"по справедливому замечанию Томазиуса, его [Оригена] христология отличается от христологии его предшественников тем, что он самым решительным образом выдвинул учение о разумности человеческой души во Христе.
Все его предшественники, говоря: Λόγος σάρξ, θεός ην ανθρωπος, Χρίστός ελαβε ψυχήν και σώμα, не определяли точно, что собственно они разумели под ψυχη - между тем как Ориген, трактуя о предсуществующих душах вообще и о человеческой душе Спасителя в частности, сделал это определение в своем решительном заявлении, что как вообще человеческая душа, так в частности человеческая душа Спасителя есть по своей природе ψυχη λογικη, с которой в личное единство вступило Его божество.
Это учение Оригена действительно было принято отцами церкви IV века. Ему следовали св. Афанасий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, хотя ни один из них и не признавал теории предсуществования душ", - пишет Виктор Иванович Несмелов в работе "Догматическая система святого Григория Нисского"
(*) и там же выражает своё несогласие с теми, кто считает, что Аполлинарий Лаодикийский "имеет за себя твердую историческую основу, в понимании отцов и учителей христианской церкви до-оригеновского времени".
А ведь "в понимании отцов и учителей христианской церкви до-оригеновского времени" душа человеческая разумна как раз вовсе не сама по себе, а исключительно в силу соединения с Духом Божьим. «Если в каком-либо человеке дух не соединен с душой, человек этот несовершенен; он остается звероподобным и плотским, хотя образ Божий и запечатлен в его плоти, тем не менее он не обретает Духом Его подобия»
(*).
Да уже и после Оригена Феофан Затворник, например, писал: "...было животное в образе человека, с душой животной. Потом Бог вдунул в него дух Свой, и из животного стал человек - - ангел в образе человека." (св. Феофан Затворник)
(*) Адольф фон Гарнак в своей "Истории догматов" писал: "... благочестивые греческие сторонники ортодоксии, - в сущности, аполлинаристы... ...Аполлинарий вычеркнул человеческий nus (ум), как делали это все верующие греки до него и после него - но он сделал это открыто и решительно..."
(*).
Да, все благочестивые сторонники ортодоксии (и не только греческие) - в сущности аполлинаристы, ибо весь их жизненный опыт подсказывает, что "человеческий ум" как прыщ на теле, - ни красы, ни толку
(*).
========
ДДТ - Ты не один
http://www.youtube.com/watch?v=zx9QnCfXBxc На протяжении 16-ти с гаком веков тебя, родной Аполлинарий
(*), поносили всевозможные любители собственных мозгов
(*), но "всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым" (Быт. 2,20) ты в радость
(*). "Звучит торжественная и всепобеждающая Осанна..."
(*).