Часто приходится слышать сетования на то, что школам просто чего-то не хватает: свежего ремонта, компьютеров в каждом классе, зарплаты для учителей, свободы в выборе программ. И тогда, уж тогда школы смогут выпускать из своих стен образованных свободных личностей. И каждый раз приходится напоминать, что цели, с которыми были созданы школы в том виде, в котором мы их знаем сейчас, были диаметрально противоположны целям подготовки свободных и образованных личностей.
Ситуация со школой напоминает мне ситуацию с армией, когда насмотревшись рекламы о том, как это красиво и благородно (и выгодно) защищать Родину, молодые люди поступают на армейскую службу, а потом оказывается, что надо ехать в горячую точку, где могут запросто и убить. Но армия создана для того, чтобы убивать и быть убитым. И, несмотря на завлекательную рекламу, большинство всё-же это понимает.
Так вот школы созданы, чтобы не выращивать свободных и образованных личностей, и ходят ли ваши дети в школу или нет, надо это чётко понимать. Чтобы не было потом мучительно больно.
Отрывок из книги Джона Тэйлора Гатто. Перевод
vitandval Письмо по случаю, №1.
В период между 1896 и 1920 гг. небольшая группа промышленников и финансистов, совместно с принадлежащими им частными благотворительными фондами, субсидируемыми университетскими кафедрами, исследователями в университетах и школьными администраторами, потратили на создание принудительной школьной системы больше денег, чем само правительство. До 1915 года два бизнесмена, Карнеги и Рокфеллер, тратили на это больше, чем государство. В атмосфере невмешательства и без общественного участия была сконструирована система современного школьного образования. Мотивы для её создания, без сомнения, были разнообразны, но вам будет полезно услышать пару отрывков из документа под названием «Письмо по случаю, №1» (Occasional Letter Number One). Оно было написано в 1906 и обосновывало цели Совета по общему образованию (Совет по общему образованию (General Education Board ) - благотворительная организация, созданная Джоном Рокфеллером и Фредериком Гейтсом. Только в одну эту организацию Джон Рокфеллер вложил $180 миллионов долларов. - прим. О.П.):
«В наших мечтах … люди вручают себя с совершенной покорностью в наши формирующие руки. Существующие образовательные традиции (воспитывающие интеллект и характер) постепенно исчезают из нашего разума, и, свободные от всяких традиций, мы предлагаем нашу собственную традицию благодарному и отзывчивому народу. Мы не будем пытаться превратить этих людей, или кого-то из их детей, в философов, эрудитов или людей науки. Нам не надо выращивать из них писателей, учителей, поэтов или литераторов. Мы не будем искать ни задатки великих артистов, художников, музыкантов, ни юристов, проповедников, врачей, политиков, государственных деятелей, которых у нас и так достаточно. Задача, которую мы ставим перед собой, очень простая … мы будем организовывать детей … и учить их делать в совершенстве те вещи, которые их отцы и матери делают несовершенно.»
Этот документ стоит того, чтобы перечитать его несколько раз.