Ещё раз про цели

Nov 07, 2010 22:53

Для меня оказалось совершенной неожиданностью, что люди не понимают, не задумываются, либо отказываются верить, что всеобщее школьное образование было создано с совершенно конкретными целями высвободить руки из сельского хозяйства и поставить рабочих для поточного производства. Этот тезис касается как США, так и России. Я решила более подробно прокомментировать"оригинальную" редакцию того самого «Письма по случаю, №1», перевод которого я выкладывала вчера и обсуждение которого тут и тут меня удивило.

Этот вариант письма был прислан одним из комментаторов:

Is there aught of remedy for this neglect of rural life? Let us, at least, yield ourselves to the gratifications of the beautiful dream that there is. In our dream we have limitless resources, and the people yield themselves with perfect docility to our molding hand. The present educational conventions fade from our minds; and, unhampered by tradition, we work our own good will upon a grateful and responsive rural folk. We shall not try to make these people or any of their children into philosophers or men of learning or of science. We are not to raise up among them authors, orators, poets, or men of letters. We shall not search for embryo great artists, painters, musicians. Nor will we cherish even the humbler ambition to raise up from among them lawyers, doctors, preachers, statesmen, of whom we now have ample supply. We are to follow the admonitions of the good apostle, who said, "mind not high things, but condescend to men of low degree." And generally, with respect to these things, all that we shall try to do is just to create presently about these country homes an atmosphere and conditions such, that, if by chance a child of genius should spring up from the soil, that genius will surely bud and not be blighted. Putting, therefore, all high things quite behind us, we turn with a sense of freedom and delight to the simple, lowly, needful things that promise well for rural life."

"Может ли быть спасение от этого запустения в сельской жизни? Давайте хотя бы посвятим себя прекрасной мечте о том, что такое спасение существует. В нашей мечте у нас неограниченные ресурсы, и люди вручают себя с совершенной покорностью в наши формирующие руки. Существующие образовательные традиции постепенно исчезают из нашего разума, и, необременённые традициями, мы насаждаем нашу собственную добрую волю благодарному и отзывчивому народу. Мы не будем пытаться превратить этих людей, или кого-то из их детей, в философов, эрудитов или людей науки. Нам не надо выращивать из них писателей, учителей, поэтов или литераторов. Мы не будем искать задатки великих артистов, художников, музыкантов. Не будем приветствовать даже слабые попытки вырастить среди них юристов, врачей, проповедников и государственных деятелей, которых у нас и так достаточно. Мы будем следовать за апостолом, сказавшим «не высокомудрствуйте, а снисходите к бедным». Рассматривая вышесказанное, всё, что мы должны попытаться сделать, это создать в домах этой страны атмосферу и условия такие, что если случайно в таких условиях проявится гениальность, то она сможет расцвести, а не быть загублена. Оставляя, таким образом всё высокомудрое позади, мы поворачиваемся с чувством свободы и восхищения к простым, земным, необходимым вещам, которые обещают процветание для сельской жизни."
Для начала, а зачем вообще было спасать фермеров? Так ли они нуждались в этом?

Существуют многочисленные данные по штатам Коннектикут и Массачусетс, которые показывают, что к 1840 году уровень грамотности там колебался от 93 до 100 процентов. Согласно опросу 1840 года в штате Коннектикут неграмотным был один из 579 человек. А под грамотностью понимали не просто умение по слогам читать Библию и подписываться крестиком. Роман «Последний из Могикан» вышедший в 1826 году разошёлся тиражём, сопоставимым с сегодняшними 10 миллионами экземпляров. Напомню, тогдашняя Америка была страной маленьких фермерских хозяйств, без всеобщего обязательного среднего образования, колледжей и университетов.

И хотели ли фермеры такого спасения?

Например, в том же штате Массачусетс обязанность отправлять детей в специально выстроенные помещения, где  они бы проводили дни под надзором специально обученных взрослых (на выбор которых коммьюнити никак не влияла) вызывала сопротивление со стороны примерно 80 (!) процентов населения. «Последним оплотом этого сопротивления был город Барнстэйбл в области Кэйп Код, жители которого не отдавали своих детей до 1880 г., пока область не была захвачена войсками и дети не были отправлены в школу под конвоем.»

Да, систему принудительного школьничества в США внедрили в жизнь финансовые и бизнес-элиты. Да, без особой заинтересованности граждан и при отсутствии общественного обсуждения. И да, эти люди: Карнеги, Рокфеллер, Форд, Морган, они не были монстрами. Они строили утопию, утопию нового типа: материальное изобилие путём решения проблемы производства. Индустриализация прочила невиданное богатство для некоторых и достаток для многих. Они не верили в Создателя или жизнь после жизни, и лучшее, к чему могло стремиться человечество, по их мнению, это было материальное изобилие, пресловутая американская мечта.

Путь понятен, цель - ясна. Оставалась одна проблема: рабочие руки для поточного производства. Мало кто готов был менять свободную жизнь на ферме, где ты сам себе хозяин, на 8-10 часовой рабочий день в душном помещении, на конвеере. Идея лежала под ногами: забрать у фермеров детей, воспитать их в идеалах материализма, обьяснить им, что счастье - вот оно, рядом: трудись, и у тебя будет и дом и машина, и другие атрибуты в стиле «жизнь удалась».

В то же время, в США активно стали создаваться элитные частные школы-пансионы. Большинство из существующих сейчас в США элитных школ было создано на стыке веков. Частная школа отличалась от государственной, как форд от бугатти. Там обучали совсем другим предметам и с совершенно иными целями. В обязательном порядке преподавались теория поведения человека («как заводить друзей и оказывать влияние на людей»), риторика и способность излагать свои мысли письменно, то есть активная грамотность.

Такой факт: В США ежегодно школу заканчивает около 7 миллионов человек. 20 топовых элитных школ выпускают около 1000 человек в год (0.07%). В 2000 году 4 из 6 кандидатов (70%) в президенты были выпускниками одной из этих 20 частных школ.

Решение проблемы нехватки рабочих рук в промышленности шло по нескольким путям. Создание принудителного школьного образования - раз. Разорение мелкого фермерства - два.

Тот же пресловутый Совет по общему образованию очень активно занимался внедрением передовых методов ведения сельского хозяйства, пропагандой механизированного труда. Из этого индустриализированного подхода к сельскому хозяйству растут ноги у проблем экстенсивного земледелия, увлечения пестицидами, гербицидами и т.д.

Этот же Совет вкладывал деньги в медицинские школы,  с упором (surprise!) в фармакологию.

Ещё раз повторюсь, ни Карнеги, ни Рокфеллер, ни остальные не были психопатами или садистами. Они строили (и построили) для нас этот дивный новый мир. Согласно своему дизайну и в соответствии со своими представлениями о счастье. И если ваши представления о счастье отличаются от их, то это уже не их проблема.

Ну а в России вообще всё просто. Построение коммунизма, рая на Земле для всех было нашей задачей. Никаких сантиментов, обходных манёвров или вложения денег для достижения своих целей. Раскулачить, и на заводы. А детей - в приюты.

Цитата из доклада на Конгрессе Коммунистических Работников Образования. 1918.

«Из нашего подрастающего поколения мы должны создать поколение коммунистов. Мы должны превратить наших детей, из которых можно лепить как из воска, в настоящих, истинных коммунистов... Мы должны высвободить детей из-под опасного влияния их семей. Мы должны забрать их и, откровенно выражаясь, национализировать их. С первых дней своей жизни они будут под здоровым попечительством коммунистических детских садов и школ. Вот там они и вырастут настоящими коммунистами.»
А чтобы вы не думали, что всё это истории давно ушедших дней, и сейчас цели у школьного образования поменялись, вот вам цитата из доклада Ассоциации Школьных Администраторов штата Калифорния. Октябрь 1979 года, между прочим.

«Понятие «родительского выбора» происходит от веры в то, что цель образования - обеспечить каждому отдельно взятому ученику образование. На самом деле, образование каждого отдельного индивидуума, вне всякого сомнения, является концом образования. Истинная цель образования - создать устойчивый социальный порядок в поддержание которого будут вкладывать и от которого будут зависеть отдельные индивидуумы. «Выбор семьи» поэтому является эгоистичным и анти-социальным в своей основе, потому что он сосредоточен на нуждах отдельной семьи, а не на нуждах общества.»

Ссылки: Preparing for Power: America's elite Boarding schools (исследование американских элитных школ-пансионов).
He Who Pays the Piper - creation of the Modern Medical (Drug) Establishment (эссе о реформировании американских медицинских школ).

современная школа, мысли

Previous post Next post
Up