Смотря в каком аспекте. Сказки про демократию и города-государства - нет не объективно, высокий уровень примитивной демократии - да, такое наблюдается.
По части достоверности приводимых им взглядов на историю Древнерусского государства. Нет ли у него собственных измышлений, которые бы не соответствовали действительности?
По-моему, у всех советских историков-русистов множество собственных измышлений, которые плохо соотносятся с тем, что есть в источниках, посему происходило натягивание хомячка на глобус.
Ух ты! Прямо у всех советских историков! Бедные, как им не повезло! Зато сейчас - полное отсутствие идеологии, причем и на Западе, и в России, обеспечивает расцвет историографии.
Мои представления об общественном устройстве Руси совпадают с ним по всем пунктам. Разумеется, за исключением размещения картины Репина, тут я пас. В кризисном тупике вся советская "история", поскольку является трибуной пропаганды.
Та уж и все, здесь следует оговориться. Да, несомненно советские историки не могли писать обо всем открыто. Но не все были "пламенными певцами вождей мирового пролетариата". Фроянов - спорная личность, этим отчасти и был вызван мой вопрос.
То, что я читал И.Я. Фроянова по истории домонгольской Руси произвело на меня очень хорошее впечатление своей основательностью, довольно глубоким анализом, внимательным отношением к фактам, к источникам. Среди советских медиевистов, на мой взгляд, наиболее объективный. Писал о том, что видел в источниках, а не о собственных фантазиях и о генеральной линии партии, как многие его современники.
Проверять, конечно, всех надо. И в любом разыскании доходить до анализа непосредственно источника. Но взяв за основу базу представлений о ДР, созданную Фрояновым, вы сэкономите массу своего времени и сил. Его концепции опираются именно на анализ источников.
Модераторы и организаторы данного сообщества пустили дело на самотек и "сон разума стал порождать чудовищ".
Кратко:
Вопрос с Фрояновым не в "объективности". Вопрос с ним в том, что он когда-то выдвинул идеи, которые поначалу показались интересными, но потом:
1) в итоге так и не вышли за рамки позднесоветских схоластических дискуссий "об общественном строе" - и фактически давно потеряли научную актуальность;
2) при интересной задумке (сравнение с городами-государствами Древнего мира и пр.) так и не были в итоге профессионально обоснованы на сравнительно-историческом материале, т.е. так и не стали полноценной концепцией, которую можно серьёзно рассматривать;
3) были основаны (как показали работы А.А. Горского, П.В. Лукина, П.С. Стефановича и др.) на непонимании или искажении материала древнерусских источников.
Итог: работы Фроянова занимают маргинальное положение в науке и не оказывают влияния на реально идущие в древнерусистике дискуссии.
Я как раз это и хотел прояснить, не только актуальность его работ, но и верификацию его трудов, а так же сравнительно-исторический анализ его концепций о Древней Руси. В итоге получилось то, что получилось. Вы, пожалуй, первый, кто представил то, что бы мне хотелось видеть.
Comments 25
Reply
Reply
Но в целом я за синтез, мир, дружбу и жвачку http://lev-agni.livejournal.com/575983.html
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Проверять, конечно, всех надо. И в любом разыскании доходить до анализа непосредственно источника. Но взяв за основу базу представлений о ДР, созданную Фрояновым, вы сэкономите массу своего времени и сил. Его концепции опираются именно на анализ источников.
Reply
Кратко:
Вопрос с Фрояновым не в "объективности". Вопрос с ним в том, что он когда-то выдвинул идеи, которые поначалу показались интересными, но потом:
1) в итоге так и не вышли за рамки позднесоветских схоластических дискуссий "об общественном строе" - и фактически давно потеряли научную актуальность;
2) при интересной задумке (сравнение с городами-государствами Древнего мира и пр.) так и не были в итоге профессионально обоснованы на сравнительно-историческом материале, т.е. так и не стали полноценной концепцией, которую можно серьёзно рассматривать;
3) были основаны (как показали работы А.А. Горского, П.В. Лукина, П.С. Стефановича и др.) на непонимании или искажении материала древнерусских источников.
Итог: работы Фроянова занимают маргинальное положение в науке и не оказывают влияния на реально идущие в древнерусистике дискуссии.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment