Операция «Дугман-5 Бет» (в большинстве источников именуемая просто «Дугман-5») 07.10.73 против системы ПВО Сирии на Голанских высотах в ходе Войны Судного дня (06-24.10.73) - одна из наиболее неудачных и трагичных операций в истории ВВС Израиля. Операция полностью провалилась (был уничтожен 1 ЗРК С-125 и повреждён 1 ЗРК С-75 при потере 6 «Фантомов», ещё 10 самолётов были повреждены, 2 лётчика погибли и 9 попали в плен), до конца войны ВВС были вынуждены оказывать непосредственную поддержку СВ в условиях отсутствия свободы действия в воздухе, что вело к дополнительным потерям.
ЗРК С-75 (SA-2) в момент пуска ракеты.
Об операции написано немало, есть и
статьи на Википедии (довольно большая на иврите, короткие на английском и русском). 14.09.21 сайт МО Израиля «Маарахот» опубликовал статью об операции майора (рез.) Ицхака Штайгмана. Статья называется «’Дугман 5 Бет - операция, изменившая лицо войны’». Штайгман в 1970-1990 гг. занимал должность Начальника Сектора исторических исследований («Рош Мадор Михкар hистори») в Направлении наследия ВВС («Анаф ле-Тольдот Хейль hа-Авир»). Автор большого количества книг и статей по вопросам безопасности, но в первую очередь о ВВС в ходе Войны Судного дня. Сейчас Штайгман работает над книгой по данному вопросу. Ниже я привожу пересказ данной статьи с некоторыми моими уточнениями.
Предистория
На завершающем этапе Войны на истощение ВВС Израиля столкнулись с ЗРК С-125 (SA-3), недавно прибывшими из СССР в Египет. Средств РЭБ против этих ЗРК ещё небыло, тактика борьбы с ними не была отработана. В результате за короткое время были потеряны 5 «Фантомов», погиб командир 201-й эскадрильи Шмуэль Хец.
В последующие годы вопрос борьбы с ЗРК был центральным для ВВС. Были проведены исследования, вложены средства в РЭБ, проведена серия опытов и учений под общим названием «Лаhит». Были подготовлены крупномасштабные операции по подавлению системы ПВО Египта вдоль Суэцкого канала - «Тагар», и Сирии на Голанских высотах - «Дугман». По мере изменений в системах ПВО противника с одной стороны и усилению ВВС с другой - планы уточнялись, выходили их новые версии и варианты. На момент начала войны актуальными были «Тагар-4» и «Дугман-5 Бет» (т.е. «план Дугман, 5-я версия, 2-й вариант»). В целом планы сводились к скоординированной атаке десятков батарей одновременно.
Понимая всю проблематику вопроса, составители планов выдвинули условия для их осуществления:
- разведданные точные хотя бы на 80% (т.е. точно известны координаты как минимум 80% ЗРК противника); особо важно это было для Голанских высот, поскольку ПВО Сирии на 60% (15 батарей из 25) состояло из мобильных ЗРК «Квадрат» (SA-6); данные батареи защищали 3 сирийские пехотные дивизии на линии фронта и должны были продвигаться вместе с ними в случае наступления этих дивизий;
- подходящие погодные условия;
- выполнение операции в начале войны, что должно было расчистить путь и высвободить средства для непосредственной поддержки СВ в последующие дни.
Основной силой для проведения операций были «Фантомы», по-сути большая часть парка этих самолётов была предназначена для участия в «Тагар» или «Дугман». Планы включали тщательное планирование взлёта большого количества самолётов с разных баз для обеспечения одновременной атаки целей, жёсткое соблюдение маршрутов полётов, широкое использование воздушных и наземных средств РЭБ, привлечение дальнобойной артиллерии для обстрела ЗРК (
план «Бендиго», см. в отдельной статье), использование БПЛА-ловушек для дезориентации ПВО. По-сути командиры звеньев и отдельные лётчики не имели гибкости решений над полем боя, заполненном пусками ЗУР и массированным огнём зенитной артиллерии (ЗА).
Возможность использования ВВС для непосредственной поддержки СВ без предварительного подавления ПВО не прогнозировалась. Подобный подход был доведен до НГШ и министра обороны и был ими утвержден. Однако, война началась внезапно 06.10.73, без того, чтобы ВВС получили возможность нанести упреждающий удар по ПВО противника.
ЗРК Сирии на начало войны
На октябрь 1973 г. ПВО Сирии имела 36 батарей следующих типов:
Мобильные ЗРК «Квадрат» были организованы в 3 зенитно-ракетные бригады (ЗРБ), в каждой по 5 батарей, бригадная РЛС и КП. Каждая ЗРБ прикрывала одну моторизованную пехотную дивизию СВ Сирии, располагавшуюся вдоль фронта Голанских Высот. Прочие типы ЗРК были стационарные (точнее, полустационарные: их можно было перевозить с позиции на позицию, на это занимало немало времени) и прикрывали различные стратегические объекты по всей территории Сирии.
К середине 1973 г. Сирия сдвинула все свои стационарные ЗРК на юг. Они были размещены вокруг Дамаска или между Голанскими высотами и Дамаском. Группировка, прикрывавшая СВ Сирии, к началу войны насчитывала 25 батарей: 15 «Квадрат», 3 С-75 «Десна», 4 С-75М «Волга» и 3 С-125 «Печора». Размещение батарей было плотным, одна прикрывала другую, кроме того, батареи и СВ были прикрыты ЗА разных калибров.
Начало войны и операция «Тагар-4»
К ночи первого дня войны (06/07.10.73) КП высшего командования АОИ («Муцав hа-Пикуд hа-Илион») имел следующую картину ситуации: положение на Голанских высотах терпимое, вдоль канала - тяжёлое. Как следствие в 21:30 командующий ВВС представил НГШ план атаки ВВС на утро следующего дня: «Тагар-4». НГШ утвердил план.
План включал 4 волны атаки: первая для расчистки подходов к ЗРК - удар по ЗА, далее три налёта на сами ЗРК вдоль канала. Начало было намечено на 06:45 утра 07.10.73. За ночь техники подготовили самолёты, лётчики изучили свои цели. Погода вдоль канала была хорошая, координаты целей были известны (большая часть парка ПВО Египта состояла из мало подвижных комплексов С-75/125), так что шансы на успех операции были хорошие. В штабе ВВС царил оптимизм, со следующего дня ВВС вернутся к полномасштабным боевым действиям согласно военной доктрине АОИ.
Однако, ночью ситуация на Голанах стала меняться. В 03:51 командующий СВО генерал-майор Ицхак Хофи сообщил НГШ генерал-лейтенанту Давиду Элазару, что значительные силы сирийцев проникли в южную часть Голанских высот. Требовалась срочная авиаподдержка. Далее последовали новые и новые сообщения об ухудшении положения на Голанах. Министр обороны Моше Даян прибыл на КП СВО на горе Кнаан возле Цфата. Изучив ситуацию он попытался связаться с НГШ, а не найдя его позвонил в 06:42 командующему ВВС генерал-майору Бени Пеледу. Даян сказал: если до полудня ВВС не начнут наносить удары на Голанах - сирийцы прорвутся в долину Иордана.
В это время на КП ВВС прибыл НГШ. После 10-минутного разговора с командующим ВВС в 07:00 было принято решение: свернуть «Тагар-4» и перейти к «Дугман-5 Бет». В ходе разговора Пелед пытался убедить НГШ, что ВВС смогут нанести удары на юге Голан параллельно с продолжением «Тагар», но после того, как понял, что удары нужны на всей территории высот, согласился. Пелед оповестил командиров баз об изменении планов. НГШ же, прибыл в оперативное управление ГШ, сообщил о решениях и сказал, что через полтора часа ВВС начнут наносить удары на Голанах, а через 5 часов (т.е. после завершения «Дугман») авиаподдержка станет массированной.
В 06:57 в эскадрильях был получен приказ штаба ВВС: отменить 2-ю волну операции «Тагар» и приступить к подготовке «Дугман» со временем удара в 11:30. На этот момент часть самолётов ещё были в воздухе после 1-й волны «Тагар». Началась срочная подготовка к операции. При этом стоит учесть, что последняя аэрофотосъёмка Голан была проведена утром 05.10.73, т.е. более чем за 24 часа до начала войны и 48 часов до начала операции «Дугман». ЗРК «Квадрат» успели продвинуться вперёд вместе с наступающими войсками, таким образом имевшиеся разведданные полностью устарели.
Силы операции - все 4 эскадрильи «Фантомов» (69-я, 107-я, 119-я и 201-я) и 115-я эскадрилья «Скайхоков» из Тель-Ноф, имевшая на вооружении самолёты последней модели A-4N с новейшей по тому времени системой бомбометания. Для каждой эскадрильи был определён свой коридор в соответствии с географическим положением баз.
Ход операции «Дугман-5 Бет»
В 11:20 началась волна подготовительных ударов на батареи ЗА и работа РЭБ, причём к последней были привлечены только 6 вертолётов «Ясъур» (CH-53D) вместо 12 по плану. В 11:30 начался основной удар силами 64 самолётов (54 «Фантома» и 10 «Скайхоков»).
- 13 самолётов 69-й эскадрильи вылетели с базы Рамат-Давид для атаки 6 ЗРК. Все позиции оказались пустыми. Один из экипажей, Эхуд Ханкин и Шауль Леви, летевшие в 4-м звене эскадрильи, обнаружили свою цель прямо под собой, вне зоны поражения. Экипаж попытался провести резкий манёвр и спикировать на батарею под углом почти в 90 градусов, однако выйти из такого пикирования не смог, самолёт врезался в землю, оба погибли (есть и предположение, что самолёт был поражён огнём ЗА).
- 15 самолётов 119-й эскадрильи из Тель-Ноф также должны были атаковать 6 ЗРК. Они прошли над севером Голан в районе Кунейтры, попали под плотный огонь ЗА. 2-й номер во 2-м звене, Ави Барвар и Цви Афик, были сбиты ЗА на выходе из атаки. Оба катапультировались и попали в плен.
- 17 самолётов 201-й эскадрильи из Хацор должны были атаковать 3 ЗРК «Квадрат» и 2 РЛС станции. Маршрут их полёта проходил напрямую с запада на восток над южной частью Голанских высот, в районе перекрёстка Рапид. Командир эскадрильи на момент начал войны был за границей (в составе делегации по вопросу выбора нового самолёта ВВС - F-14 или F-15) и ещё не успел вернуться, эскадрильей командовал 1-й заместитель командира Рон Хульдаи (нынешний мэр Тель-Авива), вступивший в должность за месяц до этого. Уже в ходе инструктажа стало ясно, что маршрут полёта проходит над сирийскими войсками, вклинившимися в южную часть Голанских высот, т.е. крайне проблематичен. Однако попытки Хульдаи и командира базы полковника Амоса Лапидота изменить маршрут получили отказ от оперативного отдела ВВС: в ходе массовой атаки изменения маршрута угрожало срыву атак других эскадрилий. В ходе атаки самолёты шли у самой земли, набор высоты начался к востоку от перекрёстка Рапид. В этом районе колонна самолётов эскадрильи попала под полный огонь ЗА и стрелкового оружия сирийцев. Два самолёта были сбиты ещё до атаки. Меир Шани и Авраам Ашхаль из одного самолёта и Хаим Рам и Ицик Яхав из другого катапультировались и попали в плен к сирийцам. Ещё два самолёта были сбиты в ходе самой атаки и выхода из неё. Ори Шахак и Гилад Гербер катапультировались и попали в плен; Коби Хаюн и Узи Шамир смогли дотянуть до Галилеи и катапультировались уже над своей территорией. Эйтан Леви и Яир Давид посадили подбитый самолёт в Рамат-Давид. Сразу после них садился подбитый самолёт Гади Самока. Он был в самолёте один - штурман Авикам Лиф был выброшен из кабины (при поражении самолёта сработала автоматика катапультирования) и попал в плен в Сирии (единственный подобный случай в истории ВВС Израиля, а возможно и в мире). Самок увидел прямо перед собой самолёт Леви и Давида, смог увести свой самолёт вбок и избежал столкновения. Таким образом, 4 самолёта 201-й были сбиты, а ещё 2 сели подбитыми в Рамат-Давиде. Почти четверть парка эскадрильи. 1 из 4 укрытий самолётов (ДАТАК) эскадрильи полностью опустело. Один из самолётов, вернувшихся из атаки на свою базу, пилотировал Дан Халуц, впоследствии командующий ВВС и НГШ АОИ (его штурманом в том вылете был Эран Коэн).
- 9 самолётов 107-й эскадрильи из Хацерим вылетели 4 звеньями (3 пары и тройка) для атаки 4 ЗРК. Маршрут полёта пролегал над Иорданией, в обход СВ Сирии. Третьему звену, ведомому Раном Гореном и Коби Шмуэли удалось уничтожить ЗРК С-125. При наборе высоты Горен заметил, что позиции его цели пусты. Он попытался осмотреть местность, пытаясь найти новую позицию ЗРК - безуспешно. Тогда он вспомнил, что по дороге ему попалась батарея С-125. Он повернул назад и разбомбил эту батарею, сбросив 11 бомб калибра 750 фунтов на её РЛС и КП. В целом самолёты 107-й эскадрильи потерь не имели.
- В статье ничего не сказано о роли 10 «Скайхоков» 115-й эскадрильи. Судя по обсуждению на Фреш, они атаковали несколько пустых позиций ЗРК, а также ЗРК С-125, ранее атакованный «Фантомами» 107-й эскадрильи.
- «Скайхоки» 110-й эскадрильи выполнили 7 самолёто-вылетов обеспечения для запуска противорадиолокационных ракет AGM-45 Shrike («Эгроф»). 6 самолётов несли по одной «Эгроф Кахоль» (или просто «Кахоль»), выпустив их по 5 батареям «Квадрат» и одной «Волга». При этом одна из ракет взорвалась сразу после пуска, причинив небольшие повреждения самолёту-носителю. Ещё одна ракета не запустилась из-за технической поломки. Ещё один самолёт нёс 2 «Эгроф Шахор» (или просто «Шахор»), выпустив их по «Десна» (тому самому, атакованному 107-й и 115-й эскадрильями; кстати, по этой батарее нанесли удар и 2 «Скайхока» 102-й эскадрильи, в рамках предварительного налёта на позиции ЗА).
Подбитый «Фантом» лётчика Гади Самока в Рамат-Давид.
Итоги
Итак, как уже было сказано в начале статьи, из 25 атакованных батарей (в т.ч. 15 «Квадрат») была уничтожена только одна (С-125) и одна повреждена (С-75). И это ценой потери 6 «Фантомов», ещё 10 были повреждены. 2 лётчика погибли, 9 попали в плен, 2 смогли вернуться к своим. Все потери были от огня ЗА и огня СВ, плюс один самолёт разбился при атаке как описано выше. Ни один самолёт не был сбит или подбит огнём ЗРК.
При этом сразу после атаки, основываясь на докладах лётчиков, штаб ВВС был полон оптимизма. Глава разведотдела Рафи Хар-Лев считал, что уничтожено 36% из 25 ЗРК (т.е. 9 ЗРК). Командующий ВВС Пелед называл ещё большую цифру - 17 батарей уничтожено или повреждено. Однако, по мере анализа данных стала ясна реальная картина.
В штабе ВВС, на базах и эскадрильях воцарилась мрачная обстановка. Всем было ясно, что быстрый переход от «Тагар» к «Дугман» было ошибкой. Нужно было провести аэрофотосъёмку, уточнить позиции батарей, и лишь затем приступать к атаке. Провал создал психологический барьер в оперативном отделе ВВС, до 18.10.73 новых крупномасштабных атак на ЗРК небыло. ВВС были вынуждены проводить непосредственную поддержку СВ в районах, прикрытых ЗРК. Всего в ходе войны было выполнено 5,143 таких вылета (4,044 в Египте и 1,099 в Сирии) с потерей 60 самолётов (33 в Египте и 27 в Сирии), что составило 58% от общего числа потерь в 103 самолёта (замечу, что автор указывает цифру 102, но верна 103: разница за счёт боевого самолёта не указанного типа, получившего тяжёлые повреждения 13.10.73; довольно долго изучался вопрос его восстановления, однако впоследствии было решено списать данный самолёт;
подробнее о потерях ВВС в ходе войны - в веб-архиве). Несмотря на потери, поддержка ВВС имела важное значение в боях на сирийском фронте на всех этапах боёв, на египетском же - главным образом в районах, где небыло ЗРК или же они уже были подавлены в последние дни войны.
На диаграмме ниже - все вылеты боевой авиации в ходе войны (11,045) и их деление по задачам:
- 46.5% - непосредственная поддержка СВ;
- 37.4% - воздух-воздух;
- 6.5% - удары по аэродромам;
- 6.4% - удары по ЗРК;
- 2.2% - аэрофотосъёмка;
- 0.9% - удары по стратегическим целям.
К сказанному добавлю, что в конце войны ВВС провели ряд успешных операций против ЗРК в Египте. Например в ходе «Мефацеах-25» 22.10.73 без потерь были уничтожены 5 ЗРК. После войны ВВС продолжили вкладывать сила и средства в методики борьбы с ЗРК, венцом этих усилий стала
операция «Арцав-19» в Ливане 09.06.82, в ходе Первой Ливанской войны.
Ссылки:
- Статья в журнале «Маарахот».
- Статья «Что между ‘Тагар’ и ‘Дугман’, часть 1-я», сайт «Маркиа Шхаким».
- Атлас Войны Судного дня, сайт «Центр изучения ВСД».
- Обсуждение на Фреш.