Фрояновцы и антифрояновцы (
http://hawtrey.livejournal.com/40326.html ) = мир, дружба, жвачка синтез (?)
Конечно, древнерусские города не были городами-государствами, с чем, наверное, многие питерцы не согласятся, те, кто учился у Фроянова или у его учеников. Но фактический материал сильнее любой теории и концепции. О городах-государствах в какой-то степени можно говорить разве что относительно Новгорода, начиная с сер. XIVв., когда начинает оформляться понятный аппарат власти, государственные органы власти (Лукин П.В. Существовал ли в средневековом Новгороде "совет господ"
http://www.drevnyaya.ru/vyp/2012_1/part_2.pdf).
Все города Древней Руси зависят от князя: либо возникает стол, либо платят князю дань/налог. Ни о каких государствах нет возможности говорить в еще достаточно первобытно-родовом обществе. И о городах в том числе. Но здесь возникает такая диалектика.
С одной стороны, род Рюриковичей - особый слой, каста правящих людей с правом на стол и на удел, которое дается только с правом рождения, с другой стороны, не каждый князь может просто так вокняжиться в городе. Например, открываем Лаврушу Лаврентьевскую летопись по убиении Андрея Боголюбского и читаем
потом же Ростовци посадиша оу
собе Мстислава Ростовѣ 35 на столѣ дѣдни и ѡтни . с радостью великою . Тоѥж̑
зимъı ѡженисѧ Ӕрополкъ . Ростиславичь . кнѧзь Володимерьскъıи . пославъ
Смолиньску 36 поӕ за сѧ кнѧгъıню 37 З. Всеславлю дочерь 38 кнѧзѧ Витепьскаго . и
вѣнчасѧ с нею 39 в Володимери оу ст҃оє 40 Бц҃и . мс̑цѧ 41. генвар̑ И. въ 42 . г҃ . дн҃ь 43 І.
мѧсопус̑ноє недѣл̑ . во вторк̑ К. В тож̑ лѣт̑ 44. Смолнѧне въıгнаша ѿ собе Ӕрополка
Романовича . а Ростислава Мстиславича 45 введоша 46 во Смольнескъ кнѧжитъ 47.
Возникающая боярская верхушка пытается контролировать первобытно-родовой пережиток в виде т.н. "вече", "народного собрания". Бояре Галицко-волынских земель стали настолько могущественными, что формально признавали власть князей, а сами, за счет союзников, других боярских кланов, могли иметь реальную власть на местах и действовать самостоятельно. Точных данных нет, но вероятно такую борзоту особо властные князья пытались искоренять каленым железом, т.е. действовали путем физического устранения.
Можно охарактеризовать ситуацию таким образом, что имелось три стороны - 1-я) город (бояре/горожане), 2-я) князь, получавший удел и и основатель опредеелнного дома, 3-я)род Рюриковичей в целом, который имел право на кормление с зависимой земли, но власти как таковой практически не имел или имел периодически и в отдельных княжествах, в зависимости от личности князя, обстоятельств и т.д. Почему в одной теме я и писал, что возникает удельно-княжеско-городской порядок или некая система отношений при котором свою роль играют три актора - собственно княжеский род Рюриковичей, каждый князь, принадлежавший отдельной какой-нибудь династии, которых призывали или выбирали, кто милее и кого выгоднее призывать, и, наконец, сам город, или, точнее, наверное, земля или "удел", где всем или почти всем заправляли бояре, знатные горожане, возможно, где-то оставалась своя старая "племенная" верхушка.
Не наступило ли время синтеза и более взвешенного подхода к историческому прошлому России?