Bildnis Balthasar Neumanns im Deckenfresko über dem Treppenhaus der Residenz Würzburg, gemalt von Giovanni
Battista Tiepolo, 1753. Bild: © Bayer. Schlösserverwaltung <
.......>
Итак, я добраласъ до заветной двери. Сначала показалосъ, что все пропало, клиент уехал, гипс сняли, музей закрыт - народу вокруг не было ни души. Потом явсе-таки толкнула дверцу - и , о чудо, она открыласъ. Правда, у самого входа висел огромный плакат, запрещающий фотографировать. Оглядевшисъ вокруг, я сначала наплевала на него и сделала пару снимков вестибюля фотоаппаратом. Это пока до
кассы не дошла. Да, кстати билет - 7,50€, в него входит и стоимость экскурсии. Вещи - то есть все вещи - пришлось оставить в ячейке неподалеку от кассы. Правда теперь я думаю, что наверное можно было и не оставлять, но рюкзачок был тяжелый и бесполезный фотоаппарат мешал.
В абсолютно пустом зале даже мои ботиночки на мягком ходу создавали гулкое эхо. Что добавило значения и так внушительному залу. Захотелосъ мышкой проскользнутьпо стеночке, по стеночке. Итак - входим в святая святых.
Декоративное оформление интерьеров выполнялось в три этапа и началось ещё при Фридрихе Карле. При его преемнике Карле Филиппе фон Грейфенклау были выполнены известные живописные работы. Со смертью заказчика Грейфенклау закончилась эпоха «вюрцбургского рококо». Более поздние интерьеры, появившиеся при Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме, выполнялись в более скромном стиле Людовика XVI.
Как мы помним, аритектурные планы дворца были делом коллективным и лишь Нойманн свел их воедино. Уже на первом этапе произошла встреча Неймана, которая стала началом продолжительного противостояния, с самым влиятельным архитектором Вены Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом (Johann Lucas von Hildebrandt). Среди самых известных работ Хильдебрандта - венские дворцы Верхний и Нижний Бельведер. Хильдебрандта и Неймана можно считать заклятыми коллегами. О вражде и спорах между ними ходят легенды. Самая известная из них связана с парадной лестницей в Вюрцбургской резиденции. Хильдебрандт обещал повеситься на крюке, который сам вобьет в ее потолок.
Дело в том, что планы Неймана предусматривали возведение свободного кирпичного свода без дополнительных опор - 32 на 18 метров при 5-метровой высоте. Позже именно на этом своде Джованни Баттиста Тьеполо разместит самую большую по площади потолочную фреску в мире.Хильдебрандт был уверен, что Нейман ошибся в расчетах. По его мнению, потолок должен был обвалиться еще во время строительства. Нейман иронично возразил ему, что в день исполнения обещания установит на лестнице артиллерийскую батарею, чтобы отметить это радостное событие праздничным залпом. Потолок и ныне там, а Хильдебрандт умер собственной смертью, хотя и проиграл пари.
В плане
резиденция представляет собой каре, обращенное открытой стороной к центру города. Длина главного крыла составляет 167 метров, длина боковых крыльев - 97 метров. Все крылья дворца двухэтажные. Центральная часть, где расположен парадный вход, выделена выступающим павильоном с аркадой в первом этаже и нарядным лепным фронтоном, венчающим второй этаж. Устройство барочных резиденций было подчинено иерархической абсолютистской логике, а череда репрезентативных помещений - единому порядку. В Вюрцбурге все "дороги" вели в Императорский зал (Kaisersaal), а из него в южные и северные Императорские апартаменты (Kaiserzimmer). Анфилада южного крыла состоит из Передней (Vorzimmer), Зала для аудиенций (Audienzzimmer), Спальни (Schlafzimmer), Зеркального кабинета (Spiegelkabinett) и Галереи (Galerie). Но начиналось все с парадной лестницы, по которой хозяева и их высокие гости поднимались с уровня грешной земли в свои поднебесные покои. Чем выше был ранг посетителя, тем ниже по лестнице спускался навстречу ему князь-епископ. Чем проще был гость, тем дольше он ждал аудиенции, проводя в передней, на неудобном стуле, без еды и питья, долгие часы, как будто становясь еще ничтожнее в окружении тяжелого барочного убранства внутренних интерьеров. Таков был психологический расчет: представ, наконец, перед правителем, верноподданные и прочие просители должны были испытать чувство облегчения и благодарности от самого этого факта. <
......>
В начале подъема по лестнице многие посетители-туристы пытаются перешагивать сразу через несколько ступенек (они непривычно низкие), но лучше этого не делать. Небольшая высота ступенек была вызвана тем обстоятельством, что костюмы и платья знати и придворных во времена барокко были очень тяжелыми и "навороченными", поэтому подъем на второй этаж совершался степенно и неспешно.Но не только в этом дело. Каждый шаг открывал новые перспективы, прибавлял света, подъемом следовало наслаждаться. Низ лестницы был намеренно оставлен в темном пространстве, а верхние ступени залиты светом, отраженном от огромного красочного потолка.
В центре Вюрцбургского дворца расположилась величественная искусно сделанная лестница. Высокий округлый потолок украшен фресками венецианского художника Джованни Батиста Тиеполо и его сына Доменико. Здесъ уже началась очередная экскурсоя по дворцу и я поспешила развесить уши. Лестница во всем своем великолепии открывается вам не сразу. Стоя у подножия,невозможно себе представитъ, насколько грандиозно зрелище, открывающееся по мере того, как поднимаешъся по ступеням все выше и выше. Эффект не случайный, а точно просчитанный.
Мы ведь помним, что именно сюда подьезжали кареты, запряженные четверками лошадей , именно здесь они элегантно разворачивались и выпускали именитых господ прямо к ступеням лестницы. Именно поэтому на фасаде дворца отсутствуют такие обычные для дворцов полукруглые подьезды для экипажей. Во времена Священной Римской империи германской нации визиты императора во входившие в это государственное образование королевства и княжества (а Вюрцбург был церковным княжеством, во главе которого стоял избираемый князь-епископ) были центральными событиями придворной жизни. Затраты средств и сил на них, особенно в XVI-XVII веках, по размаху напоминали, если провести сравнение с современными реалиями, организацию чемпионата мира по футболу. Во всяком случае, именно такое сравнение приводят сегодня гиды-экскурсоводы во время знакомства с Вюрцбургской резиденцией. Миновав Почетный двор, кареты попадали в вестибюль, в котором свободно могла развернуться упряжка из 12 лошадей.
В ходе 17-минутного налета британской авиации 16 марта 1945 года было разрушено 90 процентов зданий в центре Вюрцбурга (и вчера я об этом писала). Сильно пострадала и Вюрцбургская резиденция, но одна из ее важнейших достопримечательностей - самая большая по площади
потолочная фреска в мире пережила этот день в целости и сохранности. Сохранилась и большая часть обстановки, которую вовремя эвакуировали в безопасное место. Мало того, спроектированный Нейманом свод выдержал пожар, возникший в резиденции после налетов британской авиации в 1945 году. Деревянная крыша над парадной лестницей выгорела, но ее каменный потолок остался в целости и сохранности. Вместе с уникальными фресками. Именно эту часть здания первым делом накрыли временной крышей по распоряжению одного из американских офицеров, чтобы спасти от дождей уникальное произведение искусства. <
.......>
Во внутренней отделке дворца принимали участие многие художники и скульпторы. Среди них наиболее выдающимся был венецианский художник Джованни Батиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo). Им расписаны многие церкви в Венеции. В 1750 году в вюрцбургской резиденции он выполнил роспись плафона над центральной лестницей, площадью около 650 кв. м. Это крупнейшая цельная потолочная фреска в мире. На ней представлены известные в то время четыре континента - Азия, Америка, Африка и Европа. Изображён и Нейман в форме полковника рядом с пушкой внушительных размеров. Ведь вы помните, что знаменитый архитектор был и полковник артиллерии. Резиденцию много лет реставрировали, и очень долго плафон можно было видеть только сквозь строительные леса. А теперь он открыт во всем своём великолепии. Действительно, подстать Версалю, только, не столь грандиозен.
Самая большая потолочная фреска в мире полностью видна, начиная со второго пролета лестницы. Посетителям открываются аллегорические изображения четырех частей света: Азии, Африки, Америки и Европы. В центре всей композиции - "сам" архиепископ, к которому слетает Меркурий. Среди окружающих его фигур можно найти и портреты строителей резиденции.
Потолочная фреска над парадной лестницей в вйрцбургской резиденции - это 19 м × 32 м самая большая однородная по мотиву и исполнению потолочная фреска мира. Площадь ее свода 677 м ². Таких до сих пор не создавали и не создают. Фреской мы обязаны Джованни Баттистой Типоло, одному из ключевых художников по фрескам того времени (1752-1753)
На фреске можно увидеть заказчика, вюрцбургского архиепископа Карла Филиппа фон Грайффенклау, архитектора Балтазара Нойманна, мастера лепки Антонио Джузеппе Босси. Вероятно, Франц Игнац, сын Нойманна, также представлен, но подтверждений тому пока нет. Все аллегорические фигуры женственны; число континентов считалось в момент начала создания фрески полным.
Когда вы поднимаетесъ по лестнице взгляд падает сначала на северную сторону; нижняя часть лестницы ведет на север. поднимаясь по ступеням все выше, в поле зрения попадает аллегорическая фигура, которая представляет Америку. Приблизительно с промежуточной площадки на половине высоты начинают прорисовываться и боковые стены, Африка и Азия. Только после разворота на 180 ° и на последнем пролете, причем он кажется очень комфортабельным для барочной лестницы из-за низких ступеней, высвобождается вид на Европу освободится. Через Европу, как будто господствуя над ней, представлена картина в картине - медальон с тогдашним властителем - архиепископом.
Размеры крытого помещения без колонн становятся особенно заметны при обходе вокруг лестницы. Нейтральные цвета (серый и белый) доминируют; фреска - это единственный цветной элемент в этой части резиденции.
Пространственное воздействие подчеркивается приобщением опоясывающего карниза, над которым на некоторых местах человеческие ноги свешиваются в помещение, как дополнение фигур на картине. Частично фреска украшена полными скульптурами, в частности, в углах карниза. Такая манера украшения фресок встречается у Тьепполо в резиденции оченъ часто.
За роспись плафона Тиеполо получил 15.000 гульд. - 13-кратную годовую зарплату Балтазара Нойманна. На площади более чем 600 кв.м развертывается комплексное аллегорическое изображение 4 континентов, над которыми простирается населенное античными богами небо. Аполлон - центральное изображение в этом мире богов, напротив богиня Фама несет портрет Карла Филиппа фон Грайффенклау цу Фольрадс, заказчика произведения в красной горностаевой мантии, в небо. Картина - это не только апофеоз князя архиепископа, это прославление духа, которым проникнуто творение. Европа с ее достижениями, в частности, в области искусств, - это центр мира. Также 3 других признанных тогда континента персонифицируются женскими образами: темнокожая Африка ездит верхом на дромедаре, верховая лошадь Америки - это крокодил, а азии - слон. <
.......>
В центре композиции находится Аполлон, а со всех сторон его окружают изображения времен года и знаков зодиака. Роспись занимает весь потолок и постепенно переходит на стены верхнего зала.
Giovanni Battista Tiepolo увековечил на фреске и себя.
Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista - Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция - 27 марта 1770, Мадрид) - крупнейший художник итальянского барокко, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы. Фрески - очень сложный вид изобразительного искусства. Большие масштабы требуют подготовительных работ и точного геометрического расчёта. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников. Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, экспрессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.
"Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург и других собраниях). В дальнейшем стиль Тьеполо приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами (плафоны церквей Джезуати, 1737-1739, и Скальци, 1743-1744, в Венеции). К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов. Созданные Тьеполо в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов (росписи епископской резиденции в Вюрцбурге, 1750-1753; палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, виллы Вальмарана близ Виченцы, 1757; плафоны Королевского дворца в Мадриде, 1762-1766). Яркой колоритностью, эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо (“Триумф Амфитриты”, около 1740, Картинная галерея, Дрезден; “Поклонение волхвов”, 1753, Старая пинакотека, Мюнхен)." <
......>
…Не только бесспорно самый крупный мастер венецианской живописи XVIII века, но и вообще один из величайших живописцев всех времен…К. Вёрман <
......>
С Тъеполо и его фреской немцы встречались ежедневно еще 10 лт назад, на 50-марочной купюре.
Следующие наиболее значительные помещения - это белый зал, императорский зал и зеркальный кабинет, неповторимые для 18 века пространственные композиции. Белый зал свидетельствует о гениальности великого Босси, императорский зал - закончен еще при жизни Балтазара Нойманна - дает, вероятно, самое подлинное свидетельство о декоративных замыслах Нойманна. Зеркальный кабинет может рассматриваться без преувеличения апогей его подобного рода помещений.
Ансамбль парадных помещений резиденции располагается в восточном крыле. Главный вход ведет в просторный вестибюль, налево от которого начинается Парадная лестница. Поднявшись по ней можно попасть в Белый зал и затем в овальный Императорский зал. Отделка этих помещений началась при Фридрихе Карле фон Шёнборне, который пригласил итальянского мастера
Антонио Джузеппе Босси для оформления лепниной Белого зала.
Босси украсил стены и потолок зала рельефными картушами в стиле рококо, где орнаментальные мотивы перемежаются с фигурами играющих путти, драконов, павлинов. В углах потолка в честь императорской четы - Марии Терезии и Франца I Стефана Лотарингского - Босси разместил трофеи. В декоре зала отсутствует позолота и росписи. Его стены и потолок абсолютно белые, отсюда и название - Белый зал. Подобное декоративное решение продиктовано тем фактом, что Белый зал является переходным помещением между Парадной лестницей с роскошно расписанным потолком и Императорским залом, изобилующим позолотой.
Джузеппе (Bossi, Giuseppe) 1777, Бусто Арсицио 1815, Милан. Итальянский живописец и рисовальщик, автор теоретических работ по искусству. С 1778 жил в Милане, в Академии художеств занимался у Андреа Аппиани. Был пенсионером в Риме (1795 1800), где изучал памятники античности. работы старых мастеров. Его близким другом стал А. Канова, который писал о Босси: "Гений, талантливый в живописи и эрудит в области истории искусства". Посещал "Академию размышляющих", созданную Феличе Джани в противовес Академии Св. Луки. имел в ней шутливое прозвище Альчинто Эдипео. С юности Босси стал собирать рисунки и живопись старых мастеров. В его коллекции были работы Тициана, Карраччи, Рубенса. С 1801 жил и работал в Милане. одержав в том же году победу на конкурсе в Академии Брера и получив приз в две тысячи цехинов за представленную на конкурс картину Признание Итальянской республики Бонапартом (Милан, галерея Брера). В период с 1802 по 1806 является секретарем Академии Брера. создавал вместе с А. Аппиани галерею Брера. К 1810 в своем доме открыл частную школу живописи, где учащиеся имели возможность изучать его коллекцию.
Творчество Босси сформировалось в Милане среди писателей и художников романтического лагеря. Его кумирами были поэт У Фосколо и А. Аппиани. Собственные произведения художника (исторические полотна, портреты, рисунки) явились своего рода размышлениями о живописи прошлого и настоящего, и в этом его отношении к наследию Босси можно считать романтиком. В полотнах барка Улисса (Милан. Галерея современного искусства), Рассказ Энея дидоне (Бусто-Арсицио, частное собрание) мифологическая тема трактована в отличной от работ художников-неоклассицистов манере: движения и жесты героев более эмоциональны, сцены переданы в ночном освещении. Полотна Эдип у Колона и Похороны Фемистокла (1805, оба - Милан, Галерея современного искусства) исполнены в традиции неоклассицистической живописи: четко продуманная расстановка фигур в виде скульптурного фриза, большая эмоциональная сдержанность, строгий колорит Однако в трактовке фигур персонажей ощущается зыбкость, заставляющая вспомнить работы И. Г Фюсли, Ф. джани. Эти влияния особенно проявились в рисунках Босси Венера и путти (Венеция, Музей Коррер), Адонис, сопровождаемый Грациями Венеры (Милан, Галерея современного искусства), манера исполнения которых свидетельствует и о знании произведений дж. Флаксмана, большую известность художнику принесла фреска Парнас (1815), исполненная для виллы Мельци в белладжо, на которой изображена история рода Мельци, с одним из представителей которого (Франческо) был дружен Леонардо да Винчи; а также росписи галереи Брера ы Археологического музея в Милане, в которых античная тема трактовалась тоже в манере живописи романтической эпохи, т е. без героизации. но и без жанризации сюжетов. В 1807 Джузеппе Босси была поручена реставрация фрески Леонардо да Винчи Тайная вечеря в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие. Приказ об этом важном начинании был издан вице-королем, пасынком Наполеона Евгением богарне, так как фреска разрушалась после наводнения 1800 и из-за невыполнения личного распоряжения Наполеона об освобождении помещения трапезной от постоя солдат Копия на картоне создавалась в размер для последующего изготовления мозаики, и это был титанический труд для художника. не выдержавшего нагрузки и заболевшего после этой работы. <
.......>
Пролеты Парадной лестницы ведут в Белый зал, из которого можно попасть в Императорский зал - самое нарядное помещение архиепископского дворца. Его росписи тоже исполнил Тьеполо, а штуковые декорации - Босси. На куполе - солнечная колесница Аполлона с невестой императора, по бокам - сцены из истории Вюрцбурга. Первая изображает проходившую здесь в 1156 году свадьбу императора Фридриха Барбароссы, вторая - его же во время вручения вюрцбургскому епископу грамоты о присвоении княжеского титула в 1168 году. Выбор тем для фресок не совсем обычен - прославление императорской фамилии, но не в лице правящего монарха, а в лице императора династии Штауфенов - Фридриха Барбароссы. С южной части потолка Императорского зала представлена сцена бракосочетания Барбароссы и Беатрисы Бургундской, состоявшегося в 1156 году. Чуть ли не главное место в композиции отведено венчающему монаршую чету Вюрцбургскому архиепископу, которому придано портретное сходство с Карлом Филиппом фон Грейфенклау. Фрески Тьеполо сочетаются в Императорском зале с золоченой лепной декорацией Босси, общую композицию дополняют каннелированные полуколонны из нежно-розового мрамора с золочеными капителями. Овальный в плане зал буквально «оплетенный» золотом лепнины и нарядными росписями напоминает драгоценную шкатулку.
Налево и направо от Императорского зала расположены гостевые императорские покои, которые представляют собой анфилады пышно отделанных помещений. В северном и южном крыльях резиденции размещались архиепископские покои, причем в юго-восточном углу южного крыла устроена дворцовая церковь, ее оформлением тоже занимался Тьеполо. <
......>
Во Дворце-Резиденции есть роскошнные покои, предназначенные для императора Священной Римской империи во время его пребывания в Вюрцбурге. В середине XVIII в. в моду вошел рококо, так что Императорский зал, императорские покои с зеркальным кабинетом и некоторые другие помещения выполнены именно в этом элегантном стиле, основной орнаментальный мотив которого напоминает морскую раковину (от французского «rocaille»). Мастер-лепщик Антонио Босси придал таким орнаментам особенно пылкие формы и изломанные контуры, создав то, что порой называют «вюрцбургским рококо», создав таким образом неповторимый облик Императорского зала.
Шедевр Тьеполо в Вюрцбурге - роспись Императорского зала. Здесь изображены и бракосочетание императора Фридриха Барбароссы с Беатрисой Бургундской в 1156 г., и Рейхстаг 1168 г., проходивший в Вюрцбурге. Оба эпизода проясняют распределение ролей между духовной и светской властью в старой империи. Так Тьеполо изобразил в прекрасной инсценировке, как император подтверждает вюрцбургскому епископу его титул герцога Франконского
"Дворец этот достоин короля, он мог бы стать подходящим обрамлением даже для императорских приемов, однако всегда оставался всего лишь резиденцией провинциального немецкого епископа, невероятно амбициозной приходской церковью". Неважно кому на самом деле принадлежит это суждение - Наполеону или императору Иосифу II, - оно метко определяет особенность Резиденции Вюрцбурга. <
.......> А почему, собственно, Барбаросса?
Фри́дрих I Гогеншта́уфен (нем. Friedrich I Rotbart; конец 1122, монастырь Вайнгартен, Баден-Вюртемберг - 10 июня 1190, в речке Селиф) - король Германии с 1152 года, император Священной Римской империи с 1155 года, герцог Швабии в 1147-1152 годах под именем Фри́дрих III. Прозвище Барбаро́сса он получил в Италии из-за своей рыжеватой бороды (от итал. barba, «борода», и rossa, «рыжая»). Фридрих Барбаросса создал многочисленную для своего времени европейскую армию, главной силой которой являлась тяжёлая, закованная в стальные доспехи рыцарская конница, и усовершенствовал её организацию. Он признан классиком военного средневекового искусства. Германское рыцарство при нём стало для многих других национальных рыцарских организаций в Европе примером для подражания. Фридрих Барбаросса свято придерживался феодального права на звание рыцаря. По его указу право на рыцарский поединок со всеми его атрибутами имел лишь тот, кто был рыцарем по происхождению. Перевязь, рыцарский пояс и золотые шпоры мог носить только рыцарь. Эти предметы являлись излюбленными наградами немецких рыцарей, которыми их поощрял король.
В июле 1177 года в Венеции Фридрих подписал с ними перемирие на шесть лет и летом 1178 года отправился в Бургундию, где короновался в Арле как бургундский король. В Германии он воспользовался первым поводом для того, чтобы начать притеснять Генриха Льва. На съезде в Шпейере епископ Хальберштадтский Ульрих пожаловался, что герцог захватил лены, принадлежащие его епархии. В январе 1179 года Генрих был вызван в королевский трибунал для рассмотрения этого вопроса, но отказался приехать. В июне он не приехал и на съезд в Магдебург. Это позволило начать против него другой процесс: Фридрих обвинил его в мятеже. На съезде в Вюрцбурге в январе 1180 года могущественный Вельф был приговорён к лишению всех своих ленов. Восточная Саксония была передана графу Бернхарду Анхальтскому. Из западных саксонских земель Фридрих образовал новое герцогство Вестфальское, которое оставил за собой. Бавария была отдана графу Отто фон Виттельсбах. От неё также была отнята Штирийская марка, превращённая в герцогство.
Click to view