Церковь святых и мучеников

Mar 22, 2016 12:40



Выкатилась я из резиденции еще засветло, оставалось время для продолжения банкета. Впереди маячили шпили соборов так близко, что никакая карта не нужна, иди себе вперед и дойдешъ непременно.


Глядя со ступеней резиденции на шпили церквей, я почему-то почувствовала себя чутъ ли не в сказке. Город мастеров, не иначе. Откуда такие ассоциации, из каких глубин подсознания?

 

По дороге, выложенной обычным для европы булыжником, идти пришлосъ всего-то метров двести. Разглядывая порталы и памятники и прикидывая в уме - новодел или (неужели?) сохранилось?


Резные башенки и балкончики могут ввести в сомнения любого. Но даже если здания восстановлены , восстановлены они с любовъю.


Восстановлены не толъко архитектурные излишества, восстановлен дух, основа, сущность, та самая немецкость и тевтонскость, тяжеловесность и основателъность. Сочетание белого с красным на фасадах домов - это тоже нечто исконно-немецкое.


"В ранний период (2-я половина XVII в.) архитектурное развитие католического Юга Германии расцветало. Здесь теперь проводилась в широком масштабе духовная колонизация страны новым католицизмом; в церковной архитектуре насаждался так называемый «иезуитский стиль». В Южной Германии работают и задают тон итальянцы Карло Карлоне, Солари, Агостино Барелли, Энрико Цукалли и др. Все крупные сооружения - церковь Театинцев в Мюнхене (1663, Барелли и Цукалли), собор в Пассау (1668, С. Лугано), монастырь в Вюрцбурге (1670, Антонио Петрини) и ряд других построены ими. В привнесенной извне архитектуре все же можно обнаружить черты народных художественных традиций. В программу иезуитизма прямо входило всячески использовать богатства местной художественной культуры в целях укрепления власти церкви. Поэтому не удивительно, что в произведениях зодчих-итальянцев (церковь Театинцев в Мюнхене) используется северный тип двухбашенного церковного здания.


Традиционный двухбашенный фасад остается характерной чертой немецких церквей и позже - в период расцвета национальных форм немецкого барокко в 1-й половине XVIII в. Это и период наибольшего строительного размаха вошедшего в силу церковного феодализма Юга Германии, создающего теперь многочисленные монументальные комплексы огромных монастырей: Обермархталь (с 1682 г.) и крупнейший из всех Вейнгартен (с 1715 г.) - в Швабии; Вессобрунн, Рот на р. Рот (с 1682 г.), Фюрстенфельде, Оттобейрен (с 1711 г.) - в Баварии; Виблинген (с 1714 г.), Шёнталь - в Вюртемберге; Банц (с 1698 г.), Эбрах - во Франконии и многие другие.
В последней трети XVII в. преобладающее воздействие французской архитектуры становится почти повсеместным, проникая и в южную, католическую зону Германии. Но пути этого воздействия были сложными, в чем немалую роль сыграла архитектура Австрии. В те годы Австрия, самое значительное из немецких государств, и венский двор были центром передовых, национальных устремлений немецкой культуры (Лейбниц). Императорская Вена - новый «немецкий Рим» - становится средоточием культурного мира всей Центральной Европы. В области развития архитектурных идей барокко эстафета лидерства, перенесенная в 60-е годы (после смерти Бернини) из Рима в Турин (Гварини), теперь, после смерти Гварини (1683), переходит к столице Австрии Вене. Прежнему понятию «римский вкус» теперь соответствовало новое - «венский», точнее вкус «императорской» Вены, стремящейся к великодержавному абсолютизму французского монарха. Римско-классические образцы академического французского классицизма становятся в архитектуре выражением идеи государственности (Фишер фон Эрлах). Барочно-римское и французское в этой австрийской архитектуре образовали сложный сплав, ставший для немецких мастеров наглядным образцом современной, не только итальянской, но и французской творческой манеры."



В задумчивости я подошла к интереснейшей площади, на которую выходят сразу две значительные церкви города. Начну-ка я с той, что справа.


Коллегиальная церковь Ноймюнстер - романская базилика 11 века, но следов тех времён в её облике уже не осталось (купол и фасад построены в 18 веке, а интерьер, как и всех прочих церквей, совсем новодельный). Её построили над местом захоронения Св. Килиана и его соратников, чьи мощи по сегодняшний день хранятся в гробнице базилики.


К северной стороне Ноймюнстера примыкает так называемый Романтический сад Lusamgärtlein (попасть сюда можно с улицы Martinstraße). В средние века здесь был клуатр базилики, оригинальную часть аркадной галереи которого после 2-й мировой войны установили на её изначальное место.


Основание церкви связано с именем св. Килиана - апостола Франконии. Считается, что именно на месте этой церкви св. Килиан и два его спутника приняли мученическую смерть. Поэтому в 8 веке вюрцбургский епископ Мегингард повелел возвести здесь памятник в память о святых мучениках.


Тут я просто обязана пересказать байку, кочующую из рассказа в рассказ и повторяемую всеми, кто побывал в Вюрцбурге.
"Три ирландских паломника, Килиан, Колонат и Тотнан, забрели в тогдашний Вюрцбург и обратили в свою веру герцога. Всё было бы хорошо, но герцог решил взять в жёны племянницу, что противоречило законам принятой им веры. Об этом герцогу многократно говорили три паломника, но он не хотел их слушать и женился.

  

Супруга не забыла, что Килиан, Колонат и Тотнан были против её свадьбы с герцогом и приказала их убить в 689 году (стерьва такая ). Герцогу же она сказала, что паломники просто отправились дальше путешествовать.


На месте, где тела паломников были зарыты, построили конюшню. Но лошади были очень неспокойны, рыли постоянно копытами. Тогда решили спросить совет у одного из служителей церкви. Этот божий человек был слепым, но как только он посмотрел на могилу паломников, то мгновенно прозрел. Паломники были сразу возведены в ранг святых и их останки поместили в соборе."


В 1057 г. началось строительство трехнефной романской базилики с двумя алтарями, причем под западным алтарем устроили крипту, в которой вплоть до второй половины 20 века хранились мощи святого Килиана (сейчас в Кафедральном соборе святого Килиана).


Купол, выполненный в стиле барокко, и фасад, построенный из красного песчаника, появились позже, в 18 веке. Примечательна церковь еще и тем, что внутренняя роспись сделана в итальянском стиле

 

Фасад оченъ напомнил церковь Благовещения в Любляне.

 

С середины 16 века романскую базилику постепенно модернизируют. Сначала с северной стороны к ней пристроили башню в позднеготическом духе, а в начале 17 века все нефы перекрыли сводами.


Сто лет спустя вся западная часть церкви, включая крипту святого Килиана, была перестроена в стиле барокко архитектором Иоганном Динтценхофером. Весь западный хор превратился в просторный зал, перекрытый огромным куполом, а его главным предназначением стало служить усыпальницей святого Килиана. На улицу церковь выходит барочным фасадом.


Без моих тараканов не обошлось, но они же в конце концов никому не мешают.


На месте сегодняшнего Ноймюнстера епископ Мегингауд фон Вюрцбург (занимал должность с 754 по февраль 769), вероятно, соорудил уже мемориал, который хранил воспоминания о месте смерти мучеников Килиана, Колонат и Тотнана. В этой церкви похоронен сначала епископ Буркард (епископ с 741 по февраль 754) ,а позже и сам Мегингауд. Надпись на его надгробном камне - это старейшая монументальная надпись франконии по римскому летоисчислению.


В 1057 епископ Адальберо фон Вюрцбург основал монастырь Ноймюнстер, посвященный евангелисту Иоханнесу. В 1653 Иоганн фон Геппенхайм называемый фон Заал(1609-1672), Майнцский декан собора, позже также канцлер университета Гейдельберга, служил старшим пастором монастыря. В конце 17-ого века полностью перестроенная церковь перешла в 1803 в ходе секуляризации в государственное владение и служила временно как склад боеприпасов.

 

Вот они, те самые Килиан сотоварищи. Реальные деревянные скульптуры 15 века изготовления!


С 1908 это католическая приходская церковь, посвященная Св. Иоанну евангелисту и Св. иоанну крестителю. При бомбардировке Вюрцбура 16 марта 1945 церковь была тяжело повреждена. Были уничтожены алтари в западной части церкви и франкские бюсты апостолов Тильмана Рименшнайдерса.


После восстановления церковь Ноймюнстера с 1950 до восстановления кафедрального собора в 1967 взяла на себя функцию епископской епархиальной церкви Вюрцбурга.
Скамьи в таком виде не видела еще ни разу - белое с золотом. Обычно это темное дерево.


Германия, Вюрцбург, Путешествия, церковь

Previous post Next post
Up