30 лет без права перелета (продолжение)

Feb 27, 2013 10:05

Сегодня в "Бизнес-Курсе" вышла 2-я, заключительная часть моей истории аэропорта "Омск-Федоровка". Начало было в "БК" 2 недели назад. Полная версия с комментариями Круглова, Титаря - в бумажной версии журнала за 45 рублей. Тут я разбил историю не на 2 а на 4 части, 2 уже выложил
http://omchanin.livejournal.com/530809.html
http://omchanin.livejournal.com/540206.html

Сегодня - 3-я часть (половина того, что вышло сегодня в БК). Интересно, что все это происходит на фоне очередных разговоров ни о чем http://bk55.ru/inform/article/15190

Первая история с Мостовиком
Особняком стоит история с кредитом в 140 млн. рублей на 6 лет, которые в эти годы получило НПО «Мостовик» прямо в Центральном банке РФ для работ на «Федоровке». Был большой скандал, мол, как так, почему деньги дают не заказчику строительства, а подрядчику. Нет нужды объяснять, что значило получить кредит в середине 1992 года под льготные проценты, когда цены в разы росли день ото дня. К тому же к концу отдачи произошла деноминация, и вернуть «Мостовику» предстояло уже 140 тыс. рублей. В начале 1998 года это была стоимость 2-х комнатной квартиры. Можно предположить, что данные деньги очень помогли Олегу Шишову в те далекие годы. Знаю, что там даже были какие-то разборки с ЦБ, но за давностью лет досконально выяснить судьбу этих денег не представляется возможным.
«Наивняк» омских властей всех уровней начала 90-х сегодня поражает. Как поражает количество откровенных аферистов всех мастей, в том числе иностранных, засветившихся в начале 90-х около «Федоровки».


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Личная стройка Леонида Полежаева (1995-2005)
После 1993 года о «Федоровке» забыли на два года. В это время были периоды, когда авиаперевозки падали, по словам С. Ф. Круглова, каждый месяц на 30% . При этом область и авиаторы никак не могли  договориться о приватизации. Председатель облимущества Захарченко по-прежнему блокировал приватизацию «Федоровки» в составе АООТ «Омский аэропорт». Только в 1994 году областников удалось «сломить», и часть объектов «Фёдоровки» включили-таки в уставной капитал авиапредприятия. Условием Госимущества было продажа 39% акция АООТ «Омский аэропорт» инвестору, который возьмется достраивать новый аэропорт. А если этой продажи не будет, то «Фёдоровка» немедленно изымается из АООТ в федеральную собственность. В этой связи, в 1995 году, после наступления определенности с собственниками, Леонид Полежаев решил реанимировать стройку, заложив в областном бюджете 50 млрд. рублей на возобновление работ. Опять стали искать, кому бы пристроить эти 39% акций.  Работы начались, однако спустя год вместе с деньгами закончились и работы. За эти годы возникали разные фантастические варианты привлечения финансирования. Так, на полном серьезе обсуждался план отыскания денег на стройку за счет резервов омских банков (были тогда такие) в ЦБ РФ. Или за счет индийских долгов. В те годы Индия гасила долг СССР, и возникла шальная мысль упросить правительство пустить часть этих денег на «Фёдоровку», чтоб индусы все сами построили за счет этих средств. Естественно, Москве деньги были нужнее, да и, откровенно, всякие «фёдоровки» воспринимались там как блажь.
В 2001-2002 гг. наступил новый виток. В 2001 наш новый омский аэропорт был включен в госпрограмму по развитию транспорта. Реакция на месте была молниеносной. Тут же было создано ОАО «Аэропорт «Омск-Фёдоровка», 100% акционером которого стало ОАО «Омский аэропорт». Область обязалась вложить в новое ОАО 200 млн. рублей. Этих денег, естественно, «Федоровка» не увидела и никто не увидел. Вложив всего 23 млн. за 4 года, область стала акционером вышеназванного ОАО с долей примерно 5%. Удивительное тут в том, что включив наш аэропорт в федеральную программу финансирования оттуда, однако, никто толком не предусматривал. На 2002 год было выделено 35 млн. рублей. Под это дело Росавиацией вновь была учреждена дирекция строительства, которую ликвидировали в 1995 году. Местные СМИ запестрели статьями об интересе к аэропорту Романа Абрамовича. Тут же как черти из табакерки выскочили югославы из фирмы «Планум», которые, как и десятки инвесторов до них, заявили, что достроят аэропорт. С ними вновь испеченная дирекция заключила договор, югославы завезли на площадку щебень и песок, деньги быстро испарились, и все опять остановилось. Впоследствии аудитор Счетной палаты напишет в своем отчете: Выполненные АК «Планум» работы по договору от 17 октября 2002 года № 1 не соответствуют задачам, определенным протоколом совещания в администрации Омской области от 8 октября 2002 года № 6. Средства федерального бюджета были использованы неэффективно.


Еще раньше, в 2001 году ОАО «Омский аэропорт» заплатил 640 тыс. «Ленаэропроекту» за обследование состояния объектов, началась подготовка корректировки проекта. Результаты были неутешительными: ВПП утратила несущую способность почти наполовину, произошло заболачивание территории аэродрома, здания пришли в негодность, оборудование морально устарело и попросту заржавело. Все эти работы оплачивались из средств ОАО. В августе 2002 года в соответствии с проведенной государственной экспертизой корректировки проекта (ТЭО) строительства аэропорта «Омск - Федоровка» проектная документация была рекомендована к утверждению распоряжением Минтранса России от 8 августа 2002 года № НА-285р в сумме 114217,68 тыс. рублей (в ценах 1991 года). В ценах 2002 года - это почти 5 млрд. рублей.
Не правда ли, все напоминает какой-то плохой спектакль. Денег на строительство  нет, но Минтранс рассматривает корректировки проекта, утверждает что-то там. Очередные десятки миллионов уходят в песок. ОАО «Аэропорт Омск-Федоровка» в 2006 году пытаются ликвидировать и делают это до 2010 года. Десять лет Леонид Полежаев строит свой аэропорт практически в одиночку

бизнес-курс, федоровка, заметки в сми, аэропорт

Previous post Next post
Up