Потому, что без воды и не туды и не сюды. Для меня - так в любом случае. И вот наконец я к той воде вышла. От церкви кармелитов пару шагов всего - и ты словно и не в городе вовсе. На мосту через Pабу я стояла долго. Задумчиво переходила с одной стороны улицы на другую.
Поглядим налево. Встретить абсолютно английский средневековый пеизаж на берегу Рабы оказалось неожиданным, но мало ли чья фантазия здесъ разыгралась. А теперъ поглядим направо.
На холме Капталан возвышаются Епископский замок и Кафедральный Собор. Возведен он в 1561-1575 г.г. на фундаменте романской церкви XIII в. Замок пережил осаду турок в 1594 г., сильно пострадал и был восстановлен в 1743-1783 г.г. В богатейшей сокровищнице Венгрии, которая находится здесь, собраны культовые предметы XV - XVII в.в., 67 тысяч томов книг, в том числе редчайших рукописных.
"Как любое грандиозное сооружение, будь то дворец, замок, собор или базилика, епископский дворец возводился не одно столетие, подвергался разрушению во времена военных набегов, старел, перестраивался, достраивался и претерпевал всяческие изменения. У него не могло быть никакого единого архитектурного замысла и единого художественного стиля. Издалека видно, как одно крыло постройки отличается от другого. Кто-то считает, что это целый набор построек разных эпох. Нижняя часть одной из башен относится к 14 веку, верхняя - к 18 веку. В это же время по распоряжению епископа Ференца Зичи замок был перестроен в стиле барокко. Но все это ничуть не умаляет всех достоинств сооружения и не портит впечатления." <
........>
Прошли сильные дожди и Раба собрала и несет с собой в Дунай всю муть, что попалась на пути.
С воды отлично видны сохранившиеся укрепления замка. Сохранилисъ они как раз на стрелке.
Раскопки показали, что дворец Епископа построен на месте более древних античных сооружений - в фундаменте крепости обнаружили следы римских строений. Самая старая часть находится под крепостной башней - так называемый спасительный коридор и примыкающее к нему помещение с крестовым сводом. В 1481-1486 гг. к восточному углу башни была пристроена готическая двухэтажная часовня, являющася редким образцом подобных крепостных часовен.
Из-за постоянной угрозы со стороны Турции сооружение усиленно укрепляли. Самые большие работы такого рода выполнены по проекту итальянского архитектора Пиэтро Феррабоско. Но все-же туркам в сентябре 1594 г. удалось захватить крепость. Через четыре года, в начале 1598 г. она была возвращена, однако епископство смогло вернуться в неё только к середине 18 века. <
...........>
Сооружения на холме в центре Дьёра сейчас мало напоминают замок. Его древнейшая часть - это идущие вдоль реки стены, ориентировочно построенные в XIII веке и модернизированные в XV веке в преддверии турецкого нашествия. Всё остальное относится к первой половине XVIII века и является результатом перестройки замка под барочную резиденцию. Впрочем, не поленитесь подойти к башне с флагом: в её нижней части внезапно возникают готические мотивы, а наверх можно залезть и полюбоваться панорамой Дьёра с единственной в городе смотровой площадки. Остальной замок закрыт для посещения. В казематах устроен небольшой музей древностей, где показывают бесформенные фрагменты сооружений времён древнего Рима и Средневековья. <
.......> В замок я не пошла. вернее- не дошла, экономя силы. каким-то образом предстояло еще вернуться в отель.
Осотревшись, понимаешь, что мост перекинут через остров. И раз уж я нахожусъ посреди реки, ознакомлюсъ с окрестностями.
Остров Rado расположен в исторической части города Дьёр, Раба обрамляет его двумя протоками. Остров находится прямо в передней части устья Raba, между старым городом и Новым городом. Судя по старинной карте раньше здесъ располагалось не то кладбише, не то-парк. Скорее - первое, парков в средние века в европе было немного.
На острове (в зарослях укропа так сказать) внезапно обнаружился чудесный отель - Arany Szarvas Fogadó*** és Captain Drake's Pub.
Ну да, и терраса, и паб у него тоже имеются.
Исторически окрестности острова популярны для тихих прогулок и отдыха. Лавочек в тенистых розовых кустах, под плакучими ивами и в прочих зарослях - предостаточно. Здесъ расположился самый красивый парк в Дьёре, памятники и скульптуры. Ранее остров назывался промнадный.
Сразу ниже моста бросается в глаза большой памятник павшим воинам скульптора Йано Хорвая, который напоминает о жертвах 1-ой мировой войны. Кошачье существо рядом с мужчиной со шлемом и мечом мало сказать - удивило.
По непонятным для меня причинам бассейн перед памятником был пуст и очень сильно напоминал корытца перед девушками с веслами в санаториях ВЦСПС
Девушка с веслом, кстати, тож нашлась неподалеку. Простите, без весла. Да и не девушка, а венера в раковине. Читала, что ей регулярно подкрашивают губы и глаза, а также сравнивают с манекенами в витринах швейных фабрик. Не любят десь Венеру.
Здесь дорожка упирается в мост, ведущий к аквапарку. И все. Выйти к большому мосту и епископскому дворцу не представляется возможным - по другому берегу нет пешеходной тропинки. Понаблюдав, как не то англичане, не то - американцы идут вдоль заборчика след в след, я уже чуть не упала. Отсюда надо возвращаться на исходную позицию
Воды много. Наводнения случаются и здесь, кто бы сомневался - 06.08.2013
Со стрелки острова видна другая стрелка, место, где встречаются Раба и маленъкий Дунай. Венгры и здесъ установили некий памятник.
Всадница на гиппокампе - зеленая, как патина, двушка на коне с рыбьим хвостом, которая предположительно символизирует город Дьёр. <
.........>
Ей тоже не удалосъ избежать купания в наводнении. А теперъ - разворачиваемся в марше, я еще хочу посмотреть старый город.
Едва дошла до "материка", как начали попадаться свадебные статисты. Я говорила, что встречаться они будут целый день на каждом шагу.
Фотографировали их все. Начиная от родствеников и знакомых и заканчивая пробегающими мимо туристами типа меня. Хотя - нет, пробегающих там не было. Здеъ все ходят степено и размеренно.
О существовании города Дьёр в принципе я узнала, лишь когда пыталась просчитать прогулку. Поэтому вся матчастъ опять получилась пост-фактум. И я несказано рада, что наплевала на усталость и все-таки взобралась на холм Капталан, к базилике.
От островного моста - сразу налево. И купола собора уже виднеются, задавая направление.
Уже по дороге к собору обращает на себя внимание тематика. Агнец божий в руках пастыря прямо указывает на близость сакрального сооружения. Хотя, если разобратья, Георгий - Победоносец стоит здесъ просто посреди улицы.
Остатки городских стен прекрасно вписываются в картину. Вот только перекопано все, до собора дойдешь - все ноги переломаешь.
Кафедральный собор в Дьере - это один из самых выдающихся архитектурных памятников страны. Тут хранится множество старинных и ценных христианских реликвий, среди них икона Святой Богородицы. Находится это архитектурное достояние в самой старой части города, где мощеные улочки пересекаются с труднодоступными переулками. Базилика датируется 11 веком.
Кафедральный собор. Расположен на холме Капталан, в наиболее древней части Дьёра. Первый собор на этом месте был построен в XI веке в романском стиле, однако был разрушен турками. Современное барочное здание построено в начале XVIII века. На площади к югу от собора установлена фигура архангела Михаила с мечом.
Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (др.-евр. מיכאל, ивр. מִיכָאֵל [mixåˈʔel], Михаэ́ль - «Кто как Бог?»; др.-греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) - ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. Святой Архангел Михаил - главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях как христианство, иудаизм и ислам. В православии его называют Архистратигом, что означает глава святого воинства Ангелов и Архангелов
Под фигурой архангела - раскопки римского города.
Базилика - ярчайший пример искусства эпохи барокко. Ее убранство удивляет пышностью, богатством, великолепием, различными реликвиями. В Базилике находится образ мироточащей Пресвятой Богородицы. В середине 17 века эта картина была привезена в Венгрию ирландским епископом, так как ее хотели спасти от преследований протестантов, от солдат Оливера Кромвеля. В день Святого Патрика, патрона ирландцев, она заплакала кровавыми слезами. Столетие спустя в дар от епископа Ференца Зичи эта картина получила в дар позолоченный барочный алтарь. Его замечаешь сразу, едва переступив порог Базилики. <
........>
Собор девы Марии (Bazilika). Архитектура собора разнообразна. С восточной стороны вы увидите настоящую готику, западный фасад решён в стиле классицизма, с боков же намешано вообще всё подряд. Собор построен в XV веке на месте ещё более древнего храма, но кроме пары стен от этого периода сохранилась только примыкающая с юга Эдерварская часовня (Héderváry kápolnát), где вы найдёте настоящие готические своды и очень совершенные витражи. Всё остальное достраивалось и перестраивалось с конца XVII по начало XIX века. Основной объем собора выглядит как среднестатистический венгерский храм с тоннами мрамора и гектарами позолоты. В часовне хранится местная реликвия - позолоченный бюст короля Ладислава I, одного из первых венгерских правителей. Ещё одна реликвия находится в северной части собора - это икона Богородицы, привезённая католическим епископом из Дублина и, по преданию, плакавшая кровавыми слезами после того, как в Ирландии было запрещено католичество. <
.........>
Темный интерьер в стиле Барокко с акцентом из красного мрамора зачаровывает даже тех, кто не особо интересуется религиозными памятниками архитектуры. Церковь отделана фресками Франца Антона Маульберча, известного немецкого художника. <
......>
Мрамор в облицовке Базилики удивляет своей цветовой гаммой. Дополнением к нему стало множество позолоченных деталей: капители, вазы, картуши, медальоны, фигуры святых. Дубовые панели (абсолютно все!) украшены орнаментальными металлическими накладками самой разной формы, что также впечатляет. Балконы-галереи с левой и правой стороны, под которыми расположили места для знати, - подлинные произведения искусства. Художника Ф.А.Маульберча относят к эпохе позднего барокко, которое отличалось своей спецификой. Он писал фрески как для церквей, так и для дворцов. Поэтому, кажется, отдельные уголки храма можно легко принять за светскую, дворцовую архитектуру. Можно и растеряться, где ты находишься: во дворце или в церкви. Так много в Базилики духа светскости. Ниже Вы познакомитесь с портретом этого художника и увидите репродукцию его плафонной фрески "История человечества", которую он написал для Страговского монастыря в Праге. Еще одна из его работ - фреска "Вознесение". Еще одним необычным украшением Базилики являются два "черных алтаря", на которых изображены библейские сюжеты. Чудотворный образ Девы Марии и младенца Христа является настоящим шедевром, который написал австрийский художник Франц Антон Маульберч (1724-1796). Он украшал многие храмы Австрии. Над этими алтарями парИт мраморная кафедры для епископа. Красивейший мрамор голубовато-серо-розоватых оттенков украшен сложным декором.<
.........>
В Соборе находится реликварий, представляющий собой серебряную с позолотой герму Короля Ласло. Это самое старое из сохранившихся доныне изображений венгерских Королей, которое было сделано примерно в 1400-1425 годах (гораздо более поздняя копия находится в Церкви Матьяша в Будапеште); корона добавлена в XVII веке. Насколько я понял, эта герма сделана из черепа Ласло I с использованием его посмертной маски, но посмотреть не удалось - в соборе проходило венчание, а возвратиться не было уже ни желания, ни сил.
Захотелось уже где-нибудъ присесть на пенек. Значит пора двигаться в сторону скопления народа.
пошла я узенъкими улочками-огородами (как обычно) и пропустила еще одну местную достопримечательность, которую наверняка бы не прошла мимо, если бы пошла поверху, по красным стрелочкам. Одной из достопримечательностей Дьёра является скульптура «Ковчег Завета». На огромном постаменте, выполненном в стиле барокко, два ангела на поднятых над головами руках держат сокровищницу, на которой в круге золотых шестиконечных звезд и солнечных лучей покоится Агнец Божий. Он возлежит на Книге за семью печатями и левым копытцем придерживает позолоченную глорию.
Она установлена в 1731 году на площади Гутенберга по приказу Короля Карла III (Императора Карла VI) в знак примирения с католической церковью и горожанами. История гласит, что в 1729 году одного венгерского солдата заподозрили в многоженстве и мошенничестве. Под чужим именем он дезертировал из армии и скрылся в обители иезуитов. Беглый солдат переоделся в священника и спрятался в колонне крестного хода, но преследователям удалось его опознать, и они бросились на колонну. В результате священник, несший глорию, уронил ее на землю. После этого случая Карл III решил искупить грех перед церковью и приказал на месте происшедшего инцидента установить Ковчег Завета. <
.........>
Но я пошла иначе. Значит-не судъба.
Количество народу здесъ значительно увеличилось и запахло жареным. Мне определенно - сюда.
Впереди уже маячила большая площадь, до краев заполненная народом.
На краешке площади с балкона доносились траурные барочные марши. Но я не знаю траурных маршей..
Площадь Сечени - центральная площадь Старого города, окруженная великолепными барочными строениями. Необычный макет площади привлекает внимание туристов, и по нему, как по карте, можно показать планировку архитектурного ансамбля. Украшен макет знаковыми лицами и предметами для страны и города. Сечени добился громадного вклада в технический прогресс Венгрии, в чем можно убедиться, глядя на барельеф шестеренки. Макет демонстрирует надписи, сделанные с помощью азбуки Брайля для незрячих.
Площадь названа по имени графа Иштвана Сечени. Это одно из самых прекрасных барочных мест в Средней Европе. Площадь гордится такими зданиями, как дом господина Аббата, или Апатур , где сегодня расположился районный музей (Музей с всевидящим масонским оком на фронтоне, с флюгером на коньке крыши. Роскошь, да и только! А уж барочный фасад с великолепными наличниками, с завитками лепнины, со статуями в нишах, с вазонами, с орнаментальными капителями, поддерживающими типичный для Дьёра балкон-эркер,- вот сколько всего перечислила - требует пристального разглядывания и искреннего восхищения), дом со стальной колодой, бывший дом совета, где теперь расположен городской архив, иезуитская церковь, гимназия и аббатство со знаменитой музейной аптекой и зданием Lloyd-а. В середине площади- колонна девы Марии, сооруженная по поводу отбитой у турок Буды. <
.............>
Я опять забыла, как по-русски называются такого типа фонтаны, да это и не суть. Он был отключен, на площади шагу негде было ступить.
Площадь Сечени заложена в 17-18 веке. В. На протяжении многих веков эта площадь была центром общественной жизни, и сегодня здесъ постоянно проводятся мероприятия. Во время турецкой оккупации это была подземная тюрьма. В 1688 здесь в последний раз проходило сожжение ведьм. С площадью связано и имя
Géczy Julianna, которую называют белой леди из Lőcse
Граф Иштван Сечени (венг. Gróf Széchenyi István; 21 сентября 1791, Вена - 8 апреля 1860, Дёблинг) - венгерский политик-реформатор и писатель, внёсший значительный вклад в подъём национального чувства в Венгрии перед всплеском радикализма в 1840-е годах. Сеченьи получил широкую известность в 1825 году, когда он пожертвовал весь годовой доход от всех своих имений Венгерской академии наук. В 1827 году он организовал Nemzeti Kaszinó, форум патриотического венгерского дворянства. Этот политический клуб сыграл важную роль в политических реформах - в нём вёлся политический диалог между реформаторами различных течений.
В проектах Сеченьи Венгрия рассматривалась как составная часть Австрийской империи, а не как этническое государство. Национализм он считал опасным из-за многонационального состава тогдашнего Венгерского королевства. Сеченьи считал, что усилия следует сконцентрировать на экономическом, социальном и культурном развитии, а также на развитии транспортной инфраструктуры. В рамках своей программы Сеченьи считал жизненно важным упорядочения русла Дуная, от Пешта до Чёрного моря, поскольку эти земли страдали от частых паводков и были опасны для судоходства. Только при условии строительства плотин Дунай мог стать торговой артерией. Сеченьи успешно лоббировал свои экономические проекты при венском дворе, был назначен представителем правительства по экономическому развитию региона и в течение многих лет курировал строительные работы. В это время он также неоднократно ездил в Стамбул с дипломатическими миссиями.
Ещё одной важной инициативой Сеченьи было превращение Буды и Пешта в политический, экономический и культурный центр Венгрии. Он поддержал сооружение постоянного моста между двумя городами, который в настоящее время носит название «Цепной мост Сеченьи». Помимо того, что мост содействовал развитию транспортного сообщения, фактически это был шаг к будущему объединению двух городов в один, Будапешт. У Сеченьи не сложились отношения с Лайошем Кошутом: он воспринимал последнего как политического агитатора.
Пора было искать, где пристроиться на обед.
Со всех сторон доносилисъ запахи , но все это настолько смахоивала на туристичский ширпотреб, что на обед я таки сбежала в отель. Даже если главный ресторан на площади носит знатное имя - Пальфи.
"Не знаю, есть ли у нас в стране рестораны, носящие имена боевых генералов, а вот в Венгрии они не только имеются, но и принимают туристические группы. Название ресторана "Palffy". Имя генерала - Миклош Палфи.Род Палфи оказался очень живучим и многочисленным. Его полный тезка (других предположений нет) был религиозным философом и умер в 1973г., о чем можно понять из некролога в Журнале Московской (!) Патриархии, ведь занесло человека так далеко от родных мест! Интересующий нас Палфи был участником долгой Пятнадцатилетней войны в череде антиосманских войн. Самым значительным событием было взятие Дьёра отрядом Миклоша Палфи 29 марта 1598г. Так он попал в венгерскую историю и удостоился ресторана в центре города, им освобожденного. Его биография любопытна еще и тем, как правящая династия Габсбургов налаживала отношения с венгерской знатью. Ведь это была Австро-Венгерская империя. Именитых венгров приглашали на государственную и придворную службу, они могли участвовать в светской жизни двора, направлять детей на обучение в Венский университет. Все сыновья Миклоша получили образование именно в Вене. С современной точки зрения девиз Палфи может показаться чересчур пафосным, но для тех времен он абсолютно точен и искренен: "Всегда победитель и всегда патриот"." <
........>