В начале четвертого курса, по традиции, все ездили "на картошку", что занимало больше месяца времени, дней 40. Поэтому четвертый курс учился со сдвигом по времени по сравнению с остальными курсами, а пятый курс начинал учиться не 1-го сентября, а (не помню точно) числа с 10, когда 4-й курс убывал на картошку.
Лето 1972 года было жарким (и я это помню) а в августе Москву стал застилать дым. Не совсем так, как это случилось в 2010 году, но в первый раз это было очень необычно. Я даже слышал в то время говорили, что это горят леса под Севастополем(!), но это, конечно была полная чушь.
В Москве я жил у своей бабушки, в семье своего дяди, младшего брата мамы. Разница по возрасту между мамой и дядей была примерно такая же, как между дядей и мной и я был старшим и взрослым внуком среди всех трех бабушкиных внуков. Летом почти все разъехались кто куда и я наслаждался свободой в 4-х комнатной квартире в Медведково.
Студентам не особо давали отдыхать летом. После четвертого курса у нас полтора месяца была вторая технологическая практика. Первую мы отработали в предыдущее лето на Липецком тракторном заводе в литейном цехе. Именно там я пришел к выводу, что не стоит ни при каких обстоятельствах работать на заводе, особенно если он выпускает массовую продукцию. Не знаю как в других цехах этого завода, но в литейном обычные люди работали только в начальниках или бригадирах. Остальные были "привлеченными", то есть студенты, солдаты и, в основном, "химики" (отбывающие срок условного наказания или досрочно условно освобожденные, которых привлекали работать "на стройках народного хозяйства".
Сейчас после четвертого курса можно стать так называемым бакалавром и работать (тоже так называемым) инженером, а тогда - только техником. На нашем потоке было три группы студентов. Первая группа поехала на практику в Ковров на оборонный завод. Вторая (в которой я учился) - в Московский НИИ, а третья - в Подлипки, на Королёвскую фирму. Я зачем-то попросился тоже туда, вроде как близко живу и мне пошли навстречу. Надо сказать, что в деньгах я при этом проиграл (в других группах можно было поработать на полставки), зато наша практика не потребовала полной занятости. Приезжали мы к 9 утра (а там все работали с 8-ми), в 11 шли обедать а в 12 начинался общий обед, а мы разбегались по домам или кто куда, редко задерживались до 5, не более двух-трех раз. Когда наступила жара, стали ездить в Пирогово, тогда туда из Мытищ и из Москвы довольно часто ходили электрички. Денег вот только не было, пивка в волю не попьешь.
На практике мне особенно запомнилось, как 29 июля в курилке по секрету сказали, что вторая долговременная орбитальная станция (ДОС) не вышла на орбиту из-за отказа ракеты "Протон". Тогда всё было секретно и это знание приятно щекотало ЧСВ. Практика закончилась, лето тоже кончалось и тут в отпуск приехала мама и привезла мне (и себе тоже) турпутевку на турпоездку по турмаршруту "Военно-грузинская дорога". В качестве бонуса после завершения поездки предполагалось 6 дней провести в Батуми в турбазе на Зелёном мысе. В известном смысле маршрут был еще и литературным, по следам Остапа Бендера и романа "12 стульев".
Мне не особо улыбалось совершить эту поездку под родительским присмотром, но и на море тоже хотелось съездить.
Поскольку родители работали в Аэрофлоте, билеты на самолет раз в году были для мамы бесплатными. Если на железной дороге чтобы к отпуску выписали бесплатный билет требовался стаж работы в системе МПС 1 год, то в Аэрофлоте требовался стаж 16 лет. Когда мама проработала в Аэрофлоте 15 лет, необходимый стаж сильно сократили и в 1972 году мама впервые бесплатным билетом воспользовалась. Поэтому наши путешествия из Москвы до города Орджоникидзе (так тогда назывался Владикавказ) и обратно из Батуми в Москву были воздушными. То есть на самолете. Мама - бесплатно по служебному билету, а я - за деньги. Путевки тоже были: мне - за деньги, а маме - только за 30% стоимости (льготная путевка). Теоретически существовали и совсем бесплатные путевки - об этом я узнал уже "на маршруте": некоторые удивлялись, когда узнавали, что я поехал за полную стоимость путевки - 80 рублей, для них это были выкинутые деньги.
Рейс Москва-Орджоникидзе выполнялся на самолете Ан-24 из а/п Быково. Так я первый (и последний) раз был в этом аэропорту и
первый раз полетел на самолете Ан-24.
Рейс был ночным, с промежуточной посадкой в Воронеже. Рано утром прилетели во Владикавказ, точнее в аэропорт Беслан.
До города ехать больше часа на автобусе. В автобусе усатый пожилой водитель продавал билеты. Билет стоил 90 копеек, но водитель сдачу не предлагал, а пассажиры не требовали, остерегаясь грозного кавказского взора из-под густых бровей. Билетов, впрочем, водитель тоже не давал. Кто-то осмелился и попросил билет. "Отчет?" грозно спросил водитель. Вопрошающий сник, поэтому билета так и не получил.
До меня доходили смутные слухи, что на Кавказе нет Советской власти, не дают сдачу и т.д. Теперь эти слухи подтверждались.
Автобус довез нас во Владикавказе Орджоникидзе до вокзала, а откуда на трамвае мы добрались до турбазы, так назывался наш отель.
В отеле мы с мамой разделились: ей дали койку в женском номере, мне в мужском. Обменяв наши путевки на койки и талоны на питание мы по главной лестнице поперлись с вещами в свои номера. От такой наглости дежурный в вестибюле (типа швейцар, только без формы и бороды) оторопел и завернул нас назад, чтобы мы сдали свои чемоданы в камеру хранения, а в номер можно брать только самые необходимые вещи, типа мыла и кошельков.
Поскольку приехали мы рано, то успели и позавтракать в столовой турбазы. Хлеб подали в виде лаваша. Просьба порезать хлеб тоже была воспринята неадекватно: хлеб на Кавказе не режут (режут только врагов, хлеб резать нельзя), а ломают руками.
До обеда я пытался заснуть, потом в комнате появились другие "туристы", сходили попить пива. Потом обед, после обеда - собрание тургруппы, выбрали старосту. На следующий день был назначен маршрут с ночевкой в каком-то ущелье. А перед ночевкой, на пленэре, по традиции (чьей неизвестно) намечался вечер знакомств (членов тургруппы), плавно переходящий а пьянку. Были выданы поручения закупить пойло и некоторую закуску в дополнение к штатному ужину на турбазе в ущелье.
Вечером первого дня нам устроили экскурсию по городу с посещением музея. Главным экспонатом музея, как мне показалось, был футбольный мяч, которым за пару лет до того "Спартак" из Орджоникидзе выиграл футбольный турнир за право играть в высшей лиге.
Вечером соседи в моей комнате делились впечатлениями о поездке в ущелье. Это были туристы из группы моего маршрута, но проходившие его на два дня раньше. Поэтому я был подготовлен к шуткам нашего завтрашнего экскурсовода и знал ответ на его коронную загадку.
Что такое два хвоста, 8 ног и посередине гривенник? - Два поросенка целуются.
На следующий день все было как мне рассказали. После завтрака, забрав свое постельное белье с собой, сели в автобус и поехали. По дороге экскурсовод рассказывал о достопримечательностях, задавал загадки и травил кавказские анекдоты.
Он сказал, что его фамилия Чайка, а зовут Ванадий, это такой очень редкий металл. Когда он загадал свою коронную загадку, я сделал вид, что догадался и переспросил: гривенник это два пятака?. Мой вопрос был проигнорирован.
Потом между делом он спросил: среди вас есть Серёжи?
Я как юный пионер не стал молчать: да, есть. И получил в ответ анекдот про Серёжу.
Серёжу спрашивают, у тебя есть дети? - Да, пять сыновей. - А как ты их назвал? - Серёжами всех назвал. - А как же ты их различаешь? - По отчеству.
Короче, не понравился мне этот Ванадий.
Через час-полтора приехали в ущелье. Дорога заканчивалась у фуникулера, который доставил нас выше по ущелью на маленькую турбазу. Группа, проходившая по маршруту на день раньше, покинула турбазу и на том же автобусе, который нас привез, вернулась в Орджоникидзе. Нас расселили в каких-то дощатых хижинах, дали пообедать и повели по ущелью, рассказывая о местных достопримечательностях. Сторожевая башня, старинное кладбище и ручеек по дну ущелья.
Вечером все (ну, может, не все, но я точно) нажрались до посинения. Пили какие-то чернила, мешая с водкой. По объему выпитого лидировал Ванадий.
Это наша тургруппа приехала в ущелье. Крайний справа - шофер автобуса. Я рядом с рюкзаком, в котором пойло.
Утомился я, рассказывая предания глубокой старины. Может быть
потом продолжу.