Проходимец, окончание

Mar 05, 2021 15:20

//////////////////////////////////////////
СУЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ АВТОР НЕ РАЗДЕЛЯЕТ
(или: скорее не разделяет, но вполне понимает)

- Но ведь вы можете подвести их под палку!
- Едва ли... А хотя бы? Какое мне дело до чужой спины? Дай боже свою сберечь в целости. Это, конечно, не морально; но какое мне, опять-таки, дело до того, что морально и что не морально? Согласитесь, что никакого дела нет!
«Что же? - подумал я, - волк прав...»
- Положим, что они через меня потерпят, но ведь и после этого небо будет голубым, а море - солёным.
- Но неужели вам не жалко...
- Меня не жалеют... Аз есмь перекати-поле, и всякий, кому ветер бросает меня под ноги, - пинает меня в сторону...
Он был серьёзен и сосредоточенно зол, глаза его блестели мстительно.
***
Да мало ли я наделал злого и смешного во время моих странствий? Сколько я разных нелепых суеверий и мечтаний ввёл в духовный оборот мужика... И вообще, я не стесняюсь... Зачем бы мне это? Ради каких законов, я спрашиваю? Нет законов иных, разве во мне!

Извозчик, 1895:

Посмотри чистым глазом на жизнь-то. Какой в ней есть порядок? Никакого уважения у человека к человеку нет. Жалости друг к другу тоже нет. Никто никому не спомогает жить-то. Свалка идет за кусок, и все мы грыземся. Дележу правильного нет, любви нет. Ты - человек, а прочие все до тебя не от­носятся? Ну и что? Вокруг-от нас с тобой сотни и ты­сячи гибелью гибнут... И все мы это видим, и все мы это за порядок принимаем. Чего же? Коли это возможно,- и убивать возможно, была бы сила в руке. Конечно, опасно убивать, потому судят за это, но ежели бы не судили, то мы очень даже свободно стали бы друг друга убивать. Потому, хоть спинжаки на нас и модные, но все мы притворяемся больше хорошими людьми, а серд­ца-то у нас каменные. И никакого в нас закона нет. Поодаль нас законы-то, а в сердцах мы их не носим. Чего же ты захилел? Переступил ты закон, смог это - значит, ты себе верен. Ум у тебя есть, суда - ты убежишь, изловчишься скрыться от него. А людей ты и раньше не жалел. Потому, если бы ты их жалел, рази бы они так трудно жили? Вона! Чай, ты облегчал бы им судьбу-то из жалости. А не облегчаешь, так вот прекращаешь ее. Нет в тебе самом никакого запрету - и нечего толковать. Пустые слова одни. Снаружи тебя ничем не свяжешь, коли в нутре у тебя разнузданность. Перед самим собой не умеешь стыдиться; люди тебе ни­почем. Так-то. Ну и действуй как хошь.

Колокол, 1896:

Часто Антип Никитич задумывался, вспоминая, сколько людей на его глазах плакало, жаловалось и ругало его. Многие, по его милости, испытали и испы­тывают нужду и горе, разоряясь под давлением его капитала. И когда он вспоминал это,- сердце ему не­приятно щипало какое-то едкое чувство. Но вскоре он бодро встряхивал своей большой головой и вполголоса говорил:
- Бог того хочет, видно. Али я виноват в том, что удачливый родился? Живешь на земле, так не моргай. Я тут ни при чем. Бог того хочет...

***

я к себе никогда не относился строго, не одёргивал себя и зубы моей совести никогда у меня не ныли, не царапал я моего сердца когтями моего ума. Я, знаете, рано и как-то незаметно для себя твёрдо усвоил самую простейшую и мудрую философию: как ни живи - а всё-таки умрёшь; зачем же ссориться с собой, зачем тащить себя за хвост влево, когда натура твоя во всю мочь прёт направо? И людей, которые рвут себя надвое, я терпеть не могу... Чего ради они стараются? Бывало, я разговаривал с такими юродивыми. Спрашиваешь его: «О чём ты, друг, ноешь, зачем ты, брат, скандалишь?» - «Стремлюсь, говорит, к самоусовершенствованию...» - «Чего же, мол, ради?» - «Как так - чего ради? В совершенствовании человека - смысл жизни...» - «Ну, я этого не понимаю; вот в совершенствовании дерева смысл ясен: оно усовершенствуется до пригодности в дело, и его употребят на оглоблю, на гроб или ещё на что-нибудь полезное для человека... Ну, хорошо! ты совершенствуешься - это твоё дело; но, скажи, зачем ты ко мне пристаёшь и меня в свою веру обратить хочешь?» - «А затем, говорит, что ты скот и не ищешь смысла в жизни». - «Да я же нашёл его, ежели сознание скотства моего не отягощает меня». - «Врёшь, говорит. Коли ты, говорит, сознаёшь, ты должен исправиться». - «Как исправиться? Да ведь я живу в мире с собой, ум и чувство у меня едино суть, слово и дело в полной гармонии!» - «Это, говорит, подлость и цинизм...» И вот так рассуждают все они, бывало. Чувствую я, что они и врут и глупы; чувствую это и не могу не презирать их.

В степи, 1897:

- Вы вспоминаете иногда о столяре? - спросил я.
- Как видите или - как слышали...
- И... ничего?
Он засмеялся.
- А что я должен чувствовать при этом? Я не вино­ват в том, что с ним случилось, как вы не виноваты в том, что случилось со мной... И никто ни в чем не виноват, ибо все мы одинаково - скоты.

/////////////////////////////////////////////////////////////
ЦЕННЫЕ МЫСЛИ, КОТОРЫЕ АВТОР НЕ СМОГ НЕ ПОДАРИТЬ СВОЕМУ ГЕРОЮ

Зачем уступать другому то, что тебе выгодно или приятно? Ведь хотя и говорят, что все люди - братья, однако никто не пробовал доказать это метрическими справками...

***

- Человек никогда точно не знает, кто он... Нужно спрашивать у него, за кого он себя принимает.

***

- Видите, какая подлая натура? - сказал Промтов, кивая головой на ревностную собаку. - И ведь лжёт она, понимает, что лаять не нужно, она не зла - она труслива, но - желает выслужиться перед хозяином. Черта чисто человеческая и, несомненно, воспитана в ней человеком.

***

Мужик глуп, что он понимает?
- Да, он мало понимает, - заметил я.
- И это очень хорошо! - убеждённо заявил Промтов. - Именно таким он и должен быть, и в таком лишь виде он и необходим для всех, как воздух. Ибо - что есть мужик? Мужик есть для всех людей материал питательный, сиречь - съедобное животное. Например, - я! Разве возможно было бы мне пребывание на земле без мужика? Для существования человека необходимы солнце, вода, воздух и мужик!

***

По-моему так: книжка? - хорошо! интересная? - ещё лучше! Но всякую книжку человек писал, а выше своей головы он не может прыгнуть. Книжки все пишутся для одной цели: все хотят показать, что хорошее - хорошо, а дурное - дурно. И толк будет один, прочитаешь ли сто их или тысячу.

***

Прекрасное занятие карты: сидишь за столом и, в течение ночи, десять раз умрёшь и воскреснешь. Жутко знать, что вот в следующую минуту убьют твой последний рубль и ты - нищий, ступай на улицу - воруй или застрелись. Хорошо также знать, что твой сосед или партнёр чувствует по поводу последнего рубля то же самое, щекотливое и жуткое, что ты сам чувствовал незадолго до него. Видеть красные и бледные, возбуждённые рожи, трепещущие от страха быть обыгранными и от жадности к деньгам, - смотреть на них и бить их карты одну за другой - ах, как это волнует кровь!.. Бьёшь карту - а точно вырываешь у человека из сердца кусочек горячего мяса с нервами и кровью... Сочно! Этот постоянный риск падения - самое лучшее в жизни, и самая лучшая мысль выражена так:
        Есть наслаждение в бою
        И бездны мрачной на краю!
- Великое наслаждение есть в этом... и вообще хорошо себя чувствовать можно только тогда, когда чем-нибудь рискуешь. Чем больше риску, тем больше жизни...

***

Вы на содержании у женщин не состояли? Попробуйте, потому что это интересно, - вы в одно и то же время вещь вашей дамы и владыка её. Вас купили, как игрушку, но играете купившим - вы. Этот купивший оказывается в ваших руках и в очень смешном положении, - ибо вы всегда можете играть пред ним роль сапога, который хочет быть шляпой и требует, чтоб его носили на голове.

***

я людей знаю! - если всё сегодняшнее подлое, грязное и злое объявишь завтра честным, чистым, добрым - все эти морды, без всякого усилия над собой, завтра же и будут совершенно честными, чистыми и добрыми. Им для этого понадобится только одно - трусость свою уничтожить в себе... Так-то. - Резко это, говорите? Ничего, сойдёт. Пусть резко, зато правильно... Я, видите ли, так полагаю: служи богу или чёрту, но не богу и чёрту. Хороший подлец всегда лучше плохого честного человека. Есть чёрное и есть белое, смешай их - будет грязное. Я всю жизнь мою встречал только плохих честных людей, - таких, знаете, у которых честность-то из кусочков составлена, точно они её под окнами насбирали, как нищие. Это - честность разноцветная, плохо склеенная, с трещинами... а то есть ещё честность книжная, вычитанная и служащая человеку, как его лучшие брюки, - для парадных случаев... Да и вообще всё хорошее у большинства хороших людей - праздничное и деланное; держат они его не в себе, а при себе, напоказ, для форса друг перед другом... Встречал я людей и по самой натуре своей хороших... но редко они встречаются и почти только среди простых людей, вне стен города... Этих сразу чувствуешь - хорош! И видишь - родился хорошим... да!
- А впрочем, чёрт с ними, со всеми - и с хорошими и с плохими! Знать я не хочу Гекубу!

***

А знаете вы, что такое идеал? Это просто костыль, придуманный в ту пору, когда человек стал плохим скотом и начал ходить на одних задних лапах. Подняв голову от земли, он увидал над ней голубое небо и был ослеплён великолепием его ясности. Тогда он, по глупости, сказал себе: я достигну его! И с той поры он шляется по земле с этим костылём, держась при помощи его до сего дня всё ещё на задних лапах.
- Вы не подумайте, что и я тоже лезу на небо, - никогда не ощущал такого желания... я это так сказал, для красного словца.

***

Всякое скверное положение человека имеет в себе возможность лучшего. Это я говорю на основании солидного опыта и по силе моей глубокой веры в изворотливость человеческого ума. Ум - это силища! Вы человек молодой ещё; и вот я говорю вам: верьте в ум - и никогда не пропадёте! Знайте, что каждый человек содержит в себе дурака и мошенника: дурак - его чувство, а мошенник - ум. Чувство потому глупо, что оно прямо, правдиво и не умеет притворяться; а разве можно жить и не притворяться? Необходимо притворяться; даже из жалости к людям это нужно, потому что люди всегда жалости достойны... а больше всего именно тогда, когда они других жалеют...

Горький

Previous post Next post
Up