30 лет без права перелета (продолжение)

Feb 20, 2013 17:09

Продолжение огромной заметки про "Федоровку". Начало http://omchanin.livejournal.com/530809.html Все это вышло на прошлой неделе в "Бизнес-курсе". Остаток выйдет в следующую среду.

Наивные годы свободного рынка (1991-1993)
Срок сдачи аэропорта был передвинут на 1990 год, но и к этой дате «Омсктранстрой» и Трест №1 не успели закончить работы. 1990-й был последним годом, когда стройка финансировалась полномасштабно. Именно в самом начале 90-х на «Фёдоровку» впервые заходит НПО «Мостовик», тогда мало кому известная фирма. Заходит как субподрядчик треста №1, который не справлялся сам с требуемыми объемами на аэровокзале. Кто ж знал тогда, что через год справляться будет попросту не с чем. А тогда «Мостовику» доверили строительство автомобильной эстакады, по которой автомобили должны были заезжать на 2-й этаж аэровокзала, к залу вылета и ряд других работ.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
В 1991 году в Омске гремела фирма «БМХ». Название от первых букв фамилии имени отчества ее владельца, Баталова Марата Хатыповича. По слухам, он имел в родственниках какую-то шишку в «Роспищепроме». Вот и в Омске «БМХ» начала с «мегапрожекта» - строительства завода лимонной кислоты. Сейчас это звучит смешно, но тогда под эту бредятину «БМХ» выдали кредит в почти 500 млн. рублей, в 1991 году это были просто гигантские деньги! Причем никто не проверял ТЭО завода, договоры с поставщиками оборудования. Точнее, выдали-то «Омскагропищепрому», учредителю «БМХ». А уже тамошний директор передал право пользования этими деньгами Марату Баталову. Тот, вместо стройки завода, «прокрутил» эти деньги на коньяках «Наполеон» и прочем ширпотребе и за год заработал чистыми 63 млн. рублей.
Сейчас мне становится ясно, что фильм «Гений» явно снимали не с тем главным героем. Более того, «БМХ» не платило никаких налогов, так как по личному звонку тогдашнего председателя облисполкома Полежаева, данной фирме глава райисполкома предоставил налоговые льготы, как «социально-направленному» субъекту предпринимательства. Типа, они собирались заниматься пищевым производством.  И вот этот Баталов положил глаз на «Федоровку», которая к тому времени осталась без финансирования. Он договорился с тогдашним командиром авиаотряда Сергеем Кругловым об инвестициях в аэропорт и даже вложил в стройку  8 млн. рублей. Более того, он всем обещал, что, если подпишут с ним договор, то он тут же найдет инвестора из Гонг-Конга, который быстро доделает и введет в строй уже не простую «Фёдоровку», а аэропорт международного уровня.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Что это такое - тогда не знал никто, как никогда никто в Омске не видел «живых» Боингов. Никто не имел представления о том, сколько это в реальности стоит и сколько окупается.  Баталов был натуральным омским Бендером. Идея с Нью-Васюками в «Федоровке» настолько захватила всех в Омске, настолько застелила пеленой глаза и  головы, что, читая сейчас заметки тех лет, просто не можешь оторваться от мысли - или это наивность, или уже тогда «Федоровку» мыслили как грандиозный пылесос по выкачиванию средств из коммерческих структур и бюджетов. Судите сами.
Недострой в «Федоровке» - в федеральной собственности. Его передача состоится только в 2009 году, через почти 20 лет после описываемых событий. Он не достроен, территория почти не охраняется, окрестные дачники тащат все. Идет обвал перевозок. Тем не менее за недострой идет борьба не на жизнь, а на смерть. Авиаторы отказываются приватизировать  «Омск-Центральный» без недостроя близ Федоровки. Смертным боем они бьются за эти нынешние развалины! Бьются с областным комитетом имущества; последние хотят приватизировать этот государственный объект самостоятельно! Это все при том, что государство ничего не разрешало приватизировать ни тем, ни другим!
Это еще цветочки. Все в Омске в 1991-92 гг. сходятся в одном - проектная мощность «Федоровки» в 1900 пассажиров в час, и 4,6 млн. человек в год устарела, слишком мала, и проект аэровокзала надо срочно менять! Это звучит как идиотизм, но проектную мощность в пять миллионов пассажиров тогда на полном серьезе на волне той эйфории считали какой-то ерундой. У Леонида Полежаева идут бесконечные совещания - что и как нужно делать с аэропортом. Решают организовать консорциум «Омский международный аэропорт». В него входят: омское авиапредприятие, областная и городская администрации, ПО «Нефтеоргсинтез», «БМХ», Омскпромстройбанк, ТД «Сибвест». Юридическое сопровождение ведет фирма «Поликон» в лице директора Олега Чертова. Позднее и он, и директор ТД «Сибвест» Кожевников будут убиты, а директор нефтезавода погибнет при загадочных обстоятельствах.
Этот консорциум организует бурную деятельность, следуют бесконечные презентации «Федоровки» в Лондоне, Нью-Йорке. Туда катаются омские чиновники,  представители участников консорциума. Спонсируется все это, в основном, Промстройбанком и «Сибвестом». Интерес на Западе к «Федоровке» большой. Причем как откровенных аферистов, так и солидных фирм. Дело в том, что аэропортовый бизнес во всем мире - это прибыльное дело. На Западе т.н. коэффициент мобильности населения - больше 2, т.е. в среднем каждый человек летает 2 раза в год. Поэтому по западным прикидкам выходило, что в миллионном Омске должно быть все просто замечательно с аэропортом. Однако Россия - это не Запад, а в 1992 пошел еще и резкий обвал перевозок. Да и увиденное инвесторами на площадке не добавляло оптимизма. Многие после знакомства с нашей действительностью вежливо откланивались. Договор на  проектирование  в 1992 году в итоге подписали с фирмой «Парсонс», которая за 20 млн. руб. и 500 тыс. долларов обязалась сделать ТЭО и бизнес-план международного аэропорта. Так «Федоровка» «съела» очередные средства и не подавилась.

бизнес-курс, федоровка, Омск-Федоровка, аэропорт

Previous post Next post
Up