Метрополитен Новосибирска (посвящается 30-летнему юбилею)

Jan 07, 2016 21:45




Череда российских праздников и юбилеев продолжается. Поздравляю всех интересующихся с очередным из них: сегодня, 7 января 2016 года, наступил 30-летний юбилей Новосибирского метрополитена.

В Новосибирске я совершенно незапланированно побывал прошедшим летом (мне просто посоветовали куда-нибудь съездить на пару дней, погулять-развеяться), и нескольких месяцев после этого с лихвой хватило, чтобы успеть подготовить новосибирский раздел на «Прогулках по метро», который был успешно завершён к сегодняшней знаменательной дате.

В фотогалерее «Прогулок по метро» представлены фотографии всех новосибирские станции во всех ракурсах и с небольшими описаниями (кто хочет зависнуть надолго - вам туда), а в этом посте будет небольшой обзор всего Новосибирского метрополитена (кто экономит время - вам сюда), просто хаотично выбранные фотографии, за которые взгляд зацепился, с моими личными впечатлениями. На этот раз - без какой-то чёткой системы, как в предыдущих постах, где были все только продольные виды или только поперечные.

Краткая историческая справка о метро Новосибирска. Новосибирский метрополитен - самый восточный метрополитен России, четвёртый по дате открытия (после Москвы, Ленинграда и Горького). Строительство было начато в 1977 году, первые станции были открыты 7 января 1986 года. Метро в Новосибирске планировалось по типовой советской схеме - несколько линий, пересекающихся в центральной части города, идущие на окраины в промышленные зоны и районы массовой жилой застройки. Как и в других городах, эти планы не были осуществлены, но Новосибирску повезло намного больше, чем другим “малым” советским городам: во-первых, строительство было начато в центральной части города, а не на окраинах, во-вторых, почти одновременно было начато строительство двух линий (и вторая линия была открыта с небольшой задержкой после первой), и в третьих, метро с первого дня связало два берега реки Оби, транспортная связь между которыми без метро была затруднена.

В результате в настоящее время Новосибирский метрополитен лидирует по пассажиропотоку среди всех “малых” российских метрополитенов (уступая лишь Московскому и Петербургскому) и, в отличие от метрополитенов других “малых” городов, не пустует: пассажиров здесь немало даже в ранне-утренние и поздне-вечерние часы.

Все станции метро Новосибирска - неглубокого заложения. 11 из 13 станций - колонные или односводчатые, построенные по типовым проектам, на их фоне выделяются только две станции. Показываю их не в хронологическом порядке, как прошлый раз, а в географическом: с севера на юг и с запада на восток.


[ | ]
1. Заельцовская (1992-04-02). Северная конечная станция Ленинской линии. Типовая односводчатая станция мелкого заложения. Линию было бы полезно продлить ещё дальше, но поскольку это не было осуществлено, здесь всегда очень людно (это одна из двух самых загруженных станций) и поездато (всегда стоит поезд по одному из двух путей - на посадке или на высадке, или сразу на обоих), поэтому сфотографировать станцию с пустыми платформами не получилось.



[ | ]
2. Гагаринская (1992-04-02). Типовая колонная станция мелкого заложения, но при этом с наиболее интересным оформлением среди станций этой линии (оформление было дополнено в 2011 году, к 50-летию первого полёта человека в космос).



[ | ]
3. Звёзды на путевой стене Гагаринской.



[ | ]
4. Путевая стена Гагаринской снабжена четырьмя иллюминаторами, из которых на пассажиров смотрят разные изображения Гагарина.



[ | ]
5. Крансый проспект (1986-01-07). Тут всё просто и понятно: проспект - Красный, поэтому и станция отделана камнем красных оттенков.



[ | ]
6. Необычное для малых метрополитенов сооружение на станции Красный проспект - переход на другую линию. К ней мы вернёмся позже.



[ | ]
7. Площадь Ленина (1986-01-07) - в самом центре Новосибирска. Примечательно, что её проектировал ленинградский архитектор Гецкин, который спроектировал несколько станций и много вестибюлей ленинградского метрополитена. Впрочем, несмотря на центральный статус, шедевра не получилось, какая-то копипаста работы 8-летней давности (тыц, тыц).



[ | ]
8. Октябрьская (1986-01-07). Станция, названная не по «где», и даже не по «когда» (как всевозможные Пионерские), а просто в память об октябрьской революции 1917 года.



[ | ]
9. Говорят, оформление колонн должно напоминать факелы революции. Факелы, ###ть! Революции, ###ть! У авторов этой идеи, должно быть, очень богатая фантазия.



[ | ]
10. Речной вокзал (1986-01-07) - самая необычная по конструкции станция Ленинской линии: наземная, с боковыми платформами. Причём, один из выходов расположен выше уровня станции, а другой - ниже из-за сложного рельефа местности на берегу реки Оби.



[ | ]
11. Станция Речной вокзал украшена десятью витражами с изображениями сибирских городов, располагающихся по берегам Оби. Конечно же, это Новосибирск.



[ | ]
12. Студенческая (1986-01-07) - станция в белых тонах, это символ света науки и стремления к знаниям. Ничем другим не выделяется (как мне кажется, и белым цветом тоже не выделяется, а наоборот, создаёт ощущение унылой безликости).



[ | ]
13. Пожалуй, этот ракурс (который я в своих черновиках обозначаю буквой «X») - мой любимый в этой серии.



[ | ]
14. Площадь Маркса (1991-07-26) - югоз-западная конечная станция Ленинской линии. Типовая односводчатая станция мелкого заложения. Станция с наибольшим пассажиропотоком. Впрочем, после полуночи это - не проблема.



[ | ]
15. Формы облицовки стен шедевральны. Не знаю, что они символизируют, я назвал их просто «ребристыми блоками сложной формы».



[ | ]
16. Потолочные светильники оформлены ажурным металлическим обрамлением сложной формы, перекликающейся с формой отделки путевых стен.



[ | ]
17. Теперь можно перейти на Дзержинскую линию (со станции Красный проспект на станцию Сибирскую) по вот такому извилистому переходу (его траектория обусловлена сложившейся застройкой на поверхности).



[ | ]
18. Площадь Гарина-Михайловского (не путайте: не Гагарина!) - западная конечная станция Дзержинской линии.



[ | ]
19. На станции очень темно, освещение боковых залов не предусмотрено, некоторые снимки пришлось делать со светочувствительностью 6400 ISO.



[ | ]
20. Площадь Гарина-Михайловского - привокзальная станция, и для приехавших в Новосибирск над входом имеется краткое руководство, какие объекты города стоит посмотреть.



[ | ]
21. Сибирская (1987-12-31) - самая глубокая станция метро Новосибирска, она находится под станцией Красный проспект. По этой причине центральный пролёт перекрытия отличается от типового проекта: он заменён на монолитный свод.



[ | ]
22. Сибирская - самая богато оформленная станция: путевые стены украшены восемью панно, посвящёнными природе и истории Сибири.



[ | ]
23. Кстати, с 1987 до 2000 года на Дзержинской линии было только две станции, между которыми ходил поезд по одному пути.



[ | ]
24. Маршала Покрышкина (2000-12-28). Александр Иванович Покрышкин, трижды герой Советского Союза, является для Новосибирска примерно тем же, кем Ленин являлся для СССР. Его имя встречается в городе повсюду. Например, одноимённая улица находится в абсолютно противоположной части Новосибирска.



[ | ]
25. Под потолком станции установлена модель самолёта, на котором летал Покрышкин.



[ | ]
26. В подземном переходе у входа на станцию размещена экспозиция, рассказывающая о жизни маршала.



[ | ]
27. Берёзовая роща (2005-06-25). Изначально планировалось, что станция будет оформлена в тёмно-зелёных тонах (роща же!) с белыми полосами (берёзки же!); для отделки стен планировался мрамор изумрудного цвета, а для потолков - нержавеющая сталь.



[ | ]
28. Но при строительстве немножко сэкономили на отделочных материалов и вместо рощи получился какой-то керамогранитный хай-тек.



[ | ]
29. Зато павильоны входов в подземный вестибюль Берёзовой рощи приятны своим единообразием.



[ | ]
30. Золотая нива (2010-10-07) - единственная станция метро Новосибирска с одним рядом колонн. Довольно тесно: как ни встать, колонны не влезают в кадр полностью, ни вдоль, ни поперёк.



[ | ]
31. Любопытно происхождение названия «Золотая нива»: “народное” название местности возникло от названия автобусной остановки, унаследованного от названия советского продовольственного магазина, находившегося неподалёку, давно не существующего (говорят, он был закрыт во времена распада СССР в 1991 году).



[ | →]
32. Современные отделочные материалы и их расцветка поражают воображение даже по сравнению с белой Студенческой. На этом всё. Спасибо за внимание!


метро, Новосибирск, фото, 5d3.16-35, Новосибирский метрополитен, 2015

Previous post Next post
Up