) туда принесли херулы задолго до знакомства немцев с русским эпосом ( ... )

Reply

ortnit October 27 2020, 15:10:03 UTC
Я на этом акцентировать не стал, но Илья как раз попал в готско-гуннский эпос очевидно из-за того, что ругийский Вальдимар/Олимар ассоциировался с Владимиром Красно Солнышко. А про герулов немного планирую порассуждать в следующем посте.

Reply

ext_1025101 October 27 2020, 20:52:56 UTC
"Вальдимар (Валамир) ругийский просто смешан с Владимиром Красно Солнышко при позднейшем знакомстве немцев с русским эпосом, тем более что в отличие от немецкой традиции с Сагой о Тидреке в скандинавской традиции неизвестен Илья (на месте Илиаса Тидрек-саги в протографе ИЛ указан некий Столпосвят), что можно объяснить тем, что предания о ругах (рутенах в Деяниях данов) туда принесли херулы задолго до знакомства немцев с русским эпосом." Вот это вот очень интересно! Прошу развить эту мысль!

Reply

ortnit October 27 2020, 21:18:46 UTC
Куда дальше развивать? Был какой-то древний ругийский правитель Валамир или Олимар, очевидно. Про него существовали сказания. В 9 веке был правитель Владимир. Про него тоже были былины. В эпосе часто образы имеют несколько прототипов из разных эпох. Тут мы имеем похожий случай. Два эпических правителя с похожими именами в конечном итоге слились в европейском эпосе в одного персонажа. В былинах вряд ли древний ругийский прототип как-то проявился. На былинного Владимира больше оказывали влияние Креститель и Мономах. Во всяком случае, определенные персонажи и события их эпох послужили прообразом для былин Киевского цикла.

Reply


Leave a comment

Up