ГАМЛЕТ. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ДОННЕЛЛАН. ПОКЛИТАРУ. ШОСТАКОВИЧ. 11-12.03.2015.

Mar 13, 2015 02:19

image Click to view



Когда первые европейцы ступили на
австралийский берег, они увидели там
какое-то странное животное и спросили
у местных: «Как называется это странное
животное?» На что местные, естественно,
ответили: «Кенгуру» (т.е., по-австралийски:
«Не понимаем вас»).

Решил однажды амбициозный худрук одного большого театра записать свое имя в анналы истории и замахнуться на «Вильяма нашего Шекспира», да не просто на «Укрощение строптивой» какое-нибудь, а на главный шедевр, на «Гамлета» бессмертного. Нанял он для этого двух творцов новомодных. Хореографа, правда не совсем хореографа, но зато одиозного, ну и англичанина (или ирландца), коему автора уже по происхождению понимать положено. И стали думу думать, спектакль сочинять. Да не пошло дело. Не поддавался классик. Не рождался замысел. А аванс то получен уж поди. Долго ли, коротко ли мучились бедолаги, а потом решили не морочиться. Посмотрели по сторонам, Анют Васильевскиих, Коллажей Лепажевских всяких, в собственных закромах поковырялись, целевую аудиторию промониторили, про клиповое сознание не забыли, и родили таки продукт концептуальный. В театре том доселе только оперы да балеты показывали, ретрограды проклятые. Ну дак и что, они же люди современные, не гордые, к компромиссам приученные, балет так балет, нарекли свой опус балетом. Наказали артистам труппы той послушание нести, всю свою выучку неуместную позабыть и явить миру эмоцию многозначительную. Хренью в толпе прозванную.
Ну а если серьезно… Оговорюсь сразу, посмотрела два премьерных спектакля. Первый сознательно, а на второй билет пристроить не сумела. Ну а за что уплочено, как говорится, то должно быть съедено.
Итак, вечер первый… Тезисно:
1. Это не балет. Если хореографией считать пантомиму - то тогда это хореография. Но танца не ждите. Да, нас об этом предупреждали в промо-роликах, но я не насторожилась, не осознала «масштаб катастрофы». Потом слышала определения «Хореодрама», «Пластическая драма». Это как вам угодно, сути дела не меняет.
2. Это не «Гамлет». Это нечто, затрудняюсь определить жанр, по мотивам Шекспировской пьесы. Краткое хрестоматийное изложение сюжета с использованием пантомимы и странных акробатических этюдов.
3. Сценография, костюмы, свет, спецэффекты, видеопроекции - исполнено превосходно. Вот это талантливо и добротно. Это единственное, что напоминало о планке заданной брендом «Большой театр».
4. Танцовщики балетные в драматических актеров переформатированные. Первоклассные танцевальные навыки в этой постановке не востребованы вовсе, ни одного балетного па. Зато весь замысел ориентирован на актерский талант. И это для меня стало главным камнем преткновения. Денис Савин был фактурен, яростен, колоритен, только я не поняла о чем он. Клавдия, Полония даже не запомнила. Главные удачи -Лаэрт Игоря Цвирко и Офелия - Анастасии Сташкевич. Мне они порой казались главными героями, но это никак не приблизило меня к пониманию замысла, ну хоть какой-нибудь идеи спектакля.
День второй.
Восприятие мое уже не было зашорено ожиданиями глубокой многомерной трактовки и выдающейся балетной эстетики. Формат перформанса был уже очевиден. Собственные клише и стереотипы самоликвидировались накануне.
Вознаграждена таки за терпение? Да. Блестящими актерскими работами Владислава Лантратова - Гамлета и Михаила Лобухина - Клавдия. Они историю сыграли. Не про принца датского. А про потерю. Я так и не усмотрела терзаний на тему «быть или не быть», «действовать или бездействовать». Но я увидела крах внутреннего мира главного героя. Сначала окруженного и защищенного любовью - отца, Гертруды (Кристина Карасева), клоуна Йорика, подруги Офелии. Но судьба, фатум, злой рок уже вьет сети. Бесподобный гротескный Клавдий Михаила Лобухина. Зло с маской добродетели. Обволакивающее и неотвратимое. Безмятежное счастье рушится, утрата за утратой, взаправду или нет лишая тонкого рефлексирующего юношу рассудка.
Забавно, в какой-то момент промелькнула мысль, что созерцаемый опус даже воплотил главную миссию балетного искусства, ну, по крайней мере, использовал этот прием, вербализировав чувства и мир подсознательного практически по канонам классического балета. Как явление Никии Солору в опиумных снах, как встреча Альберта с призраком Жизели, да, наконец, как танец Татьяны с образом няни во втором действии Ноймайеровского творения. Гамлет Влада погружался, тосковал и искал успокоения в мире воспоминаний, ведя диалоги с образами - призраками Отца, Йорика, Офелии.
Я не могу сказать, что кардинально изменила отношение к спектаклю Доннеллана и Поклитару. Нет. Третий раз не пойду. Но! Это уникальный шанс увидеть многогранность актерского дарования Лантратова и Лобухина. И им надо воспользоваться:)

image Click to view



Михаил Лобухин, Анастасия Сташкевич, Денис Савин, Балет, Большой театр, Владислав Лантратов, Игорь Цвирко

Previous post Next post
Up