по справедливому замечанию Томазиуса

Nov 06, 2014 22:39

"по справедливому замечанию Томазиуса, его [Оригена] христология отличается от христологии его предшественников тем, что он самым решительным образом выдвинул учение о разумности человеческой души во Христе. Все его предшественники, говоря: Λόγος σάρξ, θεός ην ανθρωπος, Χρίστός ελαβε ψυχήν και σώμα, не определяли точно, что собственно они разумели под ψυχη - между тем как Ориген, трактуя о предсуществующих душах вообще и о человеческой душе Спасителя в частности, сделал это определение в своем решительном заявлении, что как вообще человеческая душа, так в частности человеческая душа Спасителя есть по своей природе ψυχη λογικη, с которой в личное единство вступило Его божество.
Это учение Оригена действительно было принято отцами церкви IV века. Ему следовали св. Афанасий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, хотя ни один из них и не признавал теории предсуществования душ", - пишет Виктор Иванович Несмелов в работе "Догматическая система святого Григория Нисского" (*) и там же выражает своё несогласие с теми, кто считает, что Аполлинарий Лаодикийский "имеет за себя твердую историческую основу, в понимании отцов и учителей христианской церкви до-оригеновского времени".

А ведь "в понимании отцов и учителей христианской церкви до-оригеновского времени" душа человеческая разумна как раз вовсе не сама по себе, а исключительно в силу соединения с Духом Божьим. «Если в каком-либо человеке дух не соединен с душой, человек этот несовершенен; он остается звероподобным и плотским, хотя образ Божий и запечатлен в его плоти, тем не менее он не обретает Духом Его подобия» (*).



Да уже и после Оригена Феофан Затворник, например, писал: "...было животное в образе человека, с душой животной. Потом Бог вдунул в него дух Свой, и из животного стал человек - - ангел в образе человека." (св. Феофан Затворник) (*)

Адольф фон Гарнак в своей "Истории догматов" писал: "... благочестивые греческие сторонники ортодоксии, - в сущности, аполлинаристы... ...Аполлинарий вычеркнул человеческий nus (ум), как делали это все верующие греки до него и после него - но он сделал это открыто и решительно..." (*).

Да, все благочестивые сторонники ортодоксии (и не только греческие) - в сущности аполлинаристы, ибо весь их жизненный опыт подсказывает, что "человеческий ум" как прыщ на теле, - ни красы, ни толку (*).

========
ДДТ - Ты не один
http://www.youtube.com/watch?v=zx9QnCfXBxc

На протяжении 16-ти с гаком веков тебя, родной Аполлинарий (*), поносили всевозможные любители собственных мозгов (*), но "всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым" (Быт. 2,20) ты в радость (*). "Звучит торжественная и всепобеждающая Осанна..." (*).

Виктор Несмелов, Ориген, Аполлинарий Лаодикийский

Previous post Next post
Up