Мартини - I

Oct 03, 2016 15:05



До сих пор сюда мне выбираться не приходилось, но раз уж левая пятка захотела путешествий, то отчего бы и не. Tем более, что Паннония - регион открытый, вольный и ветреный ( в природно-физическом смыслеслова), что жарким летом далеко ненедостаток. Культпоход сюда организовался почти спонтанно, за денъ до отьезда из дома. Название местечка красным фонарем никаких алармов не предвещало. Hу да, помнила я про 11 ноября, но почему-то картинка в пазл не складываласъ.


В связи с недавней дискуссией у Ренаты покажу кусочек венгерских деревень - ехала я пять через дикие пампасы и этой "красоты" насмотрелась. Канавы по краям дороги с перекинутыми через них мостиками к дому и широкие палисадники, отодвигающие дома метра на три вглубъ почему-то сильно напомнили Белоруссию. причем годов эдак 70-х.


Чем дальше от дома, тем болъше заметно отсутствие гор. Это эще не знаменитая пушта, но просторы ошущаются.


Но постепенно надо уже опрделиться с направлением. Ехать недалеко, от Дьера километров 25. Направление - Паннонхальма.


Паннонхальма, (венг. Pannonhalma, [ˈpɒnːonhɒlmɒ], до 1965 - Дьёрсентмартон (венг. Győrszentmárton) - город в медье Дьёр-Мошон-Шопрон в Венгрии. Население 4098 человек (2001). Главной достопримечательностью города является бенедиктинское аббатство, входящее в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.


Согласно некоторым источникам аббатство Паннонхальма - второе по величине в мире после старейшего монастыря Западной Европы - Монтекассино.


Монастырь был основан в 996 году отцом короля Иштвана Святого князем Гезой. Стефан или И́штван I Свято́й (венг. (Szent) I. István, лат. Sanctus Stephanus[1]) или Великий (ок. 970/975 - 15 августа 1038) - нитранский князь (995-997), венгерский надьфейеделем (с 997) и первый король Венгерского королевства (с 1000/1001) из династии Арпадов. За христианизацию венгров был причислен к лику святых. Почитается католиками и православными. 


О том, что Иштван у венгров - их дедушка ленин, куда ни ткнисъ - места поклонения,  я уже говорила. (Сравнение на мой взгляд вполне корректное, и тот и другой наш, новый мир построили в одной отделъно взятой стране, победив огнем и мечом несогласных). А вот его отец Геза - лошадка более серая.


Геза (венг. Géza) - великий князь (надьфейеделем) мадьяр (венгров) из династии Арпадов. Старший сын Такшоня, престол которого он унаследовал ок. 972 года. При нём из монастыря св. Галла прибыл в его земли первый епископ венгерский, именем Бруно. Несмотря на миссионерский пыл прелата, Геза продолжал приносить жертвы языческим божествам, как, впрочем, и христианскому Богу. В 983 году он на два года занял Мельк в Австрии, в 991 году - воевал с баварским герцогом Генрихом II. После смерти Гезы 1 февраля 997 на престол взошёл его сын Иштван.


(то есть Mельк, вполне себе христианский к тому времени, уже очень даже существовал. И набеги бийных мадьяров на тихую и спокойную европу материализуются из разряда теории в довольно ощутимую практику. Ощутимую, когда стоишь у подножия холма св. Мартина в Паннонхальме).


Отец Гезы, князь Такшонь, оставил своему старшему сыну, помимо титула верховного правителя венгров, довольно незавидное «наследство». Во внутриполитической жизни венгров царила межплеменная и клановая раздробленность, делавшая титул великого князя (nagyfejedelem) скорее номинальным, нежели реальным. В жизни внешнеполитической наступило время кардинальных перемен, когда венгры, разгромленные не только своими западными соседями - немцами, но и южным соседом - Византией (под Аркадиополем в 970 году), вынуждены были окончательно отказаться от грабительских набегов на соседей и сбора с них дани за ненападение, как от дополнительного (и весьма весомого) источника доходов.


Эти проблемы усугублялись, во-первых, тем, что князь Такшонь назначил наследником своего старшего сына вопреки практиковавшейся в то время у венгров лествичной системе наследования, согласно которой власть переходила не от отца к сыну, но к старейшему из живущих членов семьи; а во-вторых, женитьбой германского императора Оттона II на византийской царевне Феофано, соединившей узами династического родства две христианские империи, больше всех пострадавшие в недалеком прошлом от набегов мадьяр.


Князь Геза Венгерский оставил по себе память как о человеке эгоистичном и властолюбивом. Жесткий правитель, беспринципный политик и лицемерный христианин, он стал, тем не менее, одним из наиболее известных и почитаемых дохристианских (если говорить об основной массе мадьяр) правителей Венгрии, поскольку его личные интересы и амбиции совпали с интересами нарождающегося Венгерского государства. С одной стороны, князь Геза жил для себя, ни в чём себе не отказывая, с другой - всегда поступал так, как это было нужно для укрепления великокняжеской власти и достижения всевенгерского единства.


Князь Геза запретил подвластным ему венграм совершать грабительские набеги (kalandozások) на соседей и заключил мир с Германским императором Оттоном I в 973 году в Кведлинбурге. Но сам не преминул воспользоваться внутренней смутой в Священной Римской империи и захватил в 983 году Нижнюю Австрию, откуда был окончательно вытеснен немцами лишь в 991 году.


И наконец, князь Геза принял в 974 году крещение, благополучно обойдя при этом как Византийскую, так и Германскую империю. Крестивший князя монах-бенедиктинец Бруно был рукоположен епископом Венгрии самим Папой римским, и потому Венгерская церковь не подчинялась ни Византийской церкви, ни Германской. Став христианином, Геза не перестал поклоняться языческим богам - либо по старой привычке, либо (что более вероятно) желая избежать конфронтации со своими подданными - в большинстве своём все ещё язычниками. На протесты священников он отвечал, что «…достаточно богат, чтобы приносить жертвы как старым богам, так и новому богу». В этой фразе - весь Геза, принявший новую веру исключительно ради укрепления внешнеполитического авторитета собственной власти. Ещё одну «добрую услугу» христианство оказало ему при назначении наследника. Ссылаясь на пример христианских монархов Европы, Геза назначил своим преемником своего старшего сына Вайка (в крещении - Иштвана), хотя согласно языческому праву наследовать ему должен был князь Коппань.


Ну что, приехали. Стоянка, конечно, внизу, там, где я обогнала велосипедиста в голубой майке, но оттуда подниматься прошлось бы пешком. Либо в непонятно курсирующем шаттл-бусике, дребезжащем и разваливающемся. Нашлась лазейка и коняшка осталась отдыхать непосредственно у центральных ворот монастыря.


Паннонха́льма (венг. Pannonhalmi Bencés Főapátság) - католическое территориальное аббатство в городе Паннонхальма. Принадлежит бенедиктинцам. Старейший монастырь Венгрии, второе по величине католическое аббатство мира после Монтекассино. Аббат монастыря руководит территориальным аббатством, которое представляет собой особую церковную единицу, подчиняющуюся напрямую Святому Престолу, полностью независимую от других церковных структур и созданную для духовного окормления мирян. В немецкоязычных источниках иногда называется Мартинсберг. В 1996 году внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО.

 

Территориальное аббатство Паннонхальма или Территориальное аббатство святого Мартина в Паннонхальме (лат. Territorialis Abbatia S. Martini in Monte Pannoniae) - территориально-административная единица Римско-Католической Церкви на уровне епархии, руководимая аббатом бенедиктинского аббатства и подчиняющаяся непосредственно Святому Престолу. Территориальное аббатство Паннонхальма состоит из 15 приходов. Кафедра территориального аббатства Паннонхальма находится в бенедиктинском аббатстве Паннонхалама, в городе Паннонхальма, Венгрия.


Территориальное аббатство Паннонхальма было создано Святым Престолом в 997 году и было поручено руководству аббата бенедиктинского монастыря в Паннонхальма. В настоящее время территориальное аббатство Паннонхальма обслуживает близлежащие населённые пункты с населением общей численностью 24700 человек. В территориальном аббатстве работает 16 священников из монашеского ордена бенедиктинцев.


Монастырь был основан в 996 году. Аббатство Паннонхальма построено на вершине холма св. Мартона (Мартина) высотой 282 метра. Название холма связано с преданием, что именно здесь родился святой Мартин Турский. Естественно, родился он не в аббатстве, дело было куда рaньше, еще при римлянах. Но так получилосъ, что он снова и снова перебегает мне дорогу, что в этом году абсолютно неудивительно.


Мартин Турский (лат. Martinus Turonensis, Мартин Милостивый; 316, Савария, Паннония, Римская империя - 8 ноября 397, Кандия, Лугдунская Галлия, Западная Римская империя) - епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых.


Кстати вот одна из дорожек, ведущих вниз, к автостоянке.


Или вот, выходит прямо к сувенирному магазинчику. Но мы-то знаем, что сувенирные магазины всегда на выходе. Значит путь еще не пройден.


Святитель Мартин родился в начале IV века в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нёс службу офицера. Ещё будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего с Христом.


Он отказался выполнять обязанность сражаться в военное время с врагами, так как христианин мечом сражается только с преступниками, а к противнику выходит с крестом и предпочтёт сам быть убитым, нежели убить. Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии (монастырь существует поныне). Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всём следуя преподобному Антонию.

 

Пока следов святого Мартина не ощущается. Потому, что он гораздо ниже, там, где люди поднимаются пешком.


Архитектурный ансамбль аббатства формировался постепенно. На протяжении истории Паннонхальма неоднократно разорялась, при восстановлении зданий в них привносились черты более поздних архитектурных стилей. В строениях комплекса присутствуют романские, готические, барочные и неоклассицистические черты.


Аббатство было основано в 996 году отцом короля Иштвана Святого князем Гезой и вскоре после основания стало главным центром монашеской жизни в Венгрии. Предание о рождении на этом месте святого Мартина Турского придавало авторитет монастырю, как основанному на святом месте. Иштван Святой даровал аббатству целый ряд привилегий, первым аббатом Паннонхальмы стал Астрик.


В 1541 году угроза войны с османами была настолько очевидна, что монастырь, получившего к тому времени статус архиаббатства, был превращен в крепость. Однако мощные стены монастыря не помешали туркам несколько раз разорить аббатство и разрушить часть зданий.


Пятиэтажное здание, облицованное розоватым камнем -это бенедиктинский колледж, в котором обучается триста мальчиков, и общежитие. Не очень большой процент выпускников становится священнослужителями, но конкурс в это учебное заведение громадный, так как само обучение ведется на высоком уровне. Поступить сюда стремятся очень многие. Закончить этот бенедиктинский колледж считается престижным. Да и в расположенном в 20км. от аббатства городе Дьере есть бенедиктинская гимназия, в которой преподавал физику создатель динамо-машины, сифона и содовой. <...........>


После ликвидации османского ига в начале XVIII века в аббатстве были проведены большие строительные и восстановительные работы. Преобладающим архитектурным стилем этих построек стал барокко, однако два наиболее новых сооружения монастыря, придавших ему современный облик, а именно колокольня и новое здание библиотеки, были построены в стиле классицизм.


Герб аббатства Паннонхальмы плавными линиями разделен на четыре поля. На левом желтеет кисть винограда. Виноградарство и виноделие - традиционное занятие монахов Паннонхальмы. И не смотря на то, что в коммунистический период виноделие не велось, так как виноградники монастыря были национализированы, вековые традиции не были утеряны. После наступления капитализма и возвращения виноградников монастырю производство было возобновлено. Площадь виноградников составляет 37 гектаров, а винодельческий завод занимает площадь 2000 м2. Более того, осенью для туристов устраиваются зрелищные дегустации. Традиционные для Паннонхалмы сорта вин - райн рислинг, совиньон блан, гевюрцтраминер, вельшрислинг, эзерьо и сарфехер. В двадцатом столетии монахи начали изготавливать и более интернациональные сорта: шардоне, пино блан, пино нуар, мерло и каберне франк. <.........>


Наверх от входа можно/нужно подняться на лифте.
Сверху, от аббатства открывается не менее живописный вид на городок Паннохалму. Монахи во всем мире понимали толк в том, где, в каком месте устраивать монастырь. Большинство монастырей было заложено с глубоким вниманием и любовью к тому виду, который открывался из окон келий или трапезных.


Они находятся в добровольном заточении, они анахореты и ушли от мирской суеты. Но это ведет к тому, что вокруг все должно быть, с одной стороны, прекрасно, а с другой - показывать, что монахи отрешились от мирской суеты и она кажется им мелкой и незначительной. Все земное и суетное осталось внизу.


Добровольный отказ от мирской, светской жизни - сложный шаг для любого человека, ведь он отрезает себя от близких и дорогих людей. На это очень сложно решиться. Отшельничество по своей природе, пожалуй, наиболее трудный в духовном отношении вид ухода от мира. Поддержку в подобном образе жизни можно ожидать только от тех, кто разделяет ваши убеждения. Монашеское братство дает такую опору. Иметь перед глазами личный пример - важно, но не менее важно, чтобы все следовали схожим правилам и принципам жизни. Понимая эту проблему, а также столкнувшись в собственной жизни с нежеланием монахов следовать его собственным установкам, которые показались им чересчур строгими, Бенедикт разработал "Устав...." Это было новшеством, определившим всю дальнейшую жизнь в монастырях. Причем не только бенедиктинских. Это стало опорным документом при устройстве монастырской жизни, хотя, наверное, есть нюансы в уставах различных монашеских объединений.


Монахи проживают монашескими общинами в своих домах, то есть монастырях. Вступая в монашеский орден, они дают обет и обязуются соблюдать устав. Человек уходит в монашество не только для того, чтобы победить плотские соблазны, но и смирить свою гордыню и себялюбие во имя любви к Богу. Это во многом акт самоотречения. В "Уставе...", разработанном Бенедиктом, отмечают удивительные качества. Кажется, ему удалось соединить несоединимое: Устав дисциплинировал сильные стороны личности, но и уважал ее слабости. И поныне многочисленные монастыри живут по этому милосердному и упорядоченному уставу. Благодаря соединению строгости и лояльности в "Уставе", Святой Бенедикт "будучи мертвым вещает". К его словам в качестве руководства к действию прислушиваются и поныне. А выражение "бенедиктинский труд" означает труд осмысленный, тщательный и успешный.<..........>


Сегодня здесь проживает несколько десятков монахов. Главное здание монастыря - это базилика Святого Мартина с подземной часовней,включающая в себя колокольню XIX века и состоящая из нескольких частей, созданных в разные века. Внутренний декор был создан в XIX веке, так как оригинальный был уничтожен турками. Среди других интересных сооружений - трапезная XVIII века, часовня Богородицы и библиотека, а также небольшой винодельческий завод, принадлежащий монастырю. <.........>



Аббатство Паннонхальма - действующий монастырь бенедиктинского ордена. Для посещения туристами и паломниками открыта часть территории. По данным на 2004 год в нём проживало 47 монахов, из них 14 священников. При монастыре открыт бенедиктинский колледж для мальчиков. Монахи Паннонхальмы ведут пастырскую работу в 15 расположенных рядом с монастырём церковных приходах. С 1991 года монастырь возглавляет аббат Имре Астрик Варсеги (Várszegi Imre Asztrik)


На родине Паннонхалму называют "самым древним венгерским домом", имея в виду его собор, или Базилику. В переводе с греческого это слово означает "царский дом", как и распространенное имя у русских - Василий, то есть "царский". С архитектурной точки зрения, базилика - это тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа (1,3,5) различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов с самостоятельными покрытиями. Центральный неф обычно более широкий и больший по высоте, а освещается с помощью окон второго яруса.


Центральное нижнее поле герба отдано изображению самого аббатства с возвышающейся Базиликой Святого Мартина, построенной в XIII веке. Базилика не сохранилась полностью до наших дней. Самая её старая часть - крипта XII века, самая новая - колокольня, пристроенная к базилике в 1832 году.


На фронтоне Базилики сразу расположено мозаичное полотно, которое представляет многофигурную композицию. В 1896г. праздновалось тысячелетие Венгрии, вероятно, мозаичное панно готовилось к этим торжествам. Оно было изготовлено по эскизам и технологии, разработанной известным художником-витражистом ROTH MIKSA (1865-1944). В центре панно на троне сидит Дева Мария (небесная покровительница Венгрии), слева и справа представлены христианские исторические персонажи из разных эпох, но объединены они одним - причастностью к распространению христианства в стране.


Вход в Базилику изначально был облицован красным мрамором, но во время войны мрамор был уничтожен. Сохранились лишь незначительные фрагменты, выставленные в экспозиции. Стекло для мозаики подвергалось сложной обработке: его окрашивали и золотили. Там даже сохранилась дата: 1909г. Тогда же был снят фильм об этом художнике. Сохранился его музей-квартира с витражами в стиле модерн. Его витражи украшают многие здания и храмы в Будапеште. <.........>


Дверей в аббатстве много, и все они хороши, каждая в своем роде. Боковой вход - это бронзовые двери, покрытые благородной патиной, на которой изображены олени, цветы, павлин. Врата Базилики - произведение искусства, названное «Porta speciosa», что в переводе с латинского означает украшенный, особый, торжественный. В полукруглый порт над вратами вписана картина, посвященная одному из главных эпизодов в жизни Святого Мартина, делящемуся своим плащом с нищим. Двери украшены каменной резьбой из красного мрамора в стиле ренессанса. <...........> Но центральные врата закрыты и я скромно довольствуюсъ малым.


Базилика Святого Мартина - наиболее значительное сооружение монастыря. Самая её старая часть - раннеготическая крипта XII века, самая новая - колокольня в стиле классицизм, пристроена к базилике в 1832 году. Первое значительное расширение церкви произошло при короле Матьяше Корвине, когда были достроены восточный рукав трансепта и часовня Святого Бенедикта. В период турецкой оккупации интерьер церкви был полностью уничтожен.


В 1720-х годах проводилось его восстановление, кроме того ряд работ в базилике был выполнен в 1860-х годах, когда были созданы главный алтарь, амвон, потолочные фрески и витражи верхнего ряда. Южный портал церкви, ведущий из клуатра, носит название Порта-Специоза (лат. Украшенный вход) и выполнен из красного мрамора и песчаника. Клуатр монастыря приобрёл свой современный вид в конце XV века.

 

В связи с многочисленными историческими пертурбациями базилика не сохранилась полностью до наших дней, однако о ее первоначальном облике позволяют судить некоторые сегменты, найденные в результате археологических раскопок, например одна из стен северного придела или замурованные ворота в ризнице.


Любуясь внутренним убранством базилики, начинаешь ощущать всю значимость Паннонхалмы. Звездообразные своды с яркими фресками, кружевная каменная резьба повсюду, великолепные резные украшения «porta speciosa» из красного мрамора в стиле ренессанса, горящий золотом алтарь - высокий духовный статус этого места органично сочетается с роскошью его внутреннего убранства.  <.........>


Честно говоря, базилика не впечатлила. Маленькая, тесная, темная и достаточно пустая в плане не только бранства, но и архитектурных излишеств.

  

Зажраласъ, - подумала я про себя и пошла искать ну хоть что-нибудъ , способное меня здесъ вдохновить.


В 1996 году, в год юбилея, аббатство посетил папа Иоанн Павел II, и тогда же оно получило статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также Паннонхальму посещали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1994), Патриарх Константинопольский Варфломей и Далай-лама (2000).

 

Звездообразные своды с яркими фресками, горящий золотом алтарь лишний раз подчеркивает высокий духовный статус этого места. Окна украшены классическими витражами. Стройные красные мраморные колонны по пять пар с каждой стороны завершаются капителями из белого мрамора. В базилике часто проводятся концерты органной музыки.

 

Архитектурный ансамбль аббатства формировался постепенно. На протяжении многовековой истории монастырь периодически разорялся, при восстановлении и реконструкции зданий в них вносились новые черты более поздних архитектурных стилей. Поэтому архитектурный облик аббатства весьма эклектичен и соединяет в себе черты романского, готического, ренессансного, барочного и даже турецкого стилей.


Коридоры аббатства, в отличие от соборных помещений, светлые, в них много окон сложной конфигурации, которые смотрят в уютный внутренний дворик. В окна вписаны розетки в форме листка клевера и украшены витражами. <.........>


Самостоятельное скитание по аббатству - дело неблагодарное. Даже с обязательным, входящим в стоимость аудиогаидом. Ни тебе стрелочек куда идти, но пояснений - поглядите налево. Куда пришел, туда пришел, где прошел мимо, там проехали. Подозреваю, что прошла мимо половины интересностей, но главное для себя нашла.

image Click to view


Об этом я буду петь песни завтра,

image You can watch this video on www.livejournal.com


А пока присяду на скамеечку, отдохну.

Венгрия, Путешествия, церковь, Бенедиктинцы, Ст. Мартин

Previous post Next post
Up