Рим, часть 2. Город

Nov 04, 2017 17:41


Рим, часть 1. Мечта
Накануне поездки моя электронная книга была заполнена книгами Муратова и Стендаля. Напитавшись "образами" Рима, созданными до появления и активного внедрения автомобильного транспорта, я была готова к тому, чтобы спокойно гулять по просторным улицам, рассматривая достропримечательности, или изящно протискиваться по маленьким средневековым закоулкам, где сушится белье и пахнет свежесваренным кофе... Да, умом я понимала, что Рим - мегаполис, что там много, очень много, слишком много туристов, там суета и быстрый темп. Но моя душа готовилась к иному: к имперской поступи, к встрече с достоинством и мощью.
Рим сразу и бесцеремонно обрушился на меня, как тот самый бал у Сатаны в романе Булгакова: "Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним − звука и запаха". Деловито шагающие сатиры с выщипанными бровями, лихо гоняющие скутеры-кентавры, конные монументы, многочисленные Аполлоны, какие-то бесконечные битвы и истории мучеников, спешащие куда-то ведьминского вида женщины с растрепанными темными волосами, орущие изо всех углов Сирены (да-да, это были машины "скорой помощи"). Очень много человеческих образов - исторических и настоящих, в мраморе, фреске или из плоти. Очень много звуков, несущихся отовсюду. Это был незатихающий симфонический оркестр, с периодически вступающими соло темпераментно орущих итальянцев. Да, вообще-то Муратов обещал шум фонтанов! Фонтаны иногда были слышны, особенно питьевые, если очень хотелось пить. Но музыка воды - это то, что недоступно туристу XXI века.
Я очень чувствительна к ароматом. Я слишком хорошо чувствую зловоние, но в то же время и наслаждения тонкостями ароматов мне доступны. Так вот Рим без стеснения и даже с некоторым развратным удовольствием вывалил на меня всю свою вонь, гарь, выхлопные газы неисправных скутеров! Саркастически посмеиваясь и продолжая весело кружиться в своем бешеном танце Жизни. Отдохнуть ушами и носом, и душой можно было в церкви, где тебя встречает тишина или музыка Мессы, нежный аромат ладана. Но для глаз и тут продолжаются испытания буйством барокко.
И лишь однажды мне удалось насладиться ароматом отцветающих роз на окраине города, свежестью и прозрачностью воздуха на просторах виллы Памфили. И сорвав там дикий, маленький мандарин, потерев его в руках, я унеслась к пряно-свежие дали восторга, потому что ничего иного никогда моему искушенному носу обнять не приходилось.
Контрасты света, изнуряющего солнечного потока дня стремительно сменяется в этом вечном городе уже десятки веков. Караваджизм да и только! Это неожиданно, эффектно, страстно. Но жить в этом оказалось тяжело. Мне, северному человеку, привыкшему к пастельным тонам и многочисленным оттенкам серого, к нежным изменениям тонов воздуха такие контрасты показались вульгарными: слишком театральными, слишком яркими, слишком драматичными.
Впрочем, иногда от этой жары, пусть и осенней, но для меня - летней! - хотелось замереть ящерецей в теньке и раствориться в прохладной воде питьевого фонтанчика.
из дневников:
06.10.2017
" На вилле Боргезе. Парк прекрасен. Несмотря на грязь, как человеческую, так и животную, было такое чувство, что каждый листик в этом парке шепчет о том, что настало время сиесты и пора отдохнуть, послушать шелест ветра и визги маленьких попугайчиков... ".
Да, Рим он по-мужски очень обаятелен и иногда он умеет завлекать своим "Dolce far niente" (прекрасным ничегонеделаньем).
Но одновременно этому городу незнакомо чувство уюта и комфорта. Порыв, страсть, эффектность, мужские энергии силы, воли и резкого прагматизма. Это огромный Вулкан страстей может устать и рухнуть в чем есть после безумного дня туризма и деловых забот. Тогда к нему можно осторожно подойти и присесть рядом. Смахнуть волосы со лба, осторожно погладить, снять шутовской колпак, убрать деловитость и увидеть благородство купола Сан-Пьетро, серьезную неприступность Сант-Анжело, побыть вдвоем, увидеть в жестоком сатире - белокрылого Ангела. И какое-то время вы будете вместе. Но это совсем ничего не значит, потому что колесница восхода нового дня унесет его в солнечном порыве к новому танцу. И в этом вечном танце только и успевай перебирать ногами...

Рим ночью (Фёдор Иванович Тютчев, 1850)
В ночи лазурной почивает Рим.
Взошла луна и овладела им,
И спящий град, безлюдно-величавый,
Наполнила своей безмолвной славой...
Как сладко дремлет Рим в ее лучах!
Как с ней сроднился Рима вечный прах!..
Как будто лунный мир и град почивший -
Всё тот же мир, волшебный, но отживший!..

     



Рим, часть 3. Ангелы
Рим, чсть 4. Барокко
Рим, часть 5. Смерть
Рим, часть 6. Люди
Рим, част 7. Натюрморт
Рим, часть 8. Исцеление сердца

Рим, путь жизни, я познаю мир

Previous post Next post
Up