Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 (начало) Часть 4 (конец)Супруты в иностранных источниках
Известие, которое традиционно связывается с Вятичами, широко известно среди интересующихся историей славян и Руси. Классический его вариант в изложении персидского ученого - энциклопедиста 1-й половины Х века ибн-Русте:
«... И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва . т (Ва . ит). Путь в эту сторону идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. Называется это у них улишдж, и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. (…Далее следует этнографическое описание: погребальные обычаи, музыкальные инструменты, добывание меда и т.п.). Орудие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав», зовется у них свт-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в течении трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений».
Вокруг этого сообщения сломано не мало копий. Теорий основных, собственно, две. Часть исследователей считает, что здесь описана Земля Вятичей (Вантит). Наиболее ярко и полно эта гипотеза изложена у Б.А. Рыбакова в монографии «Киевская Русь и русские княжества 12-13 вв.». Вторая гипотеза утверждает, что речь идет о Прикарпатье (Хурдаб = Хорват). Есть еще мнение, что это какое-то аморфное коллективное описание ВСЕХ славян. Остальные гипотезы в том или ином виде являются вариациями «восточной» (Вятичи) и «западной» (Прикарпатье) гипотез. К примеру, я когда-то давно я придерживался мнения, что Хурдаб на самом деле это Червень, а ибн-Русте описывает Волынь. Но, затем, познакомившись с работой А.Г. Шпилева («О соотнесении «страны славян» ибн-Русте с Северской землей 2-й трети IX в.»), поменял свою точку зрения. Весьма популярная в историографии последних лет гипотеза о том, что «Страна славян» это некое моравско-хорватское государство Святополка I Моравского иначе как на недоразумении не основана. Великая Моравия - государство христианское. Ибн-Русте описывает языческое государство. Собственно, кроме сомнительного созвучия «Хурдаб» - «Хорват», оно опирается только на имя или титул верховного славянского правителя («Свиет-малик» или «Свтплк» в зависимости от того, что видят в оригинале переводчики). Б. Рыбаков видел в этом слове попытку передачи титула «светлый князь», известный также из былин (так называют Владимира Красно Солнышко) и из греко-русских договоров Вещего Олега, где он и другие русские князья названы «великими и светлыми». Однако, даже если предположить, что перед нами имя славянского правителя (учитывая, что рядом приводится другой титул «глава глав», и простое человеческое желание узнать имя какого-нибудь славянского правителя той далекой эпохи, это очень соблазнительно), то нет ничего странного в том, что имя правителя вятичей совпадает с именем моравского государя. Даже имя легендарного предка вятичей скорее всего западнославянского происхождения! Выводы Шпилева подкупают тем, что основаны на анализе подробно описанного погребального обряда славян. Он считает, что речь идет о некоем политическом единстве Северы и Вятичей, еще не осознавших свою особость.
Весьма любопытен опыт Б. Рыбакова по локализации главного города «страны славян» Хурдаба (он считал, что это некий вятичский центр Корьдно, но последующие исследования привели историков к мысли, что «Корьдно» никогда не существовал, это плод неверного прочтения летописи). Б. Рыбаков опирается на «Худуд-аль-Алем». По его выводам, Хурдаб располагается на водоразделе, известном позднее как Муровский шлях, где-то в бассейне реки Упы, Хурдаба достигает река «Рута». Едва ли что-то лучше подойдет здесь нежели Супруты, хотя здесь все не так просто и меня не оставляют некоторые сомнения, которые впрочем сложно обосновать иначе как «я хочу, чтобы это было Битицкое городище»! С «Вантитом» все объясняется еще проще возможно. Термин, которым определяется этот топоним, не означает собственно город. У него довольно широкий диапазон значений, в том числе «страна». Я думаю, что кто-то чего-то не понял и на самом деле «Вантит» (Вятичи) - это название округи, а «Хурдаб» - ее административный центр. Но, тут можно рассматривать самые разные варианты.
В связи с упоминанием Хурдаба, очень важно определить к какому времени относятся известия об этом центре славян. Ибн-Русте опирался, как считается, на некий не дошедший до нас географический трактат, именуемый «Анонимной запиской». Он представлял собой описание народов Восточной Европы и особенно интересен в связи с тем, что именно в нем впервые, судя по всему, упоминается «Остров русов». Датировки «Анонимной записки» весьма разняться у разных исследователей, как и трактовка его данных. К этому трактату восходят кроме ибн-Русте также «Худуд-ал-Алем», более поздние трактаты Гардизи и Марвази. Я придерживаюсь мнения, что все редакции «Анонима» нужно рассматривать в совокупности, чтобы избежать ошибок. Сторонники алано-донского происхождения Руси опираются главным образом на данные «Худуд…», а я считаю, что координатная сетка в этом компилятивном труде нарушена. Это мое личное мнение, так как я конечно же далеко не специалист. Аланисты в лице Е. Галкиной («Тайны Русского каганата») датируют «Анонима» первой половиной 9 века. Самые поздние датировки относятся к 890-м, если мне память не изменяет.
Итак, какие датирующие признаки мы можем найти в текстах этой традиции?
1. Ибн-Русте знает о титуле «царя русов» - хакан. Первое достоверное и датированное его упоминание мы находим под 839 г. в Бертинских анналах;
2. Русские купцы торгуют в Хазарии и Булгаре (по ибн-Хордадбегу русские караваны приходят в Багдад);
3. Русы - язычники (по ибн-Хордадбегу русы - христиане, точнее называют себя христианами, но он им не верит; первое крещение Руси относится к 867 г., приблизительно);
4. Ни один из наших источников, восходящих к «Анонимной записке» ничего не говорит о нападения русов на Рум, то есть как минимум царьградский поход 860 г., наделавший в Средиземноморье много шума, автору трактата был не известен;
5. Ибн-Русте уже знает среди жителей Причерноморья мадьяр, но «Анонимная записка» определенно знала и значительную часть мадьяр еще в заволжских степях, то есть процесс переселения был в самом разгаре; Марвази уточняет, что мадьяры совершают набеги на славян и русов (!);
6. Гардизи, который с моей точки зрения особенно важен для уточнения проживания различных этносов Восточной Европы, сообщает, что в-н-н-др - христианский народ, с которым на берегу большой реки граничат мадьяры (Аноним знал в-н-н-др, о соседстве их с мадьярами и горе рядом, что следует из краткого указания ХАА). Гора отделяет венендеров от народа Мардат или Мирват, описание которых напоминает каких-то бедуинов, но кажется здесь ошибка, так как «мардаты» Гардизи явно - Великая Моравия, отделенная Карпатами от Дунайской Болгарии. Болгарии соответствуют «венендеры». Мадьяры были северными соседями Болгарии с 836 г. до 890-х.
7. Казалось бы, характеристика «слабых» венендеров менее всего подходит к Болгарии 9 века, но описание Гардизи вполне точное: «христиане, слабые, но когда-то брали дань с Рума». Это описание актуально для первой половины правления Бориса I, когда Болгария переживала весьма нелегкие времена. С 864 г. она стала христианской страной.
8. Ибн-Русте сообщает, что хазарский каган не имеет реальной власти и называет два хазарских города (Саркел и Ханбалык по Заходеру). Саркел был основан около 836-839 гг. Миссия Константина Философа 860 г. описывает кагана Захарию как вполне себе самовластного правителя. А. Комар высказал предположение, что политический кризис, лишивший каганов реальной власти и отдавший ее в руки беков-Буланидов имел место после 860 г. С этим событием нужно связывать, очевидно, также миграцию каваров к мадьярам.
На мой взгляд, по совокупности данных, предварительных и требующих уточнения (!), «Анонимную записку» нужно датировать временем между крещением Болгарии и первым крещением Руси, 864-867 гг. Хотя прямого указания на нападение русов на Византию нет, но описание жестокого нападения русов на некоего врага вполне соотносится со зверствами 860 г. При этом, безусловно, какие-то отдельные сведения, например, о расселении мадьяр, могут восходить к более ранним источникам. Таким образом, мы можем датировать 860-ми дни славы Супрутского городища, центра страны Вятичей.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...