Бывают избирательные комиссии, в которых члены мало что могут сделать, а закону отводится роль описаний декораций. По ощущениям, мне посчастливилось присоединиться к одной из таковых.
Прибыв на место проведения заседания, мы с коллегами имели возможность лицезреть перед собой двадцатитрёхстраничный документ, названный регламентом комиссии и содержащий такие дикости, что и переносчик зелёной косынки из свиты И.Р. Вильданова справился бы с составлением лучше. Там даже определение нашлось, расходящееся с тем, что указано в законе. Как удалось выяснить, регламент был принят прежним составом ТИК, он был предложен кем-то из МГИК и существенных изменений в него не вносили. Когда я возжелал ознакомиться с документацией комиссии, касающейся принятия этого документа, чтобы облегчить задачу его анализа и воспользоваться плодами работы тех членов ТИК, которые могли уже выявить в нём ошибки и предложить пути для исправления, было высказано предположение, что изменений не было и незначительных. Первая задача, которую нам зачем-то решили навязать - это подготовка исправлений того, что проще или переписать, или выкинуть. Вреда от такого регламента точно больше, чем пользы.
Заседание началось с того, что нам огласили список посторонних, пожелавших присутствовать на заседании. Их было реально много. Управа была представлена двумя людьми. Правда, один избавил нас от своего присутствия, зачем-то произнеся перед этим небольшую речь. Мосгоризбирком - одним человеком. Когда я потребовал поставить вопрос о включении в повестку дня вопроса о допуске к присутствию на заседании ТИК в качестве зрителя человека из МГИК, это вызвало бурю эмоций. К сожалению, по невыясненным к настоящему времени причинам председателем было сочтено возможным отказать в голосовании по вопросу. Если и в протокол забудут включить, даже особое мнение не к чему писать будет. Ещё у нас с непонятными целями присутствовал представитель префектуры.
Отношу себя к тем людям, которые приветствуют открытость и гласность работы комиссии до той степени, чтобы позволять желающим находиться на её заседаниях. Но, как писал выше, легализовать их не вышло. Так и сидели, бедняжки, на птичьих правах. Председатель зачем-то иногда подходила к представителю МГИК и они о чём-то перешёптывались. Смысл действия мне понятен не был. Если хочется пошептаться, есть масса времени, когда заседаний комиссии не проводится. Впрочем от озвучивания этого соображения я воздерживался.
Дискутируя с коллегами на связанные с избирательной комиссией темами (разговор о комарах проходил без моего участия и мною не поддерживался), пытался выявить ориентирующихся в законе. Не могу сказать, что преуспел в этом за время от начала заседания до рассмотрения вопроса о выборе заместителя председателя. Поэтому выставил свою кандидатуру как наиболее опытного и знающего человека. В озвученных мною планах было три темы:
1. Приведение помещений для голосования в состояние, пригодное для голосование маломобильных категорий населения.
2. Взаимодействие с правоохранительными органами.
3. Страховка от планов ЦИК резать расходы на информирование населения, прежде всего, за счёт предприятий с долей бюджетных средств в уставном капитале, превышающей 30% (на этом месте нервно отреагировала «учительско-преподавательская фракция»).
Более того, в поддержку моей кандидатуры неожиданно произнёс речь коллега, выдвинутый ЛДПР, отметив желательность видеть на этой позиции независимого человека.
С разгромным счётом 12:2 (спасибо за доверие, Константин Петрович!) я проиграл молодому человеку, работавшему в разных автомобильных компаниях, и являющемуся членом «Единой России» и даже членом политсовета местного отделения этой партии (да-да, как Амиран Георгадзе в другом муниципалитете). Он говорил про своё образование, научную степень и про то, что работал в ТИК раньше.
Член ТИК, выдвинутый КПРФ, зачем-то акцентировал, что член (политсовета отделения «Единой России»), поддерживаемый председателем, выдвинут в ТИК «Родиной», а я - «Справедливой Россией». Ну, важно, так важно. Удачи Денису Сергеевичу на новом посту :)
Секретаря выбирали так. Председатель выдвинула (очевидную) кандидатуру, работающую в орг. отделе управы, обзванивавшую членов ТИК для извещения о заседании, ведшую протокол в этот раз. Выдвинута она в комиссию той же самой «Единой Россией». Просто по какому-то недоразумению закон не позволяет «Единой России» выдвинуть десяток членов в одну избирательную комиссию, поэтому приходится выбирать кого-то одного, а другие идут от других организаций…
У меня возник вопрос, владеет ли кандидат в секретари компьютерной грамотностью в достаточной степени, чтобы быть способной рассылать проекты решений и релевантные документы заранее до заседания комиссии. Ответ был потрясающим. Мне было сказано, что при обсуждении регламента они решили не рассылать ничего электронной почтой, потому что это ставит членов комиссии в неравные условия: кто-то электронную почту часто проверяет, а кто-то - редко. Уровень аргументации настолько смехотворен, что на заседании комиссии я ограничился ворохом предложений про выкладку на сайт, использование соцсетей или новомодными мессенджерами и шуткой про некоторое неудобство и несоответствие историческому моменту заказных писем.
Кроме того, видя готовность к диалогу и беспрецедентную открытость, я высказал пожелание, чтобы заседания комиссии записывались. С моих слов выходило, что даже секретарю это облегчит жизнь, поскольку делая небольшие заметки, я не вполне уверен, что смогу легко восстановить всю картину заседания, а уж ей-то для указания значимых обсуждённых на заседании тем запись точно помогла бы. Моя идея не вызвала энтузиазма. Кроме того, когда член комиссии, выдвинутый ЛДПР, пожелал сфотографировать сомнительную бумажку в конце заседания, его остановили и объяснили, что регламент комиссии осуществлять фотосъёмку запрещает.
Секретаря мы выбрали единогласно. Была шальная мысль поставить счётную комиссию в неловкое положение, написав в квадратике для отметки фразу, однозначно выражающую моё нежелание голосовать за кандидата, но экскурс в мир постановлений Конституционного суда уже делал в связи с определением вышестоящей избирательной комиссии, а перегружать коллег информацией, да ещё из ведомства Зорькина, показалось на данном этапе излишним.
Поразительным показалось решение счётной комиссии схватить бюллетени и убежать куда-то за пределы видимости для осуществления подсчёта, сколько за кого проголосовало. Мне это напомнило срабатывание каких-то инстинктов. С другой стороны, когда счётная комиссия пробовала гасить бюллетени «как обычно на выборах», они ни разу из двух попыток не угадали, какой уголок там нужно отрезать… Прямо даже не знаю, что думать. Но было забавно.
То, что насторожило. Неожиданно выяснилось, что неизвестные люди уже во всю ведут обзвон УИКов, давая тем ссылку
http://mgik.rgsu.net и логин-пароль. ТИК решения не принимал, качество вопросов и материалов не контролировал. Безобразие происходит на основании письма РГСУ с отчётом о реализации ими какого-то госконтракта. В общем, по состоянию на настоящий момент есть вещи и актуальнее копания в отвратительном регламенте. Ах да, ещё почему-то осталось неуслышанным моё высказывание, что гораздо важнее определения, какой день недели подходит для заседаний, определение дня, когда можно прийти и в спокойной обстановке просмотреть те документы, которые затрагивают деятельность комиссии. Про ГАСы пока не пугал.