Недавно на сайте «Яд ле-Ширъон» выложили 57-й номер журнала «Ширъон» (сентябрь 2020 г.). Номер посвящён 20-летней годовщине вывода израильских войск из Зоны Безопасности (ЗБ) в Южном Ливане (24.05.20). Одна из статей называется «Влияние боевых действий в Ливане на развитие БТТ АОИ» (стр.24-27). Её авторы - бригадный генерал (рез.) Барух Мацлиах и полковник (рез.) Шауль Нагар. Мацлиах в 2013-2017 гг. возглавлял Директорат разработки БТТ в МО (МАНТАК), а до этого был главой КБ по разработке БТТ в Службе вооружений (РАПАТ). Среди прочего исследовал случаи поражения БТТ в ходе 2ЛВ 2006 г. Лауреат Премии Безопасности Израиля в составе группы разработчиков КАЗ «Меиль Руах». Нагар много лет работал над созданием БТТ и различных систем для неё, в т.ч. систем защиты, как в АОИ, так и в оборонной промышленности. Статья интересна тем, что кроме общих описаний, в ней есть ряд конкретных цифр, часть из которых публикуются впервые (во всяком случае, мне не известно о их предыдущей публикации). Ниже - сокращённый перевод этой статьи.
«Магах-6 Бет БАТАШ»
Первый этап - 1ЛВ, июнь-сентябрь 1982 г.
АОИ использовала в Ливане три семейства танков: «Меркава» (в то время речь шла только о Мк.1), «Магах» (М48/М60) и «Шот» («Центурион»). Последние два были оснащены новейшей в то время динамической защитой (ДЗ) «Бальтан», показавшей высокую эффективность. Что касается «Меркава», в боях участвовало примерно 150 танков данного типа. От себя замечу, что в Ливане было 6 батальонов этих танков, т.е. 216 танков по штатной численности и даже 222, если брать во внимание 3 танка на бригадном уровне. Даже если штаты были не полные, речь должна идти о примерно 200 танках. Возможно автор имел в виду батальоны, входившие в непосредственное боесоприкосновение с противником.
Боевые поражения получили 39 «Меркава», всего речь шла о 57 попаданиях (т.е. некоторые были поражены более 1 раза). При этом 40% попаданий были спереди, 30% справа, 20% слева и 10% сзади. РАПАТ и Испытательное подразделение Службы вооружений (НАСА), вместе с Отделом тактики брт войск (ТАХАШ), внимательно изучили каждое поражение и составили базу данных, используемую в дальнейшем как источник извлечения выводов для развития бронирования «Меркава».
«Меркава» продемонстрировал себя как эффективный, технически надёжный и хорошо защищённый танк. В среднем в каждом танке, броня которого была пробита, был 1 пострадавший танкист (раненный или убитый), по сравнению с 2.3 на «Магах» и «Шот». Ни один танкист «Меркава» не пострадал от ожогов. Боекомплект ни одного из «Меркава» не взорвался. Ни один «Меркава» не был потерян безвозвратно: все подбитые танки были эвакуированы и отремонтированы. Среди прочего, на практике были проверены такие решения, как размещение моторно-трансмиссионного отделения (МТО) спереди и размещение боекомплекта в защищённых огнеупорных контейнерах. Выводы, извлечённые из случаев поражения, были использованы для дальнейшего улучшения танка. Часть были воплощены уже на Мк.1, остальные - при разработке Мк.2 и Мк.3.
Единственная проблема в столь успешном применении «Меркава» была связана с моральной ситуацией в брт войсках после войны: все хотели служить только в бригадах, укомплектованных этим танком. Были прямые случаи отказов от службы на других типах танков. Были и случаи, когда родители призывников-танкистов пытались оказать прямое давление на штаб Главного офицера брт войск, требуя, чтобы их дети служили на «Меркава»...
Второй этап - пребывание на территории Ливана и ЗБ, 9/1982 - 5/2000
В статье нет подробностей развития танков других типов, кроме «Меркава», видимо потому, что они уже сняты с вооружения (последние «Магах-6» и «Магах-7» - в 2014 г.). Тем не менее, одна деталь всё же упомянута. Для начала поясню, что в 90-е гг. в брт войсках АОИ было 4 регулярные бригады (без учебных), каждая со своим типом танков: 7-я - «Меркава» Мк.2 Бет, 188-я - «Меркава» Мк.3 и далее Мк.3 «Баз», 401-я - «Магах-6 Бет» (М60А1) и 500-я - «Магах-7» (глубоко модернизированные М60). Также надо объяснить термин БАТАШ («Битахон Шутеф», дословно «Текущая Безопасность»): речь идёт о текущей оперативной работе АОИ по охране границ, контролю за ЗБ (1985-2000), контролю за Территориями (Иудея и Самария, в прошлом и Газа). Так вот, в 90-е гг. для БАТАШ в ЗБ привлекались все регулярные брт бр АОИ. И среди прочего, было решено модернизировать часть танков «Магах-6 Бет» в вариант «Магах-6 Бет БАТАШ». Работы были срочными («Проект Херум»), проводились при поддержке «Израильской Военной Промышленности» (IMI) в 1997 г., АОИ получила 20 танков этой версии.
При работах над «Магах-6 Бет БАТАШ» внимание уделялось усилению бронезащиты и расширению секторов защиты вокруг экипажа. Вопросы устойчивости защиты к многократным попаданиям были второстепенны: от танка не требовалось продолжать бой после поражения, его можно было эвакуировать и послать на ремонт для замены поражённой брони.
Что касается «Меркава», то в период с 1985 по 1997 гг. в ЗБ 21 танк моделей Мк.2 и Мк.3 получили в общей сложности 43 попадания ПТУР и другого ПТ-оружия. В 6 случаях броня была пробита, были погибшие внутри и вне танков. Особенно повлияли два случая в 1997 г., когда 2 танка Мк.2 Бет были поражены ПТУР. Авторы не привели подробности, по другим источникам известно, что речь идёт о случаях поражения ПТУР «Фагот» двух танков 77-го батальона 7-й бригады в районе ОП «Рихан»: первый произошёл 18.09.97 (танк поражён в борт башни, погиб командир взвода старший лейтенант Эяль Шимони), второй - 18.10.97 (танк поражён в лоб напротив места мехвода, погиб сержант Ронен Хаюн).
И в 1998 г. с разрешения НГШ был начат второй срочный проект, создание «Меркава» Мк.2 Бет БАТАШ. И тут речь шла о 20 танках и о помощи IMI. Сроки выполнения были ещё более короткими. Общий подход - аналогичен предыдущему. Данные танки служили в ЗБ до её эвакуации в мае 2000 г., а далее продолжили службу в 7-й бригаде.
Далее похожий подход был расширен и на танки «Меркава» Мк.3. Но в этом случае была использована т.н. броня 4-го поколения («Мигун Дор Далет»), созданная для танков «Меркава» Мк.4. Идея была в использовании встроенной ДЗ для противостояния ПТУР с тандемной кумулятивной БЧ. Мк.3 получили новые модули бронезащиты башни, причём их установка была относительно простой благодаря модульной схеме бронирования этой модели. Для действий в Ливане были модернизированы 40 Мк.3. Кроме того, последние 150 Мк.3 в серийном выпуске сразу строились с этой защитой, далее её использовали и на всех Мк.4. В конце 90-х была и идея заменить модули брони «Меркава» Мк.2 Бет БАТАШ на «Мигун Дор Далет», но эвакуация ЗБ привела к отмене данного проекта.
Зима 1998/1999 гг. была очень дождливой и проходимость потяжелевших «Меркава» Мк.2 Бет БАТАШ в грязи Южного Ливана и Голанских высот заметно ухудшилась. Поэтому в середине 1999 г. Исраэль Таль дал указание провести проверку возможности установки силового блока от Мк.3 (1,200 л.с.) вместо оригинального Мк.2 (900 л.с.). Были модернизированы 3 танка, в т.ч. они получили и воздушные фильтры от Мк.3, более компактные. Высвободившееся место позволило усилить бронирование в этой зоне. Испытания прошли успешно, но из-за вопросов логистики продолжения работы не получили, все 3 танка были вновь оснащены старыми мотоблоками.
Тяжёлые БТР
О создании тяжёлого БТР «Ахзарит» на базе танка «Тиран» (Т-54/55) разные источники писали и ранее, см. например подборку в статье 2017 г.
«Ахзарит - хронология разработки и производства» на ЖЖ «Пишет Давид (david_2)». А один из источников («7200-й ремонтно-восстановительный центр», стр. 18-19) сообщил и цифры производства: 2 прототипа в мае 1988 г., 220 серийных с января 1989 по декабрь 1995 гг.
Эта же статья приводит следующие данные:
- 1981 г. - заместитель НГШ генерал-майор Йекутиэль Адам постановил, что АОИ нужен тяжёлый БТР;
- середина 80-х - начата разработка бронирования для «Ахзарит» под руководством Исраэля Таля; при штабе Главного офицера брт войск была создана команда по разработке («Цевет Питуах»), а IMI отвечала за производство этого бронирования, как опытное, так и серийное;
- лето 1988 г. - министр обороны утвердил создание «Ахзарит» Мк.2 («Ахзарит Симан 2»), параллельно с работами над первой моделью; также были проверены варианты нового тяжёлого БТР на базе «Меркава», «Шот» и «Тиран», предпочтение было отдано «Меркава», т.е. то, что в будущем стало «Намер» («Нагмаш Меркава»); в тот период это не имело продолжения по финансовым причинам;
- 1989 г. - начало поставок «Ахзарит» АОИ, бригаде «Голани».
В другом месте той же статьи сказано, что Таль начал работать над бронёй «Ахзарит» в 1985 г., после обращения Главного офицера Службы вооружений. Работы завершились за менее чем 2 года. Использованы технологии пассивного бронирования танка «Меркава». ДЗ не использовалась, поскольку в тот период были опасения её воздействия на пехоту, действующую рядом с БТР. С тех пор был накоплен большой опыт работы с ДЗ и её используют и на БТР, в т.ч. на «Намер».
Следующим тяжёлым БТР АОИ стала «Пума» («Порец Михшолим hандаси») на базе танка «Шот». «Пума» предназначалась для нужд инженерных войск, до тех пор использующих М113. Последний, кроме слабой защиты, был не способен нести, буксировать и толкать различные средства инженерных войск, такие как минные тралы, бульдозерный отвал, штурмовые мосты или систему дистанционного разминирования «Рицуф». Со временем «Пума» получила ряд усовершенствований для задач БАТАШ. Вооружение включает пулемёты и 60-мм миномёт.
Недостаток «Пума» - отсутствие люка в корме корпуса из-за сохранения оригинальной компоновки «Шот». В 1992 г. штаб полевых войск (МАФХАШ) во главе с генерал-майором Эмануэлем Сакелем и главой ГУ ТО (АГА) генерал-майором Иланом Бираном проверяли возможность использования «Пума» и для пехоты, решение было отрицательным. Тем не менее, было решено использовать её для БАТАШ в ЗБ. Для этого МАФХАШ запросил создать для «Пума» съёмное дополнительное бронирование днища, с отверстием напротив эвакуационного люка. Задача с поддержкой Таля была поручена МАНТАК.
В сентябре 2000 г. начались события «Геут вэ-Шефель» (название в АОИ для 2-й интифады), что потребовало увеличение парка БТТ для БАТАШ. В 2001 г. заместитель НГШ утвердил разработку усовершенствованного бронирования для «Пума» и закупку 30 усовершенствованных наборов БАТАШ. Планировалось модульное бронирование для разных задач на границе с Ливаном, в Иудее и Самарии и в Газе, а также его полный демонтаж для обычных боевых задач инженерных войск. Был построен прототип, но из-за нехватки бюджета проект был прекращён. Однако в 2004 г. к вопросу вернулись и некоторое количество наборов БАТАШ для «Пума» было выпущено.
Ещё одно семейство тяжёлых БТР АОИ, также на базе «Шот», это «Нагмашот», «Нагмахон» и «Накпадон». Все они изначально создавались для задач БАТАШ в Южном Ливане и ЗБ, а после мая 2000 г. - на границе Ливана и Сектора Газа. Как и для «Пума» (и по той же причине), их серьёзный недостаток - отсутствие люка в корме корпуса. Кроме того, поскольку они построены на базе устаревшего танка, возможности их модернизации по росту массы ограничены, а техническая надёжность (двигатель, подвеска) - низкая.
В статье авторы смешивают в кучу все эти БРТ, поэтому я добавлю несколько деталей по статье «Тяжёлые БТР АОИ» в Википеди»:
- «Нагмашот» («НАГМАШ Шот», т.е. «БТР Шот») - поступил на вооружение в 1984 г. По-сути «Шот» со снятой башней и минимальной боевой рубкой. В регулярных частях использовалась до замены на «Нагмахон» в конце 80-х гг.
- «Нагмахон» («НАГМАШ Муган Гахон», т.е. «БТР с защищённым днищем») - поступил на вооружение в марте 1988 г. Получил дополнительную защиту днища от мощных фугасов, также была улучшена защита рубки. В 1992 г. была усилена защита корпуса от гранат РПГ, работы шли на заводе РАМТА из состава «Израильской Авиационной Промышленности» (IAI). В 2000-е гг. была добавлена ещё более мощная защита бортов, в т.ч. от ПТУР.
- «Накпадон» - по Википедии разработка началась в 1993 г., но по статье проект шёл в МАНТАК при сотрудничестве «Рафаэль» в 1996 г. Поступил на вооружение во второй половине 90-х гг. Кроме бронирования днища, как в «Нагмахон», несёт мощную защиту от кумулятивных боеприпасов, сочетающую 3-е и 4-е поколения защиты («Дор Гимель» и «Дор Далет»). По Википедии - нёс 3-е поколение ДЗ разработки «Рафаэль». На 2000 г. имел самую мощную бронезащиту среди БТТ АОИ.
Согласно статье, всего было построено 16 «Накпадон». При выводе войск АОИ из ЗБ в ночь 23/24.05.00 один из них застрял на мосту в Ливане и был разбомблен авиацией АОИ. Кстати, согласно другой статье в том же номере «Ширъон» (стр.16) при отходе АОИ потеряла, кроме этого «Накпадон», 1 бронированный бульдозер D9, бронированный грузовик-автокран «Рио Хец», буксир «Интер-Грар», несколько систем подавления связи и по 1 миномёту калибров 52 и 120 мм. Всё остальное вооружение, техника и боеприпасы, оставленные в Ливане, принадлежали Армии Южного Ливана (ЦАДАЛь).
Защита «Нагмахон» от фугасов подчёркивается следующим случаем. В марте 2003 г. на юге Сектора Газа против «Нагмахон» с дополнительной защитой («Нагмахон Мемуган») был приведен в действие 100-кг фугас. Ущерб машине был небольшой, что касается экипажа, то 4 бойца получили очень лёгкие ранения (сухие удары).
Третий этап - вывод войск из Ливана и 2ЛВ, 2000-2006 гг.
В ходе 2ЛВ 2006 г. (12.07-14.08.06) «Хизбалла» имела на вооружении значительное количество современных ПТУР с тандемной БЧ, «Корнет» и «Метис-М». Эти и другие ПТУР широко применялись против бронетехники АОИ, в т.ч. танков «Меркава» Мк.2/3/4, тяжёлых БТР и бульдозеров.
Представители МАНТАК и НАСА изучили все повреждения. ПТУР и РПГ поразили около 60 танков и БТР и около 20 бульдозеров. В т.ч. были поражены 47 танков, в т.ч. примерно 20 ракетами «Корнет», главным образом их использовали против Мк.4. Среди всех поражений танков примерно 40% смогли пробить броню до боевого отделения, в среднем был 1 погибший на каждое пробитие. Для сравнения, в войнах прошлого пробития были в 60% случаев поражения и в среднем было 1.7 убитых на каждое пробитие. Кроме того, было 2 случая подрыва танков на мощных фугасах, при этом погибли 5 танкистов. Кстати, напоминаю о моей статье 2007 г.
«Потери бронетанковой техники во Второй Ливанской войне».
Комиссия Винограда, расследовавшая события 2ЛВ, отметила, что АОИ использовала чрезвычайно защищённую БТТ, по сравнению со всеми предыдущими войнами. Несмотря на это, по итогам войны был принят ряд принципиальных решений по дальнейшему совершенствованию парка БТТ. В первую очередь речь шла о завершении разработки и закупки тяжёлого БТР «Намер» и КАЗ «Меиль Руах». Уже в 2009 г. 13-й батальон бригады «Голани» стал боеготовым на БТР «Намер», а в 2010 г. 9-й брт батальон 401-й бригады стал боеготовым на «Меркава» Мк.4 с КАЗ. В ходе операции «Цук Эйтан» в Газе (лето 2014 г.) эти бригады действовали уже будучи полностью перевооружёнными на новую технику.
«Меркава» Мк.2 Бет БАТАШ
«Меркава» Мк.3 Далет «Баз»
«Меркава» Мк.4
Ссылки:
- Журнал «Ширъон» номер 57 (сентябрь 2020 г.).
- Танк «Меркава Симан 1» - был ли это прорыв? Размышления. Yadlashiryon, 16.12.20.
- Тяжёлые БТР АОИ, статья Википедии.