Бомбардировочные тактики ударов по ЗРК 1973 г.

Oct 16, 2021 14:10


В статье «Операция ‘Дугман-5 Бет’ (2)» я кратко упоминал бомбардировочные тактики ударов по ЗРК, используемые ВВС АОИ в ходе войны Судного дня 1973 г. Ниже я разберу этот вопрос подробнее.




Предистория

ЗРК в Египте появились ещё в начале 60-х: в 1960 г. Египет закупил первые ЗРК С-75 (SA-2 Guideline) и начал получать их в 1962 г., к войне 1967 г. имелось 27 таких комплексов. Однако, в войне 1967 г. они не сыграли практически никакой роли, хотя и смогли сбить 2 израильских самолёта. Полноценное противостояние с ЗРК началось в 1969 г., в период Войны на Истощение. Пока речь шла только о С-75 с прикрытием ПЗРК и зенитной артиллерией (ЗА) ВВС Израиля справлялись с египетской ПВО без особых проблем. Но когда к этому добавились и ЗРК С-125 (SA-3 Goa; начало 1970 г.) - ситуация резко усложнилась. Основной причиной был нижняя граница перехвата: если для ракет С-75 она составляла 3,000 м, то для С-125 - всего 200 м.

В ВВС Израиля того периода были системы РЭБ против ЗРК С-75, но они были бесполезны для С-125. В июне 1970 г. в Израиль доставили американские контейнеры РЭБ AN/ALQ-71 и 18.07.70 ВВС провели операцию «Этгар» против египетских ЗРК. 24 «Фантома» из двух эскадрилий, 201-й под командованием Шмуэля Хеца и 69-й под командованием Авиху Бин-Нуна, почти все самолёты этого типа, имевшиеся тогда в Израиле, провели атаку на ЗРК в районе канала, используя эти контейнеры и американские наставления. Самолёты шли на высоте 18,000 футов (примерно 5,500 м) в плотном строю (т.н. Close Pod Formation), полагаясь на защиту РЭБ. Но кроме С-75 в районе канала уже были С-125 и AN/ALQ-71 были против них бесполезны. Самолёт Хеца был сбит, сам он погиб, его штурман попал в плен. Бин-Нун смог посадить подбитый «Фантом» в Рафидим. Несмотря на то, что других потерь небыло и запланированные к атаке ЗРК были уничтожены, операция рассматривалась как провальная и запланированный после неё массированный налёт на египетскую артиллерию был отменён. Тактика Pod Formation стала именоваться в ВВС Potz Formation, а системам РЭБ был вынесен приговор: это лишь вспомогательное средство, сработает - хорошо, но полагаться на них нельзя.

Используемое вооружение

К 1973 г. в ВВС уже были УАБ с телевизионным наведением (см. статью «История управляемого оружия ‘воздух-земля’ c ТВ-наведением в ВВС Израиля»), но дальность их применения была не велика и как средство борьбы с ЗРК они не подходили. Были ПРЛР «Шрайк» (см. статью «Противорадиолокационные ракеты ВВС Израиля» и «Новая информация о ПРЛР AGM-45 Shrike в ВВС Израиля»), но их роль была вспомогательной. Таким образом, основным средством поражения ЗРК были неуправляемые бомбы: осколочно-фугасные (ОФ, т.н. GP - General Purpose, на иврите «Шин-Каф» - «Шимуш Клали») и кассетные (CBU - Cluster Bomb Unit, на иврите «Пцацот Мицрар»).

В Израиле была разработана и применена ещё в ходе Войны на Истощение кассетная бомба «Таль-1», а затем появился её усовершенствованный вариант «Таль-2». Но осенью 1970 г. США разрешили экспорт в Израиль CBU-52 и CBU-58, эти бомбы были настолько дёшевы и доступны по сравнению с «Таль», что в Войне Судного дня использовали именно их, вообще нет никакой информации о применении «Таль» в этой войне. Что касается ОФ бомб, то против ЗРК применялись Мк.82 (500 фунтов), Мк.117 (750 фунтов) и Мк.83 (1,000 фунтов).

Судя по опубликованным данным по операции «Дугман-5 Бет», стандартными конфигурациями «Скайхоков» и «Фантомов» при атаке на ЗРК были:
  • «Скайхок» - 8 или 10 Мк.82;
  • «Скайхок» - 5, 6 или 7 CBU;
  • «Фантом» - 12 Мк.82 и 3 Мк.117;
  • «Фантом» - 3 Мк.83 и 7 Мк.117;
  • «Фантом» - 10 или 11 Мк.117;
  • «Фантом» - 9, 10 или 11 CBU.

Было ещё одно средство, т.н. Snakeye - бомбы Мк.82 с тормозным устройством зонтичного типа (Snake Eye Tail Retarding Device). Их планировалось использовать ночью после операции «Тагар», для разрушения перекрёстков дорог в районе развёртывания ЗРК «Квадрат» (SA-6 Gainful), с целью затруднить манёвр последних. Поскольку «Тагар» была свёрнута, данные бомбардировки не проводились. Для Голанских высот данная тактика не подходила: каменистая почва позволяла легко обходить повреждённые участки дорог.

Вышки «Це Кивун» («Направление выхода»)

Для коррекции навигационных ошибок при выходе к целям до войны была создана сеть вышек «Це Кивун». На Синае было 15 таких вышек, 11 параллельно каналу на удалении 20-30 км от него и ещё 4 в центре Синая в районе Джабль Мара. На Голанах было создано 6 таких вышек, в районе западной кромки высот.

Персонал вышек состоял из курсантов Лётной школы, выделяемых для этой цели в рамках приказов «Нееман-1» (север) и «Нееман-2» (юг). В их задачу входило зажигать днём на вышках цветные дымовые шашки, ночью же рядом с вышкой размещался Т-образный знак в виде горящих керосиновых горелок («Гузниким»). Видя вышки, лётчики вносили поправки, корректируя ошибки, накопившиеся в инерциальных навигационных системах с момента взлёта с базы.

Средства разведки ЗРК

Основным средством разведки в тот период была аэрофотосъёмка. Для обнаружения ЗРК доль линии фронта проводилась диагональная фотосъёмка, при которой самолёт летел над своей территорией. В июне 1971 г. ВВС запросили закупку аэрофотоаппаратов (АФА) с дальностью такой съёмки в 60 км.

ВВС заказали в США 6 фоторазведчиков RF-4E и успели получить их до войны. Временно же в аренду были взяты 2 RF-4C, с октября 1971 г. из США начали прибывать и контейнеры АФА для них (RF-4C и RF-4E имеют встроенные АФА, т.е. контейнеры подразумевают гораздо более мощные АФА). После прибытия RF-4E и возврата RF-4C контейнеры остались в Израиле.

В США разрабатывалась высотная версия «Фантома», т.н. F-4X и с начала 1972 г. Израиль участвовал в его финансировании. Однако после отказа ВВС США от данной версии в пользу F-15 Израиль уже не мог продолжать финансирование самостоятельно и принял на вооружение 3 более дешёвых F-4E(S), но было это уже после войны.

Были и другие средства фоторазведки, например 2 «Мираж-3CR» и 12 БПЛА «МАБАТ» (Firebee Model 124I), для задач попроще могли использовать лёгкие и транспортные самолёты. Были и средства электронной разведки, но подробностей на этот счёт нет. Известно только, что эти средства показали утром 07.10.73 (т.е. перед началом операции «Дугман-5 Бет»), что как минимум 3 сирийских ЗРК сменили позиции.

Бомбардировочные тактики

Теперь собственно к тактике. Два основных способа борьбы с ЗРК назывались «Кела» («Яаф Кела» или «Ткифат Кела») и «Хатаф» («Яаф Хатаф» или «Ткифат Хатаф»). Обе эти техники были разработаны ещё в период Войны на истощение, «Кела» впервые применена 02.07.70, «Хатаф» - 04.07.70. Однако их доработка и тренировки работы с ними продолжались до 1973 г.

Тактика «Кела» («Праща»)

Данная тактика считалась второстепенной по сравнению с «Хатаф» и использовались в основном в рамках подготовительных налётов на позиции ЗА вокруг атакуемых ЗРК. Тактика подразумевала подход к цели на высоте 100 футов (30 метров), по возможности с использованием складок местности. Далее, на значительном удалении от цели (например, 7 км), лётчик начинал набор высоты и сбрасывал бомбы, которые по дуге по баллистической траектории продолжали полёт к цели. Далее лётчик делал резкий разворот на 180 градусов и уходил на предельно малой высоте.

«Кела» требовала точного знания координат цели (более точного, чем при «Хатаф»), а проблема с точностью попадания компенсировалась применением кассетных бомб. Основное достоинство данной тактики - в относительной безопасности атакующего самолёта. Тактика была разработана американцами во Вьетнаме и уже там использовалась как «Фантомами», так и «Скайхоками». В ВВС Израиля её доработали под собственные требования.

Если первые удары «Кела» летом 1970 г. были с «Фантомов» с использованием американских методик. Далее шли доработки и испытания, например «Мивца Давид» декабря 1970 г. и «Нисуй Нивхерет» февраля 1971 г. Было разработано две методики «Кела», т.н. низкая («Кела Намух») и высокая («Кела Гавоа»), одна с использованием оригинальной программы компьютера «Фантома», вторая - с перепрограммированием режима Dive Toss (бомбардировка с пикирования с использованием данных инерциальной навигационной системы) на Loft Toss (сброс бомб при наборе высоты, как описано выше). Идею предложил штурман «Фантома» старший лейтенант Яир Давид с базы Хацор, а в воплощении участвовали офицер навигации и вооружения «Фантома» лейтенант Виктор Шенкар (также с Хацор) и специалист по операционным исследованиям старший лейтенант Ицхак Бен-Исраэль из отдела вооружений штаба ВВС («Анаф Авир 2/Махлекет АМЛАХ»). За свою разработку группа была удостоена Премии безопасности Израиля за 1972 г. Впоследствии Бен-Исраэль стал генерал-майором, главой Управления НИОКР МО (1998-2002 гг.), был повторно награждён этой же премией за другой проект в 2001 г.

Испытания 11.01.72 продемонстрировали резкий рост точности при использовании Loft Toss. Так, если в «Мивца Давид» точность составляла 350 м по дальности попадания, а в «Нисуй Нивхерет» - 160 м, то при Loft Toss она составила 70 м. После испытаний одного «Фантома» с изменённым компьютером технологию внедрили на ещё 6 самолётов, а после их испытаний в феврале 1972 г. - было решено внести это изменение во все «Фантомы», с июня по декабрь 1972 г. Кроме того, техника использовалась и «Скайхоками» с бомбардировочным компьютером «Кристал» (A-4N и часть A-4H, прошедших модернизацию).

Хотя тактика «Кела» предназначалась для атак позиций ЗА и ряда наиболее опасных ЗРК С-75 и С-125, при условии точного знания координат цели и их загрузки в компьютер самолёта, а также при обязательном использовании кассетных бомб, в ходе Войны Судного дня тактику использовали гораздо шире, днём и ночью, включая использование ОФ бомб против аэродромов, мостов на Суэцком канале и даже в попытках оказывать непосредственную поддержку СВ. Как следствие Яаков Агаси (командир базы Рамат-Давид после гибели Зорика Лева) после войны говорил, что широкое использование «Кела» было вариацией скрытого дезертирства благодаря малым шансам быть сбитыми, при том что и эффективность тактики вне её заранее определённых рамок была крайне низкая. Однако стоит отметить, что лётчики не выбирали эту тактику. Они действовали по приказам штаба ВВС, а тот нередко давал указание её использовать стараясь снизить потери самолётов после первых особо тяжёлых дней войны.

Известно, что когда «Кела» использовалась по назначению, её эффективность была приемлема. Так, в ходе первой (подготовительной) волны операции «Тагар» против ПВО Египта вдоль канала утром 07.10.73 (операция была свёрнута после этой волны в пользу «Дугман-5 Бет» в Сирии) было проведено 78 самолёто-вылетов «Кела» против ЗА и ещё 19 против ЗРК. Был потерян 1 самолёт, при этом были поражены 3 ЗРК (по ЗА данных нет).



Тактика «Хатаф» («Разбой»)

Основная тактика атаки ЗРК. Была пригодной для любых типов самолётов без каких-либо изменений. Но конечно, «Фантомы» с их бомбардировочными компьютерами, инерциальными навигационными системами и большой боевой нагрузкой были предпочтительней.

Как и в случае с «Кела», тактика подразумевала подход к цели на высоте 100 футов, по возможности с использованием складок местности. Но самолёт продолжал до самого района цели, делал резкий набор высоты до 5,000-7,000 футов (1,500-2,100 м), опознавал цель, при необходимости делая небольшие поправки траектории, сбрасывал бомбы с пикирования и выходил из пикирования на высоте 2,000 футов (610 м). Далее - уход на предельно малую высоту в сторону базы.

Основная идея «Хатаф» - минимальное время пребывания на высоте, с учётом относительно высокого времени реакции ЗРК той эпохи. Отсюда другое название тактики - «Атака с минимальным временем раскрытия» («Ткифа бэ-Хасифа Мизъарит»). Тактика была отработана в серии учений «Лахит».

Имелся и опыт, демонстрирующий, что ЗРК не успевают реагировать на кратковременное пребывание самолётов в зоне их поражения. Тут и полёты самолётов-разведчиков до войны, и атака батарей С-75 в Сирии в Шейх Маскин в ноябре 1972 г. (операция «Дугман-11»).

Тактика «hа-Цаядим» («Охотники»)

Тактики «Кела» и «Хатаф» требовали точного знания координат целей. Было ясно, что часть ЗРК будут перемещены между моментом последней аэрофотосъёмки и до момента атаки. К тому же, на вооружение арабских стран начали поступать мобильные ЗРК «Квадрат», к началу войны Египет имел 10 таких ЗРК, Сирия - 15.

В 1973 г. в рамках 107-й эскадрильи «Фантомов» проводился курс старших ведущих звеньев («Курс МАБАНим», МАБАН - «Мовиль Мивне Бахир»). В рамках этого курса и была разработана тактика «hа-Цаядим». Тактика подразумевала обнаружение ЗРК по пускам ракет и их атаке с большой высоты, с параллельным оповещением других звеньев для атаки этих ЗРК, как в рамках «Хатаф», так и с большой высоты.

В июле 1973 г. Ифтах Спектор, комэск 107, представил тактику и рекомендации на совещании в штабе ВВС. Далее её успели проверить на крупных войсковых учениях в конце того же месяца. По плану, её должны были применять на завершающем этапе операции «Тагар». Тем не менее, на момент начала войны тактика была ещё сырой и до конца не отработанной, более не менее ею владели только в самой 107-й эскадрилье, в других эскадрильях многие лётчики ни разу не тренировались по данной теме. В любом случае, тактика подходила для атаки отдельных батарей, когда система ПВО в целом была уже подавлена.

Итоги

Как мы видели выше, первым элементом «Кела» и «Хатаф» был полёт на предельно малой высоте. Это делало самолёты неуязвимыми для ЗРК, однако превращало их в мишень для огня стрелкового оружия, зенитных пулемётов, малокалиберной ЗА и ПЗРК «Стрела» («Зерет»). Всё это понимали и до войны 1973 г., тем не менее, ракеты ЗРК рассматривались как более серьёзная угроза. «Кела» должен был частично нейтрализовать ЗА, после чего следовал «Хатаф». Тем не менее, объёмы огня СВ и ЗА привели к тяжёлым потерям атакующих самолётов ещё на этапе подхода к целям, особенно у 201-й эскадрильи, чьи маршруты пролегали над наибольшей концентрацией сирийских войск (см. статью «Операция ‘Дугман-5 Бет’»).

Всего же ВВС в ходе войны всеми тактиками подавили 35 ЗРК на обоих фронтах (под этим подразумевается выход ЗРК из строя на 24-48 часов), при этом две трети этих ЗРК были уничтожены. К этому следует добавить ЗРК, уничтоженные огнём артиллерии и танковыми рейдами (общее число уничтоженных ЗРК - 43 на обоих фронтах, но в основном в Египте). И если в случае танковых рейдов ЗРК захватывались или тотально уничтожались, то для ВВС ситуация была иной. ЗРК, используемые в тот период, состояли из большого количества элементов: РЛС, КП, 4-6 ПУ, транспортно-заряжающие машины и т.п. Под подавлением/уничтожением подразумевалось повреждение/уничтожение РЛС (СНР - станция наведения ракет) что делало небоеспособным весь комплекс. Всего в ходе войны в операциях против ЗРК ВВС потеряли 17 самолётов, в т.ч. 6 (все - «Фантомы») в «Дугман-5 Бет» в Сирии 07.10.73 и 6 (2 «Фантома» и 4 «Скайхока») в «Мефацеах-22» в Египте в районе Кантара 18.10.73. Однако, были и операции в последние дни войны, «Мефацеах-23» 20.10.73 и «Мефацеах-25» 22.10.73, в ходе которых ЗРК уничтожались вообще без потерь (так, в «Мефацеах-25» были уничтожены 5 ЗРК).





















Ссылки:
  1. Разработка ответа на ЗРК в 1970-1973 гг.
  2. Между «Тагар» и «Дугман», часть 1-я, сайт «Маркия Шхаким».
  3. ВВС АОИ в войне 1973 г., статья Википедии.
  4. АОИ на 1973 г., Часть 4. ВВС и ПВО, статья в Веб-Архиве.
  5. 107-я эскадрилья в ВСД, обсуждение на Фреш.

Война 1973 г., РЭБ, ВВС - вооружения

Previous post Next post
Up