Побывать в Праге и не увидеть собор Святого Вита, это все-равно что в Париже отказаться от созерцания Эйфелевой башни, а в Нью-Йорке игнорировать возможность взглянуть на Empire State Building. Хотя не заметить собор сложно - он возвышается над городом как присевший отдохнуть, но все же великан. Тем любопытнее, что осмотреть себя полностью этот великан позволяет лишь с расстояния в несколько шагов, и даже с различных обзорных городских площадок видно лишь его голову и плечи. Собор Святого Вита надежно укрыт стенами Пражского Града.
Даже попав в Град, Вита замечаешь не сразу. Его не видно за другими строениями, он спрятался аж в третьем дворе. Проходишь арку с густой тенью, готовишься выйти под яркие лучи солнца, и тут... Собор Святого Вита неожиданно наваливается всей своей громадиной так, что невольно подгибаются ноги. На небольшой площадке перед главным входом можно смотреть только снизу вверх, сильно задрав голову. А две 82-метровые готические башни величественно смотрят сверху вниз на туристов, похожих с такой высоты на муравьев.
Некоторые элементы предусмотрительно покрыты тонкой сеткой. Она не слишком заметна с земли, зато не дает птицам садиться на здание и над головами у всех вершить свои темные, коричневые, или белые дела.
Это величественное сооружение никак не хочет вмещаться в объектив и постоянно из него вываливается. Главная башня поднимается в высоту на 96 метров (выше трех девятиэтажных панельных домов, поставленных друг на друга), а длина нефа составляет 124 метра. Собор начали возводить в XIV веке, и строили около шестисот лет. Тем страннее рядом с ним смотрится стела из цельного куска мрамора. Ее установили в память о жертвах Первой Мировой войны. Не обошлось без курьезных происшествий - монолит раскололи во время транспортировки. Чтобы обломок не смотрелся неуклюже, наверху соорудили небольшую пирамидку.
Над южным входом в храм располагается мозаика со сценой Страшного суда. Оригинальное панно датируется 1370 годом, но для того, чтобы картина была как и раньше понятна человеческому глазу, ее пришлось восстанавливать.
Вообще собор строили в несколько этапов. И закончили, кстати, лишь в XX веке, в 1929 году. Впрочем, редкие готические храмы не были долгостроями, и Вит тут не исключение.
В детстве, насмотревшись картинок из учебников истории, да еще и прочитав про инквизицию, готическая архитектура мне казалось мрачной и подавляющей. А здесь я присел на лавочку, и просидел бы, наверное, еще долго, если бы не желание осмотреть Пражский Град. Хотелось никуда не уходить и просто наслаждаться видом.
Продолжаем обходить собор против часовой стрелки. Это, да простят меня лингвисты, задняя часть храма. Она выглядит вполне нарядно. А вот слева немного проглядывают леса - здание понемногу реконструируют.
Ну и северная часть. тут уже единицы туристов, группы сюда, похоже, не водят. Попадаются лишь редкие самостоятельные путешественники.
Глядя на такие грандиозные сооружения я всегда задаюсь только одним вопросом: как? Как наши предки смогли спроектировать все это без компьютеров и сложных измерительных приборов? Как они поднимали строительные материалы и поднимались сами без страховки на такую высоту, не имея современных кранов и строительной техники? Как они находили в себе силы уделять внимание тысячам деталей, и почему эти тысячи деталей были для них так важны?
Собор украшают множество гаргулий. Интернет подсказывает, что родина гаргулий - Франция. А путеводители - что первым архитектором собора Святого Вита был француз Маттиас (в других вариантах - Матье). Впрочем, это ни о чем не говорит, архитектор смог проработать здесь лишь восемь лет, что для архитектуры четырнадцатого века просто песчинка в море. Я к тому, что до горгулий на высоте в несколько десятков метров у него явно дело не дошло.
Если же копать глубже (кто-то копает, не сомневайтесь), то можно выяснить, что храм располагается на месте старой романской базилики XI века, а та, в свою очередь, расположилась на останках еще более древней ротонды, построенной в 935 году. Их фундамент можно посмотреть и сейчас, в подвальных помещениях храма, а часть кладки видна и с улицы, скрываясь за металлической сеткой.
Внутрь собора тянется огромная вереница туристов. Почти все они, зайдя внутрь, замирают в изумлении. Потому что перед ними открывается подобный вид:
Счастливчики здесь те, кто заранее позаботился о билетах. Пройти внутрь храма можно бесплатно. Но площадка для бесплатного обзора весьма ограничена. С билетом можно пройти дальше, и дышать сразу становится легче - многие пытаются сэкономить, на мой взгляд зря. Лучше всего заплатить за посещение сразу нескольких объектов Пражского Града, это обойдется дешевле, чем обходить их по отдельности.
Кстати, еще пару лет назад посещение Вита было абсолютно бесплатным. Но от этой затеи отказались - уж слишком много было халявщиков любителей истории.
Лично меня в соборе потрясли две вещи. Первое - это витражи. Фотографии не могут передать ощущения, какое испытываешь при взгляде на них. Свет не просто преломляется, он как будто становится иным, как будто изменяет свою структуру, а, соответственно, и атмосферу вокруг.
И второе - геометрия пространства. Изнутри собор кажется еще больше, чем снаружи. При этом он не подавляет, не заставляет склонить голову, не душит. Виту не нужно ничего никому доказывать, он и так величественен. И он это знает. Использовать какие-то мелкие психологические приемы вроде тусклого света и гнетущей атмосферы - он выше всего этого.
Детали тщательно проработаны.
Наверху храма располагается смотровая площадка, куда можно подняться за отдельную плату. А внизу в соборе упокоились чешские князья, короли, архиепископы. И, кажется, даже кто-то из архитекторов.
И еще одна маленькая пражская тайна (надеюсь, после ее открытия мне не станут отказывать в чешской визе). В соборе Святого Вита есть секретная палата, в которой находятся коронационные принадлежности. Дверь заперта на семь замков. Семь ключей находятся у первых лиц государства, таких как президент, председатель парламента, архиепископ и других. Иногда эта дверь открывается. Но только по очень значительным праздникам.
Другие репортажи из Чехии:
Прага без слов Пивная страна В поисках белого кролика - подземелья Чески Крумлова Музей авиации. Прага. Часть 2. Музей авиации. Прага. Часть 1. Серебряный мир Кутной горы Костница в Кутной Горе Пражские куранты Пражский зоопарк Пражский музей трамвая Путешествие в сказку - Чешский Крумлов Чешский пивной фестиваль