Для контраста со позавчерашним постом
о новой подземной станции метро в Петербурге захотелось выбрать линию какого-нибудь иногороднего метро, абсолютно не похожую на наши. Из имеющихся у меня материалов для этого идеально подошла первая линия метро города Осло - Holmenkollbanen. В столице Норвегии я был около полутора лет назад и полностью исследовал обширное метро этого города, проехав по всем шести (или пяти) линиям и осмотрев все станции, и с тех пор неспеша разбираю отснятые материалы (смотрите также предыдущие и следующие серии по ссылкам в конце поста).
1-я линия метро Осло, которая называется Holmenkollbanen (дорога в Holmenkollen) - самая уникальная ретро-линия. Её строительство началось ещё в 1898 году как линии пригородной железной дороги, впоследствии она вошла в общую систему метро. Уникальность этой линии заключается в том, что она выходит на поверхность из подземного тоннеля (т.е. имеет точки ниже уровня моря) и идёт в горы, поднимаясь по серпантину на высоту почти 500 метров над уровнем моря. На каждой станции установлена табличка, указывающая, на какой высоте находится станция.
Вторая интересная особенность Holmenkollbanen связана с её историческим прошлым. В отличие от других линий ослинского метро, пути этой линии имеют пересечения в одном уровне с автомобильными дорогами и пешеходными переходами. До 2010 года эту линию обслуживали исторические вагоны середины XX века, оборудованные верхним токосъёмом (пантографом), потому что вдоль путей ещё не был проложен контактный рельс.
В 2010 году эта линия была закрыта на реконструкцию, в ходе которой контактная подвеска верхнего токосъёма была заменена на нижний контактный рельс, многие наземные переходы и переезды были ликвидированы, а подвижной состав был заменён на современные вагоны, которые обслуживают всё остальное метро Осло, и в таком обновлённом виде линия Holmenkollbanen была открыта в декабре 2010 года. Но я успел там побывать в 2009 году и сфотографировать старые вагоны с верхним токосъёмом и станции до реконструкции, теперь мои фотографии стали частью ушедшей истории.
[
← |
→]
1. Majorstuen - самая старая из центральных станций, открытая 31.05.1898. Это наземная станция, больше похожая не на метро, а на железнодорожный вокзал (которым она и являлась в первой половине XX века) с большим количеством путей и сложным путевым развитием. Здесь все линии метро выходят из-под земли, после этой станции первая линия ответвляется от всех остальных и начинает свой уникальный путь в горы. На ту гору, которая видна на заднем плане, а затем - дальше и выше.
[
← |
→]
2. Станция Frøen находится сразу после ответвления линии Holmenkollbanen от западной части кольцевой линии. Этот снимок сделан в восточном направлении, здесь видна та самая развилка. Эта станция находится на высоте 59.7 метров над уровнем моря.
[
← |
→]
3. Второй путь станции Frøen находится на другой стороне путей кольцевой линии, немного на другой высоте, их связывает пешеходный мостик (редкость для этой линии; на дату съёмки почти все пешеходные переходы были прямо по путям). До этой станции поезда прибывали, питаясь от контактного рельса, отключали нижние токоприёмники, поднимали верхние пантографы и далее следовали как большие трамваи или пригородные электрички. Теперь это уже не так.
[
← |
→]
4. Станция Steinerud находится на высоте 75.6 метров над уровнем моря.
[
← |
→]
5. Пешеходный переход по путям на станции Steinerud.
[
← |
→]
6. Станция Vinderen, высота - 86.6 метров над уровнем моря (отметка высоты видна на табличке с названием станции; это особенность всей линии Holmenkollbanen - таким образом подписаны все станции). Из-за узости полосы вдоль линии метро, платформы станции противоположных направлений расположены со смещением.
[
← |
→]
7. На станции Vinderen расположен автомобильный переезд, пересекающий пути метро в одном уровне. Перед отправкой поезда автомобилям включается красный сигнал светофора, закрывается шлагбаум, включается звонок - всё почти как на самом обычном железнодорожном переезде.
[
← |
→]
8. Станция Gaustad, 101.4 метра над уровнем моря.
[
← |
→]
9. Станция Gaustad и окрестности. Кстати, ещё одна забавная особенность этой линии метро Осло - на каждом столбе контактной подвески уже много лет висит реклама шоколадки "квик лунш", несколько сотен штук.
[
← |
→]
10. Два старых поезда метро с верхним токосъёмом на станции Gaustad. Исторический снимок, теперь поезда такого вида здесь не встречаются. Кстати, осенью 2009 года контактный рельс до этой станции уже был установлен, но ещё не был подключен.
[
← |
→]
11. Станция Ris, 121.3 метра над уровнем моря. Люблю северную европу за тотальное благоустройство. Здесь, например, ничем не примечательная платформа метро украшена громадным ведром с цветами.
[
← |
→]
12. Ris, пешеходный переход и окрестности станции.
[
← |
→]
13. Пример путевого развития около станции Ris.
[
← |
→]
14. Станция Slemdal, 144.6 м.н.у.м.
[
← |
→]
15. Вход на станцию Slemdal. Как и на почти всех других станциях метро Осло, чтобы попасть на станцию, нужно купить билет в автомате или провалидировать БСК на валидаторе и просто зайти на платформу. Люди здесь честные, поэтому турникеты и ограждения не требуются.
[
← |
→]
16. Станция Gråkammen, 170.1 м.н.у.м. Забор слева установлен, чтобы никто не упал, потому что станция находится на обрыве скалы.
[
← |
→]
17. Окрестности станции Gråkammen. Типичный городской пейзаж Осло, если удалиться на несколько километров от центра города.
[
← |
→]
18. А под обрывом станции Gråkammen находится стадион. Тоже достаточно типичный для Осло пейзаж.
[
← |
→]
19. Станция Gulleråsen, 191.7 м.н.у.м.. Станция находится в кривой малого радиуса.
[
← |
→]
20. Пешеходный переход и пейзаж за станцией Gulleråsen.
[
← |
→]
21. Старенький поезд метро с верхним токосъёмом на стании Gulleråsen, теперь уже историческая фотография.
[
← |
→]
22. Станция Vettakollen и окрестности, 196.7 м.н.у.м.. По пейзажу и не скажешь, что находишься в столице западноевропейского государства, в одном из самых дорогих городов мира. :-)
[
← |
→]
23. Станция Skådalen, 206.9 м.н.у.м.
[
← |
→]
24. Пейзаж вокруг станции Skådalen. Да, не любят норвежцы высотную застройку в городе.
[
← |
→]
25. Поезд на станции метро Skådalen.
[
← |
→]
26. Станция Midtstuen. Поднимаемся всё выше и выше, уже 223.3 метра над уровнем моря. Городские домики на крутых скалах - один из моих любимый пейзажей той поездки.
[
← |
→]
27. Станция Besserud, 242.2 м.н.у.м. С противоположной платформы открывался замечательный вид с высоты в юго-восточном направлении на центр города Осло и на Осло-фьорд. К сожалению, я приехал туда в середине дня, солнце светило со стороны фьорда прямо в лоб, поэтому пофотографировать город телевиком не получилось.
[
← |
→]
28. Вагончик на станции Besserud.
[
← |
→]
29. На станции Besserud я был огорчён, что поезд дальше не пойдёт. За несколько дней до моего приезда оставшуюся часть линии закрыли на реконструкцию на полтора года, и следующие 6 станций (до Frognerseteren), где поезд поднимается на вдвое большую высоту, остались недоступными для поездки на метро (местным жителями было предложено добираться к ним на автобусе). Ну что ж, это хороший повод в будущем вернуться в Осло ещё раз и пофотографировать пропущенные станции после реконструкции. Продолжение следует! И спасибо за внимание! :-)
[
← |
→]
30. Дополнение: так выглядел интерьер старых вагонов T1300, ходивших по этой линии до 2010 года.
[
← | →]
31. ...