Верхнеамурский заказник. Часть 5. Покровка - Усть-Стрелка.

Sep 05, 2013 00:04

Покровка и расположенный напротив маленький китайский посёлок Логухэ были бы мало кому не известны, если бы не стали одним из показательных примеров различий в ведении хозяйственной деятельности в двух соседних странах. На этом фото - главный и единственный хозяйственный объект на российской стороне.



Это весьма неприметный таможенный переход, который должен быть знаменит тем, что через него в конце 90-х и первой половине 2000-х без шума и пыли из Забайкалья в Китай было вывезено большое количество леса.Все в Забайкалье знают про лес, который вывозился в Китай через Забайкальск. Многие знают про переход Олочи - Шивэй. Но мало кто знает про скромный переход Покровка - Логухэ, по некоторым сведениям даже построенный на частные (!) деньги. По словам местных жителей зимой по льду ежедневно уходило до 60 лесовозов. Чужим словам можно, конечно, не верить, но это весьма похоже на правду. По крайней мере, именно в эти годы появились большие проплешины в самых заповедных уголках могочинской тайги - в нижнем течении Амазара и в междуречье Шилки и Амура. Эти проплешины хорошо видно на гугловских картах.




Сейчас таможенный переход не работает, но попытки его вновь открыть не прекращаются. Не буду называть, в чьих интересах работал этот переход, но все местные жители уверенно называют весьма известные фамилии. Вдобавок все последние годы некими структурами упорно лоббировался проект строительства в этом месте моста через Амур.  Москва (может быть, понимая, как близко этот мост оказывается к стратегически важному Транссибу, а может, по каким другим причинам) пока так и не дала добро на это строительство. А интерес был (и есть) большой. Инициаторы этого проекта были готовы вложить в строительство моста и дороги 1,69 миллиарда рублей (в ценах 10-летней давности). И даже всерьёз рассматривали вариант строительства моста только за российские деньги, без участия китайцев. Вот так кому-то хотелось (и хочется до сих пор) продать побольше леса в Китай.


Могочинский лес на китайском берегу напротив Амурской заставы (фото 2005 года).

Я нисколько не сомневаюсь, что только не работающий в последние годы (но сохраняющий всю инфраструктуру) таможенный переход и отсутствие моста через Амур позволяет лесам Могочинского, Сретенского, Газ-Заводского, Нер-Заводского и Тунгиро-Олёкминского районов сохраниться от массированной вырубки и вывоза в Китай. Строительство моста станет началом узаконенного лесного беспредела. Кое-что подробнее об этом я писал здесь. Наверняка сейчас будут делаться попытки открыть таможню под предлогом обеспечения потребностей Амазарского целлюлозного комбината. Этот, сам по себе весьма неоднозначный, проект может быть неплохим прикрытием для начала массированного вывоза леса из восточных районов.

Это всё на нашей стороне. Теперь Китай. Во первых, как известно, на китайской стороне рубки леса (а он там очень даже неплохой) не ведутся. Во-вторых, даже если бы они в северо-восточных провинциях и не были запрещены, в российско-китайском приграничье их бы всё-равно не было. Почти вдоль всей границы в верховьях Амура и нижнем течении Аргуни идёт цепочка заказников. Конкретно напротив Покровки создан большой заказник Бейдзикун. И развитие этого удалённого уголка Китая идёт совсем другим путём. Сюда давно привлекаются туристы, для которых организуется плавание на катерах и теплоходах вдоль российской границы.




Китайский теплоход напротив Покровки (фото 2005 года).
С нашей стороны плавают почти что одни только пограничники, с китайской - год от года приезжает всё больше туристов. Для этого китайцы придумали проект "китайского северного полюса" (как-никак это самая северная часть Китая) и приглашают желающих "подёргать за хвост Чёрного Дракона". Для тех, кто не знает - Чёрный дракон (Хэйлунцзян) - это Амур. Его ноги, очевидно, - это Зея, Бурея, Сунгари и Уссури, а хвост - Аргунь и Шилка. Вот сюда, к Усть-Стрелке, теплоходы и возят китайских туристов. Но этого мало. В этом году на берегу Амура, прямо напротив нашей Амурской заставы, началось строительство большого туристического комплекса. Фото я делал издалека, но там хорошо видны два больших подъёмных крана. Это значит, что поток китайских туристов в ближайшие годы только увеличится. Китайское приграничье планирует богатеть за счёт развития экологического туризма.


Строительство туристического комплекса на китайском берегу (фото июня 2013 года)
А теперь давайте пофантазируем, как всё это может выглядеть спустя какую-нибудь пару десятков лет. Приезжающие на "северный полюс" китайские туристы катаются на теплоходах вдоль берегов, а экскурсоводы - весело показывают им девственные леса заказника на китайском берегу и рассказывают, сколько древесины было вывезено с российского берега. Так сказать, наглядное патриотическое воспитание, заставляющее китайских граждан наполняться гордостью за мудрую политику своего государства.
Мы же своих детишек, наверное, будем возить по вырубкам, гарям и загаженным золотарями речкам. Впрочем, может быть, уже и возить будет некого. Ведь неслучайно каждый второй могочинец без устали повторяет - мы здесь живём, потому что есть лес и река - охота и рыбалка. Не станет леса - отток людей из приграничных районов ещё больше усилится. Поэтому лучший способ обезлюдить наши приграничные районы - это уничтожить здесь лес. Кто займёт место уехавших россиян? Может быть, китайские рабочие и лесорубы? Но чья это уже тогда будет земля?

И что-то меня совсем не радует такое будущее.

Продолжение следует...

Амур, Охрана природы, Верхнеамурский заказник, Лес, Могочинский район

Previous post Next post
Up