Leave a comment

Comments 36

ringlin December 5 2012, 09:28:53 UTC
.."чем больше свобода выбора, тем, в среднем, несчастнее в итоге чувствует себя человек".

Если я не ошибаюсь, свобода выбора - это какая-то то нелепая свобода. Не помню, кто из аскетов это писал, Эрих наш фромм точно писал, что свобода - это свобода принятия решений и следования им. В этом смысле студенты первой группы вполне реализовали её.

Reply


hamsteress December 5 2012, 09:57:05 UTC
Точно :) И сразу почему-то возникла ассоциация с многочисленными современными разводами (там тоже - а точно ли я правильно выбрал)

Reply

yotale December 5 2012, 11:50:38 UTC
Тут еще вот какая штука - надо учить детей выбирать. Ведь очень много браков, например, заключается в очень молодом возрасте по причине красивых глаз или там золотых кудрей избранника. А знать что именно тебе подходит и уметь узнать это в человеке - это часто приходит с возрастом, а уже замужем и дети, и ипотечная ссуда, да мало ли что...
Есть счастливцы, которые имеют выбирать или те, кого родители научили. Но я очень мало таких знаю.

Reply

olgapisaryk December 6 2012, 23:32:58 UTC
Невозможно "научить" выбирать то, что тебе нужно. Осознанный выбор возможен только при осознавании себя, когда происходит то, что психологи развития называют процессом самоактуализации или индивидуации. Индивидуация является одной из составляющих душевной зрелости. А незрелый человек будет выбирать согласно своим инстинктам, компенсируя какие-то свои дефициты.

Reply

signu December 10 2012, 16:42:26 UTC
А как понять, когда человек уже сам самоактуализировался, а когда еще нет?

Reply


govori_slushai December 5 2012, 10:18:10 UTC
Мне кажется, этот эффект хорошо изучен в социальной психологии. Так работает неизбежность (подробно писала у себя тут: http://govori-slushai.livejournal.com/142846.html#comments ). Если для этого случая: студентов ставили в условия когнитивного диссонанса. Вообще, само по себе это не очень приятное чувство, сродни голоду или жажде, и испытывать его несколько дней, уже сложно. И студентам из этого диссонанса нужно как-то выйти. В случае, если выбор нужно сделать прямщас, то диссонанс решается в пользу того, что оставшаяся картина наделяется рядом преимуществ, поскольку ничего изменить мы не можем.
А в случае, если картину нужно долго выбирать, то включаются уже другие варианты избегания когнитивного диссонанса, и радость, которую даёт неизбежность пропадает. Так, например, студенты могут винить картину в том неприятном чувстве, которое рождал у них когнитивный диссонанс.
Про неизбежность ещё есть интересные опыты. Так, например, если ребенка кормить ( ... )

Reply

rebelsystem December 5 2012, 14:45:58 UTC
Спасибо! Громадное спасибо!
И вам, Ольга!

Reply


strix_ru December 5 2012, 10:35:11 UTC
Я точно приняла необратимое решение в первый же день и больше его не меняла :)

Может быть имело смысл студентов-то на категории разбивать? По конституциональному типу, или психологическому или еще как...
Меня вот, например, бесят страшно предсказания всевозможных педагогов, психологов и иже с ними, по поводу смены увлечений ребенка и выбора направления его будущей профессии, мол, все еще поменяется, молодо-зелено... и т.п. Ну не принято в наших семьях менять свой выбор. Конституция такая, упрямство или что там еще. Может быть и здесь тоже самое?

Или в опыте дело? Если с детства есть возможность ВЫБИРАТЬ, реально выбирать, то ко взрослой жизни выбирать уже научаешься? И не будешь страдать, метаться и менять шило на мыло?

Reply

olgapisaryk December 6 2012, 23:35:21 UTC
Невозможно НАУЧИТЬСЯ выбирать. Либо ты должен быть зрелым человеком и ОСОЗНАВАТЬ себя, либо это будут привычные паттерны или выбор, основанный на инстинктах.

Reply


fatoffuss December 5 2012, 10:53:09 UTC
не самый глубокий анализ, вроде бы)

Reply


Leave a comment

Up