В другом, зеркальном мире

Mar 21, 2016 14:50



В резиденцию, я уже говорила, надо ходить с чувством, толком и расстановкой, а не как я - галопом. Но имеем мы то, что иммем и я благодарна уже за то, что вообще в нее выбралась. Пожалуй в моем личном списке великолепный замок ближе всех подошел к мерилу всего - Эрмитажу. И покоев-то открытых - кот наплакал, а впечатление производит - поистине императорское.


В 1803 г. светской власти епископов пришел конец, архиепископстве в прочей «репарационной массе» отошло к баварскому курфюрсту. Дворец перестал быть средоточием власти, став всего лишь побочной резиденцией. Хотя Фердинанд Тосканский из рода Габсбургов и поселился в нем несколько лет спустя в качестве великого герцога Вюрцбургского, после Венского конгресса здесь окончательно воцарилась провинциальная созерцательность. Виттельсбахи редко появлялись во дворце: сказалась его ориентация на государственную репрезентативность, а не на жилище.


Король Людвиг I бывал здесь, а в зрелом возрасте он поселил в некогда целомудренном епископском дворце Лолу Монтес - эротический «источник вечной молодости». Здесь появился на свет принц-регент Луитпольд. Редкое использование дворца способствовало тому, что Резиденция до 16 марта 1945 года мало изменилась по сравнению с эпохой последнего князя-епископа.<........>


Немало удивительного можно увидеть в частных покоях императора и императрицы, обустроенных к северу и югу от Императорского зала. Есть здесь и Венецианская комната, и Красный салон, и Зеленый кабинет - его мерцающие темно-зеленые стены в тон окраске покрыты позолотой, - и, конечно, сверкающий, искрящийся Зеркальный кабинет - один из лучших образцов архитектуры рококо. Сюда мы и направляемся.


Прихожая с огромными гобеленами и следующая за ней зала для аудиенций замечательны не только гобеленами. Которые, к слову, просто шикарны. Люстры венецианского стекла в обоих залах обязательно привлекут внимание. По шикарности оформления эти люстры вполне могли бы украшать и более знАчимые покои, но, по словам экскурсовода, люстры закупались как и когда придется и развешивались (тогда само собой,не сейчас) тоже по мере поступления. Даже при наличии миллионов на постройку люстру венецианского стекла на карманные денъги не купить.


Венецианская комната также предназначаласъ для аудиенций и украшена декоративным пано и огромными гобеленами, на одном из которых изображен венецианский карнавал.


В 1806-1813 годы в Вюрцбургской резиденции трижды останавливался Наполеон I, последние два раза со своей второй женой Марией-Луизой Австрийской, дядя которой, бывший великий герцог Тосканский Фердинанд III, в это время был великим герцогом Вюрцбургским. В этот период некоторые помещения дворца (“тосканские комнаты”) были оформлены в неоклассическом стиле, на который повлиял и наполеоновский ампир.


Следуя французской моде, Бальтазар Нойман объединил комнаты в цепочку длинной анфилады протяженностью более 160 метров. Анфиллада помещений устроена таким образом, что каждое следующее помещение ярче, роскошнее предыдущего. Апогеем (и я бы даже сказало - апофегеем) этой непрерывно возрастающей является вне всякого сомнения зеркальный кабинет.


Зеркальный кабинет обставлялся с 1740 по 1745. Он облицован зеркальным стеклом с головы до ног. В то время было принято во многих зеркальных залах барокко и рококо позиционировать фарфоровые фигуры перед вмонтированными в стену зеркалами, в Вюрцбурге преимущественно использоали искусство задней росписи по стеклу. Таким образом изображения людей и сцен непосредственно изображались на зеркальной поверхности.


Роспись была выполнена учениками швейцарского художника Иоганна Рудольфа Бисса и облагорожена позолоченой лепкой Антонио Босси. экскурсовод даже называл цифры - сколько килограммов золота пошло на украшение, но цифра не запомниласъ.
Бисс, кстати, как оказалосъ, расписывал австрийский монастырь Гётваиг в Вахау, до которого мы зимой не доехали по причине его закрытости. Вот и повод дополнителъный.


Во время Второй мировой войны пожалуй самая ценная комната при пожаре в резиденции была полностью разрушена 16 марта 1945. В 1979 году началасъ продлившаяся 8 лет длительная реконструкция зеркального кабинета, которая базировалась на старых снимках, фрагментах и спасенных предметах обстановки - В распоряжении реставраторов было множество фотографий, цветных слайдов, а также акварелей, сделанных в 1876 году придворным художником короля Людвига II. Большинство бесценных картин, гобеленов и прочего декора дворца было вывезено и сохранилосъ. Когда попыталисъ снятъ со стен зеркала, поняли, что это бсполезно - при этом изображения разрушалисъ безвозвартно. Кроме того несколько зеркальных плат таким образом раскололось. И именно по этим осколкам реставраторы искали и нашлиту технику, которая изначалъно применялась для росписи.


Игра света, отражений, позолоты, живописных орнаментов создают впечатление изысканного ювелирного изделия. На мой взглядд золота даже слишком много, лаза болят от такого великолепия. Чем-то кабинет напомнил янтарную комнату. Южные комнаты, включающие зеркальный кабинет появились в 1729-1746 годах. Вообще лепнина из стукко - национальная черта германского региона. Несмотря на то, что итальянцы активно приглашались для выполнения лепных работ, очень быстро искусство создания стукковых орнаментов стало визитной карточкой именно немецкой архитектуры, позволявшей во всем блеске проявиться таланту немецких штукатуров и лепщиков. Этот прекрасный зал наглядный тому пример.Так же именно в Германии достигла наивысшего расцвета так любимая в рококо игра с зеркалами и светом. Зеркальные кабинеты, подобные вюрцбургскому, создают фантастические эффекты множащихся отражений уходящих в бесконечность пространств. < .....>


"В зеркальном кабинете вас, возможно, ждет сюрприз. Ведь зеркала в изящных золоченых рамах расположены таким образом, чтобы, благодаря многократному переотражению, создавать самые неожиданные эффекты. Мастера-декораторы еще четыре сотни лет назад научились использовать волшебное свойство отражающего стекла: увеличивать пространство, умножать число предметов, заманивать в таинственный мир зазеркалья. Однажды вюрцбургские зеркала обманули саму Марию Терезию, великую австрийскую императрицу. В 1745 году, направляясь во Франкфурт на выборы германского императора, решила она по пути на денек заглянуть в Вюрцбург. Хотела взглянуть на строящийся здесь дворец, слух о необычайной красоте которого уже распространился по Европе. Князь-епископ Фридрих Карл фон Шенборн устроил высокой гостье торжественный прием, оказал все возможные почести.


Но увы, Мария Терезия, не могла скрыть разочарования: хваленый дворец оказался далеко еще не достроенным. Само здание, правда, было почти готово, но к отделке интерьеров только приступали. Во многих помещениях стены даже не были оштукатурены, а уж о фресках и лепнине не было и речи: Дж. Б. Тьеполо появится в Вюрцбурге только через пять лет. Словом, не дворец, а типичная «незавершенка». Впрочем, шикарный обед улучшил настроение императрицы, а знаменитые вюрцбургские вина слегка затуманили ее взор. Наступили сумерки, зажгли свечи в люстрах и канделябрах. Князь-епископ направился проводить Марию Терезию в ее опочивальню. Путь лежал через зеркальный кабинет. Императрица вошла в небольшую комнату и ахнула. В зеркалах в мигающем свете тысяч свечей отражались анфилады роскошно украшенных залов. Сверкало золото великолепных рам, блестел лак восточных миниатюр, манил шелк мебельной обивки. Анфилады тянулись на все четыре стороны и, казалось, им не было конца. Мария Терезия, хозяйка знаменитых Хофбурга и Шенбрунна, всплеснула руками и воскликнула: «Wahrlich das ist das Schloß über allen Schlössern!» («Это, воистину, всем дворцам дворец!»)" <.........>


Вюрцбургская резиденция полностью следует идеалам барочного замка: последовательность помещений обусловлена центральной перспективой; садовый павильон (я почему-то в него не попала) и гостиная или танцевальный зал и вестибюль с парадной лестницей, за которой следует Белый зал, императорский зал и императорские покои выражают притязание на власть во всем ее великолепии, которого абсолютный властитель требовал для себя. Монарх стоит физически в центре подвластной области.

  

Императорские комнаты разделены на 2 крыла для властителя и его супруги, причем апартаменты в южном крыле представляют собственно императорские апартаменты . В которых проживал князь  во время отсутствия императора, как его наместник. Их устройство соответствует тогдашним требованиям к императорским покоям. Обыкновенная последовательность Antechambré, комнаты аудиенции и спальни дополняются в южном крыле дополнительно зеркальным кабинетом.

 

В северном крыле имеются дополнительно 2 маленьких помещения между комнатой для аудиенций и спальней для императрицы. Сверх того имеются еще 2 следующие комнаты для гостей, а также „Зеленая лакированная комната“. Здесъ можно было гулять без экскурсовода и гуляла я там абсолютно одна. Шаги гулко раздавались в полупустых помещениях и я каждый раз вздрагивала, пряча аифон. Хотя здесь в конце концов обнаглела и снимала, не прячась.


Благодаря великодушным габаритам здания за парадными комнатами расположены проходы прислуги и комнаты камергеров, дамские комнаты, которые проходят через все здание и из которых великолепные залы отапливались без того, чтобы обязательно входить в них. Таким образом в примыкающих помещениях опоражнивалисъ и туалетные стулья (комоды).


Эти помещения так выстоены в ряд по фасаду со стороны сада, что через них можно проходить без перемены направления. Таким образом властитель может избежать встрeчи с народом. Окна смотрят в сад.


В паркет, по которому, представьте себе, можно ходить без бахил, я влюбилась.


Гостевые покои выдержаны в спокойной бело-зеленой гамме - глаз отдыхает, если уж совсем честно.

 

Для интересующихся на саите резидензии есть возможность виртуалъной экскурсии.

image Click to view


Из 340 помещений Резиденции для осмотра сейчас открыты 42, часть дворца занимает университетский музей и городской архив. Несколько залов сдаются в аренду под свадебные и прочие торжества.

image Click to view


Германия, Вюрцбург, Путешествия, искусство

Previous post Next post
Up