Продолжаю детальное описание танка «Меркава», на этот раз расскажу о его двигателе («Маноа») и трансмиссии («Мимсерет»). Как обычно для современных танков, оба объединены в единый мотоблок (ХАТАК - «Хативат hа-Коах»). Начну с описания ситуации в данной области в АОИ к 70-м гг., т.е. к началу разработки «Меркава».
Мотоблок танка «Меркава-3».
История танковых двигателей в АОИ до «Меркава»
Оставлю без внимание разнородные танки, служившие в АОИ в штучном количестве в 1948-1952 гг. Сразу начну с
М4 «Шерман». Этот танк стал самым многочисленным уже в конце 1948 г., в период 1952-1955 гг. являлся единственным танком на вооружении АОИ, а вплоть до 1969 г. оставался самым массовым. Окончательно снят с вооружения только в начале 80-х гг.
Для быстрой организации серийного производства «Шерман» МО США обратилось к различным машиностроительным компаниям для максимального использования их потенциала. Поэтому танк сразу выпускался в различных модификациях, и эти модификации отличались одна от другой технологией изготовления корпуса (сварной или цельнолитой на М4А1), силовой установкой и даже длиной корпуса (модели М4А4 и М4А6 имели удлинённый корпус из-за более крупного двигателя). В общей сложности известно 7 основных модификаций танка. По двигателю имеем:
- M4 и M4A1 - звездообразный авиационный двигатель Continental R975-C1, 350 л.с., или R975-C4, 400 л.с.
- M4A2 - дизель GM 6046 - спарка шестицилиндровых дизелей GM 6-71, 375 л.с.
- M4A3 - бензиновый 8‑цилиндровый V-образный V8 Ford GAA, 500 л.с.
- M4A4 - 30-цилиндровая силовая установка Chrysler A57 multibank, состоящая из 5 автомобильных рядных 6-цилиндровых бензиновых двигателей L6, 370 л.с.
- M4A5 - обозначение, зарезервированное для канадского Ram Tank, но реально не использовавшееся. Ram имел Continental R-975E-C2, 400 л.с.
- M4A6 - многотопливный 9‑цилиндровый радиальный дизель Caterpillar D-200A, (создан на базе бензинового Wright R-1820 Cyclone), он же Ordnance Engine RD-1820, 450 л.с.
Первые 5 модификаций пошли в серию в течении полугода - с февраля по июль 1942 г. M4A6 был выпущен малой серией (75 штук) в конце 1943 - начале 1944 гг. Таким образом, реально мы имеем 5 массовых моделей «Шерман», с М4 по М4А4. А общий объём производства всех моделей данного танка, завершившийся в июле 1945 г., составил 49,234 штук, не считая прототипов.
Интересно отметить, что первый «Шерман», попавший в руки организации «Хагана» ещё 14.05.48, был M4A2 с со спаркой дизелей. Эта модель не использовалась в Армии США, но имелась в КМП, а главное - поставлялась по ленд-лизу СССР и Великобритании. Поэтому наличие именно M4A2 на английской базе в районе Хайфы удивлять не должно. Однако практически все прочие «Шерман», закупавшиеся Израилем, имели Continental R975 и именно этот двигатель стал в АОИ стандартным на целое десятилетие. Прочих образцов было немного, например в 1950 г. прибыли 12 M4A3, а в 1955 г. в АОИ имелось 76 боеспособных и 131 неисправный «Шерман», среди последних было 4 M4A2. Были и гибриды: например в 1951 г. во Франции были куплены 40 M4A4, но с двигателем Continental R975. По мере ремонта и постановке на вооружение, разнородные двигатели менялись на Continental R975.
В Израиле «Шерман» называли по модели пушки. Т.е. танки любых модификаций с 75-мм пушками М3 называли «Шерман» М-3, с 76.2-мм пушкой М1 - «Шерман» М-1, со 105-мм гаубицей М4 - «Шерман» М-4. Впоследствии появились собственные модернизации - «Шерман» М-50 с французской 75-мм пушкой CN75-50 и «Шерман» М-51 с французской 105-мм пушкой CN-105-57 (CN-105-F1 со стволом, укороченным с 56 до 44 калибров и дульным тормозом). Первые 50 «Шерман» М-50 всё ещё имели Continental R975, но далее на танки ставили новые американские дизели Cummins VT8-460 мощностью 460 л.с. Все «Шерман» М-51 также получили этот дизель.
К войне 1967 г. АОИ имела 522 «Шермана», в т.ч. 494 боеготовых (146 М-1, 173 М-50 и 175 М-51). В 1973 г. на вооружении был 341 «Шерман» М-50 и М-51, причём точно известно, что уже на 01.01.72 танков М-1 и М-50 с двигателями Continental R975 в АОИ небыло. Таким образом, «дизелизация» «Шерманов» завершилась не позднее 1971 г.
Первым новым танком АОИ стал
лёгкий AMX-13. Первые прибыли в Израиль в феврале 1955 г, а всего до 1962 г. Израиль получил 184 AMX-13. Все они имели 8-цилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения SOFAM Model 8Gxb мощностью 250 л.с. В Израиле AMX-13 не модернизировались и уже в 1968 г. были сняты с вооружения.
В 1959 г. Израиль начал получать из Великобритании танки
«Центурион» (Centurion), «Шот» в АОИ. В 1969 г. данный танк стал самым массовым в АОИ и являлся таковым примерно до конца 70-х гг. В общей сложности Израиль закупил до 1,100 этих танков, а ещё 42 захватил у Иордании в 1967 г. Все танки имели бензиновый двигатель водяного охлаждения Rolls-Royce Meteor мощностью 650 л.с. в сочетании с механической трансмиссией Merrit-Brown Z51R Mk. F и 5-скоростной ручной коробкой передач.
В декабре 1969 г. началась «дизелизация» «Шот». Устанавливался дизель Continental AVDS-1790-2AC с гидромеханической трансмиссией Allison CD-850-6 (далее CD-850-6A). Проект завершился в 1974 г., последним «Шот» с двигателем Meteor пришлось повоевать ещё в 1973 г. В рамках последующих модернизаций двигатель модифицировали в вариант AVDS-1790-2AG.
В 1964-1966 гг. Израиль получил 250 танков M48 Patton, «Магах» в АОИ. 140 были модели М48А1 («Магах-1»), 110 - М48А2С («Магах-2»). Первые имели бензиновый двигатель Continental AV-1790-7B и трансмиссию Allison CD-850-4A или CD-850-4B, на вторых двигатель был модели AVI-1790-8. «Магах-2» поступили на вооружение в оригинальном виде, а «Магах-1» сразу модернизировались в вариант «Магах-3», близкий к М48А3, но с рядом усовершенствований, появившихся в США только на М48А5 (105-мм пушка, низкопрофильная командирская башенка). Далее до того же стандарта модернизировали и «Магах-2», а также трофейные М48. Модернизация включала установку дизеля Continental AVDS-1790-2A с гидромеханической трансмиссией Allison CD-850-6. К Шестидневной войне в войсках были 15 «Магах-3», а модернизация всех (включая иорданские трофеи: из 129 захваченных в 1967 г. 106 были поставлены на вооружение) танков завершилась в 1971 г. (всего модернизировано 345 машин).
Во время войны 1967 г. кроме М48 и «Центурион», АОИ захватила и танки советского производства: 101 Т-55 (55 приняты на вооружение), 177 Т-54 (91), 9 ПТ-76 (6). В последующем были и трофеи 1973 г., включая Т-62 (72 поставлены на вооружение). Все эти танки имели дизельные двигатели и механические трансмиссии, в Израиле они не менялись.
В дальнейшем Израиль получил
танки М60 («Магах-6», первые 126 М60А1 в 1972 г. - т.н. «Магах-6 Алеф») и дополнительные М48, в т.ч. оригинальные американские М48А5 («Магах-5», 150 в 1977-1979 гг.). Последними иностранными танками стали 300 М60А3, заказанные в 1979 г. и полученные в 1980-1985 гг. Около 400 М60 были модернизированы до уровня
«Магах-7». Все эти танки имели дизельные двигатели Continental (750 л.с. для AVDS-1790-2 всех вариантов, 908 л.с. для AVDS-1790-5A) и гидромеханические полуавтоматические трансмиссии Allison, в т.ч.:
- М48А5 - дизель AVDS-1790-2D и трансмиссия CD-850-6A;
- М60 - дизель AVDS-1790-2A и трансмиссия CD-850-5;
- М60А1 - дизель AVDS-1790-2A или AVDS-1790-2AG и трансмиссия CD-850-5;
- М60А1(RISE) и М60А3 - дизель AVDS-1790-2D RISE и трансмиссия CD-850-6A;
- «Магах-7 Гимель» и «Магах-6 Бет Галь БАТАШ» (90-е гг.) - дизель AVDS-1790-5A и трансмиссия CD-850-6B.
Таким образом, к началу разработки «Меркава» часть танков уже прошли «дизелизацию» («Шерманы») или имели дизели оригинально (советские трофейные и начавшие поступать на вооружение М60А1), для других проекты «дизелизации» были в разгаре и завершились в 1972-1974 гг. (М48 и «Центурион»). Возможно в последующем эти проекты возобновлялись для модернизации вновь прибывших машин (М48 и «Центурион»). Танки новых типов (семейство М60 и М48А5) имели дизели оригинально.
Двигатели танков «Меркава» Мк.1, Мк.2 и Мк.3
Как уже было сказано выше, в 1967 г. АОИ начала установку дизелей семейства AVDS-1790 на танки «Магах-1/2», а в 1969 г. - и на «Шот». Поэтому выбор именно этого дизеля для «Меркава-1» понятен. Первоначально речь шла об обычном двигателе мощностью 750 л.с., но достаточно быстро стало ясно, что его мощности мало для нового танка. И в марте 1973 г. с компанией-производителем было подписано соглашение на поставку нового двигателя мощностью 900 л.с. До его прибытия прототипы испытывались с дизелем мощностью 750 л.с.
Итак, на разных моделях «Меркава» использовались: AVDS-1790-6A (900 л.с.) для «Меркава-1» и «Меркава-2», AVDS-1790-9AR (1,200 л.с.) для «Меркава-3» (а также различных машин на его базе, в т.ч. БТР «Намер»). Как будет сказано ниже, по-видимому «Меркава-2» проходил испытания и с AVDS-1790-8A (1,050 л.с.).
Несколько слов о данном семействе двигателей. На Википедии есть большая статья ‘
Continental AV1790’, где описываются бензиновые двигатели AV1790 и AVI-1790 и дизели AVDS-1790. Это - 12-цилиндровые V-образные двигатели воздушного охлаждения, при этом буквы и цифры в названии обозначают:
- A - воздушного охлаждения (Air cooled);
- V - V-образное расположение цилиндров (Vee cylinder arrangement);
- I - инжекторная система подачи топлива (Fuel Injection);
- D - дизель (Diesel);
- S - наличие нагнетателя (Supercharged), т.е. турбонадув;
- 1790 - округлённый объём цилиндров в кубических дюймах, более точная цифра - 1791.7 (т.е. 29,361 кубических см, т.е. 29 литров).
Компания-производитель за свою историю несколько раз меняла названия. В 1929 г. создана как Continental Motors Company, в 1969 г. куплена Teledyne Incorporated и стала называться Teledyne Continental Motors (TCM). В мае 2011 г. была переименована в Continental Motors, Inc., а в марте 2019 г. - в Continental Aerospace Technologies. Как следствие, название двигателя можно встретить как Continental AVDS-1790, Teledyne Continental AVDS-1790, Teledyne AVDS-1790, TCM AVDS-1790. Но нет никакой связи с General Dynamics или GDLS (General Dynamics Land Systems), последнее относится к двигателю, используемому на «Меркава-4» (см. ниже).
В вышеупомянутой статье о Continental AV1790 приведен такой список используемых в Израиле на «Меркава» моделях:
- AVDS-1790-5A (908 л.с. на 2,400 об/мин) - на «Меркава-1» (а также на «Магах-7»);
- AVDS-1790-6A (908 л.с. на 2,400 об/мин) - на «Меркава-2» (а также на БТР «Накпадон»);
- AVDS-1790-7A (950 л.с.) - на «Меркава-2»;
- AVDS-1790-8A (1,050 л.с. на 2,400 об/мин) - использование не указано;
- AVDS-1790-9AR (1,200 л.с. на 2,400 об/мин) - на «Меркава-3»;
- AVDS-1790 1500 (1,500 л.с. на 2,600 об/мин) - использование не указано.
Интересно отметить указание мощности первых моделей как 908 л.с. Меня всегда удивляло то, что для «Меркава-1/2» мощность указывается как 900 л.с., а для «Магах-7» - 908 л.с. (точнее, для «Магах-7 Гимель», на первых «Магах-7» стоял оригинальный для М60 двигатель AVDS-1790-2A мощностью 750 л.с.). Так или иначе, все израильские источники говорят о 900 л.с. для «Меркава-1/2» и 1,200 для «Меркава-3». Как указано выше, были и опыты с AVDS-1790-8A, а вот о AVDS-1790-7A данных нет (хотя статья Википедии ‘Merkava’ на английском вслед за статьёй ‘Continental AV1790’ также называет AVDS-1790-7A как двигатель «Меркава-2»; скорее всего что если что-то такое и было - то только эксперименты).
Поскольку размеры всех двигателей схожи, да и масса почти одинакова (2,200 кг для AVDS-1790-5A, 2,300 кг для более поздних моделей, включая AVDS-1790-9AR), модернизация ранних «Меркава» на AVDS-1790-9AR была вполне возможна. Я уже писал в статье
«Влияние боевых действий в Ливане (1982-2006) на развитие БТТ АОИ», что в 1999 г. 3 танка «Меркава» Мк.2 Бет БАТАШ получили мотоблок мощностью 1,200 л.с. (т.е. двигатель AVDS-1790-9AR). Испытания прошли успешно, но из-за вопросов логистики продолжения работы не получили, все 3 танка были вновь оснащены оригинальными мотоблоками.
Двигатель танка «Меркава» Мк.4
Как было сказано выше, семейство AVDS-1790 включает модель AVDS-1790 1500 мощностью 1,500 л.с. Нет информации, когда была создана эта модель и рассматривалась ли она для «Меркава». Однако известно, что уже в середине 80-х гг. начали подыматься вопросы о замене AVDS-1790.
Дело в том, что с 1980 г. на вооружение Армии США начал поступать М1 «Абрамс», имевший двигатель другого типа (газотурбинный Honeywell AGT1500). В 1987 г. США сняли с вооружения последние М48, а в 1997 г. - и М60. Постепенно снимались с вооружения и специальные машины на базе М60, например инженерные М728 - в 2007 г. И хотя за границей было ещё немало пользователей М48/60 и машин на их базе, долгосрочные планы на AVDS-1790 было строить уже нельзя.
В 1990 г. началось производство «Меркава-3», всё ещё с двигателем семейства AVDS-1790. Командование АОИ было полностью удовлетворено данным танком и создавать что-то для его замены смысла не видело. Но вот двигатель хотелось поменять на что-то принципиально новое, имеющее потенциал для серийного производства на следующие 30-40 лет. И лишь затем, в ходе работ по установке нового двигателя и трансмиссии, было принято решение создать новый танк, «Меркава-4». Промежуточные решения (например т.н. «Меркава-3.5» - башня от «Меркава-3» на новом корпусе с новым мотоблоком) были отвергнуты.
Итак, был выбран немецкий V-образный 12-цилиндровый дизель MTU 883 мощностью 1500 л.с. компании
MTU Friedrichshafen GmbH (в настоящее время принадлежит Rolls-Royce Power Systems), а также немецкая трансмиссия фирмы Renk (о чём речь пойдёт ниже). Для возможности использования средств американской военной помощи, его выпуск по лицензии был налажен в США компанией
General Dynamics (а точнее, GDLS - General Dynamics Land Systems) и обозначение изменено на GD883. Для снижения цен и поддержания непрерывности поставок с рядом компаний (каждая из которых была уникальным поставщиком по своему виду продукции) были подписаны контракты на системы сразу для 400 танков.
Последнее нашло отражение в статье
«Объёмы производства танка ‘Меркава’». В начале 2000-х гг. сайт fas.org опубликовал данные (скорее всего не полные) американских военных поставок Израилю в 1993-2000 гг. Среди прочего там фигурируют поставки танковых двигателей, в т.ч. (пункт от 01.11.99) - 400 GD883 (Power Packs less transmissions) на сумму 265 млн долларов для танков «Меркава-4». Данная цифра (400) долгие годы служила размером заказа на «Меркава-4», хотя реально заказ должен быть несколько меньше (часть двигателей используется как запасные, можно предположить, что как минимум 10%, т. е. 40). Я не встречал данных о последующих заказах до 2019 г., но 12.02.19 появилась публикация о заказе 270 двигателей MT883 (в т.ч., по-видимому, 30 запасных) для БТР «Намер». Скорее всего, все они предназначены для «Меркава-4», поскольку до сих пор нет информации о переходе «Намер» на GD883.
Семейство MTU 883 (а точнее MTU MT-883) имеет водяное (а не воздушное) охлаждение. Создано специально для боевых машин массой свыше 60 тонн. Имеет ряд модификаций, в т.ч. Ka-500 (1,500 л.с. на 2,700 об/мин), Ka-501 (1,630 л.с. на 2,700 об/мин), Ka-524 (2,740 л.с.). Объём двигателя несколько меньше AVDS-1790 - 27.4 л (1,674 кубических дюйма). Сухой вес двигателя также меньше - 1,800 кг (3,968 фунтов). Более подробно о двигателе можно прочесть по следующим ссылкам:
MTU 883 считается одним из самых успешных западных дизелей своего класса. Так, он требует всего 60% места от используемого для установки MTU MB 873 Ka-501 (на танке «Леопард-2»). Кроме «Меркава-4», данный дизель используется на первой серии южнокорейских танков K2 Black Panther, французских «Леклерк», проданных ОАЭ (т.н. «Тропический Леклерк» - Tropicalized Leclerc), экспортном варианте «Челленджер-2» (Challenger 2E, серийно не строился). А на индийском «Арджун» установлен MTU MB 838 Ka-501 мощностью 1,400 л.с. - по-сути 10-цилиндровый вариант MTU MT-883.
Удельная мощность танка
Удельная мощность зависит от мощности двигателя и массы танка. Мощность указана выше, о массе же я написал в 2021 г. статью
«Сколько весит ‘Меркава’?».
Исходя из официальных данных массы (63/63/65/65 тонн) имеем:
- «Меркава-1» - 14.3 л.с./т;
- «Меркава-2» - 14.3 л.с./т;
- «Меркава-3» - 18.6 л.с./т;
- «Меркава-4» - 23.1 л.с./т (и 18.75 л.с/т при массе в 80 тонн).
Для сравнения: британский
«Чифтен» Мк.5 (55 тонн, 750 л.с.) имел 13.6 л.с./т, американский
М60А1 (47.63 тонн, 750 л.с.) - 15.7 л.с./т. Для танков же 3-го поколения:
«Челледжер-2» (64 т, 1,200 л.с.) - 18.8 л.с./т.,
«Леопард-2А6М» (62.5 тонн, 1,500 л.с.) - 24 л.с./т.,
M1A2C «Абрамс» (66.8 тонн, 1,500 л.с.) - 22.5 л.с./т.
Вспомогательный двигатель
На современных танках принято иметь вспомогательный двигатель, т.н. APU (Auxiliary Power Units). Назначение - вращать генератор, питающий электросистемы танка, когда основной двигатель выключен или повреждён. На «Меркава» APU установлен начиная с модели Мк.4, находится на левой надгусеничной полке в задней части корпуса.
Данный APU выпускается фирмой
Kinetics, принадлежащей «Эльбит Маарахот» (в 1998 г. куплено 51% акций компании, в 2009 г. - оставшиеся 49%). Подробнее на APU -
на сайте «Эльбит».
Трансмиссия танков «Меркава»
На модернизированных «Шот» (т.н. «Шот Каль») и «Магах» (начиная с «Магах-3») использовался мотоблок «Континенталь-Алисон», т.е. сочетание вышеописанных двигателей компании «Континенталь» и трансмиссий CD-850 компании «Алисон» (
Allison Transmission). Как следствие, было принято решение использовать ту же трансмиссию и на «Меркава-1».
Разработка CD-850 началась ещё в 1941 г., к производству прототипов она была готова в 1944 г. Серийное производство было начато в 1949 г. и продолжалось до 1986 г. (а в Испании по лицензии - ещё около 10 лет). Это - гидромеханическая трансмиссия, состоящая из гидротрансформатора, трехступенчатой планетарной коробки передач и многорадиусного планетарного дифференциального механизма поворота. На английском такие трансмиссии называют
Cross-drive steering transmission, отсюда можно встретить в описаниях «трансмиссия Кросс-Драйв». На «Меркава-1» использована полуавтоматическая трансмиссия CD-850-6BX с 2 передачами переднего и 1 заднего хода.
Трансмиссия сразу вызывала немало нареканий, тем более что приближалось окончание её серийного выпуска в США. И поэтому для «Меркава-2» израильская компания
«Ашот Ашкелон» разработала собственную автоматическую гидромеханическую трансмиссию с 4 передачами переднего и 3 заднего хода. Её же продолжили использовать и на «Меркава-3» (а также на БТР «Намер» на его базе). Кстати, Википедия на английском утверждает, что эти модели используют немецкую трансмиссию
Renk RK 304 с 4 передачами переднего и 4 заднего хода, но подтверждения этому в других источниках нет.
А вот для «Меркава-4» действительно была выбрана немецкая трансмиссия компании Renk - автоматическая
Renk RK 325 с 5 передачами переднего и 5 заднего хода (замечу, в Википедии указаны 5+2 соответственно (5 fwd, 2 rev), но 5+5 - это данные с сайта производителя. Масса трансмиссии без смазки - 2,350 кг. «Ашот Ашкелон» производит RK 325 по лицензии.
Объём топлива и запас хода
Различные источники приводят следующие данные по объёму топлива и запасу хода (напомню, что запас хода измеряется на ровной дороге с твёрдым покрытием, при езде с оптимальной скоростью):
- Википедия на иврите: для всех моделей - 1,400 л в 5 баках (3 спереди, 2 сзади), 500 км.
- Википедия на английском: 900 л и 400-500 км для Мк.1, 900 л и 500 км для Мк.2, 1,100 л и 500 км для Мк.3 и 1,400 л и 500 км для Мк.4.
- «Джейнз»: 1,250 л и 400 км для Мк.1, 1,400 л и 500 км для Мк.3.
- «Бронесайт» (armor.kiev.ua): 400 км для Мк.1, 500 км для Мк.2, 1,400 л и 500 км для Мк.3 и Мк.4.
- В статье на сайте АОИ (линк более недоступен) за 22.07.18 и её перепечатке на сайте «7-й канал» за ту же дату, а также в соответствующем видео на youtube за 11.07.19 сказано, что Мк.4 вмещает 1,200 л топлива. Впрочем, авторы могли допустить ошибку.
- Книга «История Службы вооружений в 1967-1985 гг.» (стр. 243): 400 км для Мк.1.
- Плакаты АОИ на выставке в Латруне - 1,400 л и 500 км для Мк.3 и Мк.4.
К этим цифрам можно добавить следующее:
- Разработка новой автоматической трансмиссии для «Меркава-2» позволило увеличить запас хода при том же запасе топлива. Так что рост запаса хода с 400 до 500 км при том же объёме топливных баков выглядит реалистичным.
- Разработана система крепления к задней правой части корпуса (вместо правой корзины имущества) стандартной топливной бочки (скорее всего на 205 л). Также возможно буксировка цистерны-полуприцепа (фото приведены ниже). На практике на фото и видео с учений такие бочки и цистерны не замечены, т.е. на реально этими решениями не пользуются.
Замена мотоблока
Для танков «Меркава» всех моделей хорошо продуман доступ к двигателю и трансмиссии и быстрая замена мотоблока. Как известно, мотоблок находится в передней части корпуса, трансмиссия - спереди, двигатель - сзади. В передней части верхней лобовой детали (ВЛД) корпуса имеется откидная (вперёд вверх) панель для доступа к трансмиссии и частично - к двигателю и проведения регламентных работ. Остальная ВЛД снимается подъёмным краном. При этом башня разворачивается вправо, для танков с бронёй 4-го поколения (т.е. Мк.2 БАТАШ, Мк.3 позднего выпуска и всех Мк.4) необходимо снять краном и модули брони с левого борта башни. Далее подъёмным краном извлекается мотоблок. Соответственно установка осуществляется в обратном порядке.
Стоит помнить, что масса мотоблока - около 5 тонн. Например для Мк.4: MTU MT-883 имеет сухую массу 1,800 кг, Renk RK 325 - 2,350 кг, плюс масло, вода системы охлаждения и т.п.
Click to view
Двигатель и трансмиссия по книге памяти Ихиама Харпаза
Я уже рассказывал о
Ихиаме Харпазе (1947-2013). В течении многих лет (с перерывами с 1971 г.) Ихиам работал в КБ разработки «Меркава» (РАПАТ), в т.ч. в 1979-1986 гг. - в должности Начальника сектора шасси («Рош Мадор МАЗКОМ», в звании подполковник с 1982 г.), а в 1987-2005 гг. - в должности Начальника направления подвижности («Рош Анаф Отомативи», в звании полковник с 1989 г.). В книге о Ихиаме содержится много информации по затронутым мною вопросам.
Оригинальный двигатель «Метеор» танков «Центурион» имел на 1967 г. срок службы до ремонта всего 30-40 часов. Для сравнения: двигатели танков «Меркава-3» работают по 1,000-1,300 часов до ремонта (стр. 34, 197).
Был проект (стр. 70) установки на танке «Меркава-2» газотурбинного двигателя (ГТД). Работы проходили на заводе «Маноэй Бейт-Шемеш». Для проекта на завод был доставлен корпус танка, получивший кодовое название «Амуд» («Столб»). Успехом проект не завершился, корпус несколько лет оставался на заводе, а потом был использован для отработки новой подвески, предназначенной для будущего «Меркава-3», разрабатываемого в те годы. Кстати, позже на этом же корпусе проводились испытания некого двигателя мощностью 1,050 л.с. (стр. 162). Возможно речь идёт о AVDS-1790-8A.
В Израиле постоянно шли работы над модернизацией двигателей AVDS с целью продлить их срок службы, понизить опасность пожара и удешевить эксплуатацию. Например, в начале 90-х гг. были выполнены следующие существенные работы: изменения выхлопной трубы двигателя, улучшение выпускных клапанов, изменение расположения клапанов системы термодинамической аппаратуры (маскировка танка дымом, создаваемым впрыском топлива в выхлопную трубу двигателя), переход на жесткие трубопроводы вместо гибких, улучшение маслопроводов, разработка системы электроподогрева (для запуска двигателя на холоде, внедрена в конце 90-х на «Меркава-3» и далее на БТР «Намер»; т.н. GLOW-PLUG), разработка генератора А800, доработки стартера, изменения в насосе впрыска топлива, усовершенствование механизма коэффициента впрыска и многое другое.
Трансмиссии также модернизировались, как «Алисон» CD850 на «Меркава-1», так и последующее поколение на «Меркава-2/3» и БТР «Намер». Есть намёк о подобных работах и для новой трансмиссии на «Меркава-4». Например, трансмиссия «Меркава-2/3» и БТР «Намер» имеет электронное управление, т.е. компьютер («Махшев», т.н. «Блок электроники» - «Тейват Электроника»), управляющий работой трансмиссии. Были внесены многочисленные улучшения в алгоритмы работы этого компьютера (проект длился более 10 лет, с начала 90-х гг.). Но также - и другие виды улучшений, например переход на двойной тормоз вместо одинарного (т.е. два диска с 32 колодками вместо одного с 16 колодками), новые приводы тормоза и др.
Всего в период 1987-2005 гг. (годы Харпаза в должности Начальника направления подвижности) было внесено 75 изменений в двигателе и 55 - в трансмиссии (стр. 115).
После выполнения ремонта мотоблок проверяется на испытательном стенде («Миткан hараца»). Такие стенды существуют на танкоремонтном заводе (МАША) и в окружных мастерских Службы вооружений (ЙАХШАМ). В конце 90-х - начале 2000-х гг. был проведен проект создания мобильных стендов для «Меркава-1/2/3» и БТР «Намер» и закуплены примерно 10 штук. Они позволяют работу в случае выхода из строя МАША и ЙАХШАМ, но главное - обеспечивают проведение работ вблизи переднего края, когда специалисты Службы вооружений способны выполнить ремонт в полевых условиях, что снижает необходимость в перевозках мотоблоков в тыл и назад. После поступления на вооружение «Меркава-4» был создан мобильный стенд и для него. Прототип был установлен на базе Цеэлим, далее изготовлены ещё 3 стенда (ситуация на на 2014 г.; стр. 116).
Имеется статистика надёжности мотоблока «Меркава-1» на 1982 г. Во время Первой Ливанской войны 1982 г. в АОИ была одна танковая бригада, полностью завершившая перевооружение на «Меркава-1» - 7-я. Используемая на танке модификация двигателя была всё ещё новой для АОИ и страдала от «детских болезней». Стоит помнить, что танк поступил на вооружение в 1979 г., но перевооружение бригады заняло время, так что ещё не был накоплен опыт длительной эксплуатации, когда танками управляют молодые водители срочной службы. В первые дни войны бригада прошла от границы и до Бейрута, в среднем по 120 км на танк. За это время замена мотоблока была проведена 12 раз. Кстати, согласно оценке Ихиама, если бы 401-я бригада примерно в 2005 г. (завершение перевооружения на «Меркава-4»; двигатель также был нов в тот период и страдал от «детских болезней») провела бы марш на гусеницах 100 танками на 100 км, пришлось бы заменить 5 мотоблоков, причём в большинстве случаев ремонт проводился бы вблизи от передовой (стр. 164).
Фотогалерея
Прототип «Меркава-1» видны элементы системы охлаждения двигателя:
Откидная панель доступа к трансмиссии:
«Меркава-2» с бронёй 4-го поколения.
«Меркава-2» с бронёй 4-го поколения.
«Меркава-3».
Замена мотобока:
Мотоблок танка «Меркава-2»:
Мотоблок танка «Меркава-3»:
Мотоблок после пожара.
Дроссель подачи топлива в двигатель.
Насос удаления пыли из воздушных фильтров двигателя.
Топливопроводы двигателя.
Топливо- и маслопроводы двигателя.
Разрез двигателя.
Различные поломки двигателя.
Мотоблок танка «Меркава-4»:
Трансмиссия танков «Меркава-2/3»:
Разрез трансмиссии и усиленный главный вал трансмиссии.
Тормоз в трансмиссии.
Приводы тормоза.
Электропривод экстренного торможения (запускается нажатием кнопки с мест водителя, командира и заряжающего).
Электронный блок управления трансмиссией.
Соляноиды управления трансмиссией.
Трансмиссия танка «Меркава-4»:
Бортовой редуктор (бортовая передача) танков «Меркава»:
Разрезы: бортовой редуктор (слева) и трансмиссия (справа).
Дополнительные фото бортового редуктора (в т.ч. в разрезе) - в статье «Ходовая часть танка ‘Меркава’»,
часть 2 и
часть 3.
Вспомогательный двигатель (APU) на «Меркава-4»:
Полевой испытательный стенд мотоблоков «Меркава-2/3»:
Заправка танка, дополнительные бочки и цистерны:
Ссылки:
- Амира Шахар «История Службы вооружений в 1967-1985 гг.».
- Танки и истребители танков АОИ, статья 2002-2006 гг. в вебархиве.
- Книга «Ихиам», формат pdf.
- Статьи «Танк Меркава» на Википедии на иврите, английском и русском.
- Статьи «Меркава-1», «Меркава-2», «Меркава-3» и «Меркава-4» на Википедии на иврите.
- Двигатели AVDS-1790 на сайте nsnlookup.
- Прототипы танка «Меркава», статья на сайте «Яд ле-Ширъон», 26.03.18.
- 10 фактов о танке «Меркава», статья на сайте «Яд ле-Ширъон», 15.10.18.
- Статья «50 лет израильскому танку» на сайте АОИ, 20.10.20.
- Поколения танка «Меркава» на сайте МО Израиля.
- Разработка «Меркава», статья на сайте товарищества Службы вооружений.
- Рождение танка «Меркава-4», статья на сайте товарищества Службы вооружений.
- «Бронесайт» (armor.kiev.ua).