Погружение в барокко

Sep 30, 2016 13:06



Городок Дьёр, о котором я на удивление долго пою песни, заслуживает этих песен. И хотя я понимаю, что барочное венгерское ожерелье содержит массу жемчужин, попала-то я сюда. И по своей акынской привычке пою о том, что вижу. Кроме зрения и обоняния в процессе познавания городка участвовало еще и то неуловимое шестое чувство, реагирующе на ауру, подсознательное, волшебное. В общем городок понравился. А если пристегнуть к нему еще и термальный СПА-отель, то два-три дня можо провести великолепно. В общем, бросила я меня, августовскую, посреди города, на площади Сечени. Отсюда и плясать станем.


Баро́кко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca - «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI - начале XVII веков в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Колонна Девы Марии была выполнена в стиле раннего барокко.


Я уже говорила, что на площади Сечени возвышается столб со статуей Девы Марии, установленный в 1686 г. в честь освобождения Буды от турок. Кроме самой Марии с младенцем на руках, столб украшен статуями святых Стефана (Иштвана), Иоанна Крестителя, Антония Падунского и Леопольда, небесного покровителя Австрии.

 

Леопольд III Святой (нем. Leopold III; 1073-15 ноября 1136 г.) - маркграф Австрии (1095-1136) из династии Бабенбергов, святой-покровитель Австрии и Вены.  До взведения в ранг святых Леопольда покровителем Австрии считался святой Коломан. Богородица смотрит на церковь Святого Игнация


Площадь пела, плясала, ела, пила, сидела, лежала, и развлекалась , как могла.


Доминанта площади - иезуитская церковь Св. Игнатия, построенная в 1634-1641 г.г. по образцу Джезу - главной церкви иезуитов в Риме. Две симметричные башни были возведены позже - в XVIII в. После роспуска ордена в 1802 году церковь перешла к бенедектинцам. < .........>


В центре внимания сразу же оказывается белоснежный, с двумя стройными башнями, монастырь иезуитов. Они поселились в Дьёре в 1627г. Вскоре была построена их первая церковь, спустя сорок лет уже стояли монастырь и школа. Башни церкви относятся к более позднему времени, к 18в. После распада иезуитского ордена здания перешли в собственность ордена бенедиктинцев. Внутреннее убранство, как и многое в Дьёре, выполнено в стиле раннего барокко. Сама площадь вымощена светлыми, похоже мраморными плитами. <.......>


Строение датировано 1641 годом, эта иезуитская, а позднее бенедиктинская церковь возвышается на южной стороне огромной площади Сечени - место городского рынка в Средние века. Здесь обязательно нужно посмотреть на белостенные церкви 17 века и умопомрачительные фрески на их потолке, которые были нарисованы венским художником Полем Трогером в 1744 году. <..........>


Собор на центральной площади Дьёра строили на протяжении примерно 50 лет, всю вторую половину XVII века, и принадлежал он сначала иезуитам, а позднее перешёл к бенедектинцам. Архитектура раннего барокко заимствована у венских храмов того же периода, интерьер соответствующий: кроме мрамора и позолоты здесь очень много роскошной лепнины. На память приходит венский собор св.Петра - иезуиты до озга костей, причем еще и  Opus dei.


Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Но разглядеть церковь не удалось. И здесь пела и плясала свадьба.


Время уже далеко за полденъ, а я еще ни в одном глазу. Пора на поиски приличного едального заведения.


Примерно понимаю, в какую сторону идти и уже было.., но уж очень любопытно, что продают ремесленники на этой ярмарке. непременно загляну.


Ощущение от стендов - это благотворительная ярмарка, иезуиты- бенедиктинцы. Соответственно бедненько, грустненько и не сильно интересно.


Бенедикти́нцы (лат. Benedictini, Орден св. Бенеди́кта, лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB) - старейший католический монашеский орден, основанный в Субиако и Монтекассино святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Термин «бенедиктинцы» иногда употребляют по отношению к другим монашеским орденам, использующим «Устав святого Бенедикта», например, камальдулам или цистерцианцам, что не вполне корректно.


Устав Святого Бенедикта (лат. Regula Benedicti) - книга заповедей, написанных святым Бенедиктом Нурсийским (480-547 гг.) для монахов, живущих общиной под руководством аббата. Начиная примерно с VII века этот устав был также принят и женскими сообществами. На протяжении полутора тысяч лет своего существования книга заповедей стала значительным проводником для западного христианства, жившего в монашеской общине. Суть Устава Святого Бенедикта суммируется в девизе Бенедиктинской Конфедерации: pax («мир») и традиционного ora et labora («молись и трудись»).


Торговля не отвлекает от барочного настроения хотя и не имеет к нему никакого отношения.


«Венчание в стиле барокко» - международные свадьбы в костюмах, заявки молодожёнов принимаются с 8 по 10 августа


Пока дефилировала поняла, что город - маловенгерский, а именно что откровенно наш, австрийский. По ощущениям, духу, архитектуре. Удивительно уютно я себя в нем чувствовала. И каждый второй в состоянии членоразделъно изьяснитъся на немецком, это ли не счастье?


Главная особенность города Дьёр состоит в том, что в нём сохранено или удачно реконструировано самое большое в Венгрии количество исторических зданий в стиле барокко, за что он зовётся годом барокко и в 1974 году стал лауреатом премии Европы за охрану памятников архитектуры. Застройка центра города делает его похожим на шахматную доску, что очень удобно с точки зрения ориентации, но есть и извилистые улочки, много угловых обзорных балкончиков, что напоминает о прошлом Дьёра, как города-крепости. <........>


Архитектура барокко получила свое развитие в Венгрии только с 1686 года, после битвы 12 сентября 1683 г., которая произошла под Веной и вытеснила Османскую империю с венгерской территории. Венгрия попала под управление Габсбургской монархии, поэтому её архитектура продолжала развиваться в единой стилистике с прочими ее землями. Этот стиль очень близок к так называемому динамическому барокко, получившему распространение из Италии. Но здесь она представлена в несколько провинциальном, упрощенном варианте. Одновременно в стране возводятся новые храмы и замки в этом стиле. В городах появляются дома с барочным фасадным декором. В то время в Венгрии работают немецкие, итальянские и австрийские мастера, в том числе Андреас Меергофер и Иоганн Хильдебрандт. Памятниками барочного стиля является дворец, построенный в 1749-69 гг в Буде на развалинах королевского замка по проекту известного австрийского архитектора Иоганна Эрлаха для размещения в нем университета-военного штаба, а позже - королевской резиденции. <........>


Барокко - оно, конечно, сплошные понты и высокий штиль, но обед - по расписанию. И на улицах города развернулись многочисленные умельцы. ТАК раскатывать тесто еще поучитъся нужно.


Преобладающие и модные цвета: Пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Сочетание контрастных цветов, богатые цветовые палитры (от изумрудного до бордо). Популярное сочетание - белый с золотом
Линии стиля барокко: Интересный выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружности, прямоугольника, овала; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Общая симметрия
Форма: Куполообразные, сводчатые и прямоугольные; башни, балконы, эркеры
Характерные элементы барочного интерьера: Движение - стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления
Конструкции барокко: Напряженные, контрастные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые
Окна: Прямоугольные, полуциркульные; с растительным декором по периметру
Двери стиля барокко:Арочные проемы с колоннами; растительный декор <............>


Примерно до 1730 г. в Венгрии ведущие позиции в строительстве и живописных росписях занимают иностранцы: Давиде Антонио Фоссати (1708-1779), Готтлиб Антон Галлиарди (работал в 1720-х гг.) л особенно Антонио Галли Биббиена (1700-1774). Они создают на стенах и плафонах католических церквей виртуозные иллюзорные изображения архитектуры. Красивые и темпераментные фрески Маульберча сохранились также в Фельтороне, в Секешфехерваре, в Сомбатхее. Маульберч становится мастером многофигурных огромных композиций; то он создает образы «венгерских святых» (фреска собора в Дьёре, 1772-1781), то «всех святых» (1792-1793; Эгер, лицей), то погружает в лучезарно мерцающую синеву ряды и группы удаляющихся и уменьшающихся фигур или перекрещивает картину ракурсами огромных архитектурных массивов. Этим поздним композициям часто присущи декламация, театральность, пустая шумливость.
В барочных замках вельмож второй половины 18 в. наметились черты перехода к классицизму. Но барочные элементы долго еще применялись в строительстве частных домов буржуазии, украшая фасады, ворота, наличники окон совсем небольших построек. Они, например, придают своеобразную прелесть площадям и улицам города Шопрон. <........>


Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения. Португальское barroco - жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в XVII веке. В итальянском baroco - ложный силлогизм, азиатская форма логики, приём софистики, основанный на метафоре. Как и жемчужины неправильной формы, силлогизмы барокко, ложность которых скрывалась их метафоричностью.
Использование термина со стороны критиков и историков искусства берет начало со 2-й половины XVIII и относится, в первое время, к фигуративному искусству и, последовательно, также к литературе. Вначале этот термин приобрел негативный смысл. Эрнст Гомбрих писал: «Слово „барокко“, означающее „причудливый“, „нелепый“, „странный“, также возникло позднее как язвительная насмешка, как жупел в борьбе со стилем XVII века. Этот ярлык пустили в ход те, кто считал недопустимыми произвольные комбинации классических форм в архитектуре. Словом „барокко“ они клеймили своевольные отступления от строгих норм классики, что для них было равнозначно безвкусице». И только в конце XIX века произошла переоценка барокко, благодаря европейскому культуральному контексту от импрессионизма к символизму, который выделяет связи с эпохой барокко


Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория - от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне. В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.
Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.
Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи, он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков.


Эпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко - это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике - к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» - геометрической правильности построений на плацу.


Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно. Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он носил высокие каблуки.


Женское платье было, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Первая - светлая, вторая - более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия - узкая, под платьем носили корсет. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы(они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики. В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, по имени племянницы кардинала Мазарини, в которую король был в юности влюблен, и по имени знаменитой писательницы. Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. Это высокая прическа, из множества локонов. В истории костюма прическу также именуют куафюра.

image Click to view


Ноги не выдержали моих скачков и я плавно переместиласъ на подоконник, еще раз мысленно воздав хвалу создателю, надоумившему меня забронировать имено этот отель.


Большинство древних венгерских городов - Эгер, Дьер, Шопрон, Секешфехервар и Веспрем - в XVIII веке подверглись довольно солидной перестройке в модном в те времена стиле барокко.


И посмотреть уже интересно и остальные, но не сегодня. Сегодня планов громадъе зовет в несколько ином направлении.


Воскресенье. Утро. Лето. Я прощаюсъ с еще сонным Дъёром.


300 HUF = 0,9€.  Цены на бензин и дизель у них тоже вполне себе наши.

Венгрия, Путешествия, церковь

Previous post Next post
Up