Венское метро - чисто утилитарная транспортная система, без архитектурных излишеств. Большинство станций построено по типовым проектам, отличаются они в основном цветовой гаммой: стены обшиты панелями серого или бежевого цвета (или не обшиты вовсе) и украшены цветными полосами в цвет линии (у каждой линии свой цвет).
Но, тем не менее, если подробно осмотреть каждую станцию метро Вены, там можно нахйти много разнообразных интересных артефактов и особенностей. На некоторых станциях есть элементы декоративного оформления, арт-объекты и художественные инсталляции (большинство таких объектов - на станциях линии U3, но встречаются и на других линиях), на некоторых станциях можно найти исторические артефакты с многовековой историей, а также есть ряд станций, не пострадавших от реконструкции и сохранивших исторический архитектурный облик XIX века (большинство из них находится на линии U6, а также несколько на линии U4). Эта серия фотопрогулок по метро Вены посвящена именно таким станциям, выделяющимся на общем фоне.
[
← |
→]
1. В Вене современное метро, поэтому начнём с объектов современного искусства. В аванзале станции Schweglerstraße третьей линии размещена экспозиция Технического музея Вены под девизом «Искусство техники» (Kunst der Technik). Экспозиция состоит состоит из подвешенных к потолку гребного винта, колёс паровоза, автомобиля Mini Cooper, спортивного самолёта и космической ракеты.
[
← |
→]
2. Schweglerstraße, элементы инсталляции Технического музея крупным планом.
[
← |
→]
3. Это не вентилятор, а гребной винт - тоже элемент инсталляции на станции Schweglerstraße.
[
← |
→]
4. На стенах аванзала станции Schweglerstraße - галерея портретов известных инженеров, изобретателей и учёных. На переднем плане - немецкий конструктор автомобилей Фердинанд Порше, за ним - венгерский учёный Йожеф Петцваль и другие.
[
← |
→]
5. У выхода со станции Schweglerstraße установлен кирпичный железнодорожный вагон, между кирпичами встроены комьютерные клавиатуры, мониторы, печатные платы (автор инсталляции - корейский художник Пэк Нам Джун).
[
← |
→]
6. В глухом торце центрального зала станции Hütteldorfer Straße на линии U3 установлена небольшая статуя Святой Варвары - покровительницы шахтёров и строителей туннелей.
[
← |
→]
7. Скульптура Святой Барбары установлена на многих станциях венского метро. Эта - на станции Schottenring 2-й линии, например. Все они немного отличаются.
[
← |
→]
8. На станции Enkplatz (U3) потолок аванзала у выхода в город украшает картина площадью 32 м², изображающая как бы отсутствие потолка: видно небо, дома рядом со станцией и местные жители, с интересом смотрящие с поверхности вниз на станцию.
[
← |
→]
9. Enkplatz, картина на потолке крупным планом. Художники - Ilse Haider и Mona Hahn. Любопытный факт: социологический опрос показал, что 2/3 пассажиров станции никогда не смотрят наверх и не знают о существовании картины на потолке.
[
← |
→]
10. Во втором аванзале станции Enkplatz на стене под потолком размещены зеркала, чередующиеся с абстрактными картинами, что создаёт необычные оптические эффекты, когда проходишь мимо и видишь их боковым зрением.
[
← |
→]
11. Volkstheater на 3-й линии - станция с самым богатым художественным оформлением. Путевые стены станции украшены многочисленными мозаичными панно.
[
← |
→]
12. Автор художественных панно на станции Volkstheater - австрийский художник Антон Лемден (Anton Lehmden).
[
← |
→]
13. Центральное место под потолком станции Volkstheater занимает панно «Большой взрыв» - тот самый, в результате которого образовалась Вселенная (и, по мнению художника, тут же возникли многочисленные планеты).
[
← |
→]
14. По оси станции Volkstheater расположено несколько витрин с разнообразными художественными инсталляциями.
[
← |
→]
15. Стена аванзала у выхода со станции Zippererstraße (также U3) украшена детскими рисунками.
[
← |
→]
16. Детские рисунки на станции Zippererstraße крупным планом.
[
← |
→]
17. Справа - портреты детей, нарисовавших эти рисунки.
[
← |
→]
18. Тема рисунков для детей имеется также на станции Praterstern на линии U1.
[
← |
→]
19. В парке Пратер рядом со станцией Praterstern находится парк развлечений, поэтому стены станции украшены рисунками детской тематики.
[
← |
→]
20. А на станции Stubentor (3-я линия) рисунки - взрослые. Кроме того, заслуживает внимания необычная конструкция станции, но это - тема отдельной фотопрогулки.
[
← |
→]
21. Декоративное оформление стен вдоль переходного мостика на станции Stubentor - фреска «Движения души» (художник - Михаэль Хедвиг).
[
← |
→]
22. Stubentor, картина на противоположной стене.
[
← |
→]
23. Современный арт - не единственное, что можно встретить на станциях метро Вены. Иногда встречаются более древние экспонаты: например, при проведении раскопок перед строительством станции Rochusgasse (U3) были обнаружены древние артефакты кельтского поселения Виндобона, располагавшегося на этом месте во времена Римской империи (I - V века). Эти артефакты сейчас украшают путевые стены станции.
[
← |
→]
24. На станции Schwedenplatz (1-я линия) на путевой стене также экспонируются исторические архитектурные артефакты, но их происхождение мне не удалось выяснить.
[
← |
→]
25. Станция Museumsquartier на линии U2 оформлена в традициях советских метрополитенов: барельефами, в некоторых помещениях станции установлены скульптуры, а также на путевых стенах выставлены репродукции карандашных рисунков.
[
← |
→]
26. Всё оформление станции Museumsquartier выполнил художник и скульптор Руди Вах (Rudi Wach) в едином цикле «Над существами» (Lauf der Geschöpfe).
[
← |
→]
27. Когда фантазии не хватает, тогда художественным оформлением может быть примитивный рисунок. Стальные трубы на станции Karlsplatz второй линии, например.
[
← |
→]
28. А тут даже не очень понятно, что это такое: то ли современная художественная инсталляция, то ли реклама. Это опять станция Karlsplatz на второй линии.
[
← |
→]
29. Художественное оформление в метро Вены может быть не только в основных залах станции, но и в переходах. Станция Landstraße, переход между линиями U3 и U4.
[
← |
→]
30. В переходе станции Westbahnhof (U3) размещена инсталляция австрийского художника Адольфа Фронера «55 шагов по Европе», посвящённая эволюции человечества от зарождения жизни до наших дней.
[
← |
→]
31. Westbahnhof, элемент декоративного оформления перехода крупным планом.
[
← |
→]
32. И напоследок несколько красивых станций. Schönbrunn (U4) - одна из двух станций бывшей городской железной дороги, сохранивших свой исторический облик XIX века при реконструкции к формату метро. Вторая похожая станция - Stadtpark.
[
← |
→]
33. Здание вестибюля станции Stadtpark (U4). Архитектор - Отто Вагнер.
[
← |
→]
34. Станция Hütteldorf (на четвёртой линии, как и предыдущие) тоже сохранила свой исторический облик конца XIX века. Здание вестибюля оформлено в стиле модерн, внутри станции колонны и полы облицованы метлахской керамической плиткой белого и серого цветов, формирующей регулярные клетчатые и прямые узоры.
[
← |
→]
35. Hütteldorf, в вестибюле станции.
[
← |
→]
36. Josefstädter Straße (на 6-й линии). Эстакадная станция бывшей городской железной дороги, красивый типовой проект XIX века.
[
← | →]
37. Alser Straße (также U6). Снаружи эти станции тоже выглядят красиво.